Программа Эмоционально-социального развития дошкольника .
рабочая программа (средняя группа)

Сидякова Людмила Константиновна

Программа Эмоционально-социального развития дошкольника  по прграмме "Я - Ты - Мы" , составитель Князева О.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razv_emotsiy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчёлка»

Программа

эмоционально - социального

развития дошкольников

Составитель:

Воспитатель:  

Людмила Константиновна

Сидякова

2022 год

Программа развития эмоциональной

 сферы дошкольника

(по программе социально – эмоционального развития дошкольников «Я-Ты-Мы», сост. Князева О.Л)

Пояснительная записка

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Целью данной программы  является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне эмоциональной активности и развития  эмоциональных состояний.

Задачи:

  • Помочь ребёнку осознать свою уникальность, неповторимость и непохожесть на других.
  • Учить детей осознанно относиться к своим эмоциям, чувствам, переживаниям и понимать эмоциональное состояние других людей.
  • Формировать  коммуникативные умения и навыки, учить конструктивно строить свои отношения с другими людьми, понимать причину конфликтов и самостоятельно разрешать их.

Решается  проблема  через  решение следующих направлений:

  • Эмоциональное развитие детей через систему занятий, игр, упражнений, взаимодействие с родителями.
  • Разработка программы цикла занятий в соответствии с этапами работы.
  • Создание среды, способствующей развитию эмоциональной сферы.

В основе работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников лежат следующие принципы:

  • системность организации данной педагогической деятельности;
  • содержание педагогической работы соответствует условиям естественного развития ребенка;
  • поэтапность  педагогической работы. Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельностной активности личности ребенка-дошкольника. Это положение является основополагающим в программе, рассчитанной на весь период  дошкольного детства, с непременным учетом «возрастных границ развития» на каждом этапе личностного становления ребенка;
  • учет динамики и качественного своеобразия эмоций у каждого ребенка. Содержание и методический инструментарий педагогической работы должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным  возможностям каждого ребенка.

Основные направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

  1. Развитие опыта эмоционального реагирования, становление социально значимых форм эмоционального реагирования – разнообразных, ярких, адекватных эмоциональных реакций (эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей.)

С целью развития эмоционального реагирования  разработан комплекс  игр, направленных на побуждение детей к эмоциональному реагированию, стимулирующих  эмоциональные формы поведения у детей.

  1. Развитие эмоциональной экспрессии.  Это направление педагогической работы строится с учетом выделенной психологами и психофизиологами связи между эмоциями и движениями. Важно обеспечить дошкольнику возможность инсценировать движения, характерные для эмоционального состояния героя; обеспечить наличие воображаемых ситуаций и ролевых воплощений; возможность моделировать эмоциональные проявления.

В младшем дошкольном возрасте содержание эмоционально-экспрессивных игр направлено на развитие начал выражения эмоций радости, грусти, злости, страха главным образом с помощью жестов и пантомимики.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• принимать непосредственное ролевое участие в игре, что побуждает детей к подражательным действиям, к повтору действий за педагогом, к проявлению инициативы;

• давать эмоционально насыщенные комментарии: перед началом игры, вводя детей в воображаемую ситуацию; во время игры, стремясь поддерживать самостоятельность и активность детей, в конце игры, выводя детей из воображаемой ситуации и стремясь сохранить у них приятные переживания от игры.

• последовательно усложнять способы организации игр: игры, предполагающие повторение действий по образцу, подражание взрослому; игры, предполагающие завершение действий, начатых педагогом; игры, предполагающие самостоятельное демонстрирование телодвижений, побуждающие к элементарным импровизациям.

В среднем дошкольном возрасте содержание эмоционально-экспрессивных игр направлено на развитие всех компонентов, составляющих эмоциональную экспрессию: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Кроме образной передачи движениями состояний радости, грусти, злости, страха, вводится состояние удивления. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы воспитателя.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• принимать ролевое участие в игре, чтобы развивать у детей умение входить в образ, умение передавать собственные переживания в ходе совершаемых игровых действий, а также чтобы поддерживать инициативу и самостоятельность детей в оформлении экспрессивных проявлений (например, игра «Кошка и котята»);

• осуществлять вариативную компоновку игровых импровизаций с реальными, воображаемыми предметами и без предметов, с одновременным и поочередным использованием жестов и телодвижений;

• оформлять декорации;

• подбирать музыкальное сопровождение, создающее необходимый фон для инсценирования движений, характерных для эмоционального состояния героя.

В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности всех составляющих эмоциональной экспрессии и развитию выразительности в оформлении моторных механизмов экспрессии, а также поддержке индивидуально-неповторимого почерка образной передачи движений.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• привлекать детей к выбору декораций и музыкального сопровождения;

• побуждать детей самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для организации игры и дальнейших ролевых перевоплощений;

• побуждать детей к многократной актуализации эмоциональных состояний в вариативном ролевом воплощении, к демонстрированию тонких оттенков настроений;

• побуждать детей к творческим экспромтам;

• предоставлять детям свободу в создании и организации аналогичных игр;

• поощрять разнообразие и выразительность внешнего моторного оформления эмоций, творчество в моделировании эмоциональных состояний и демонстрировании самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.

3. Развитие представлений об эмоциях. Основными средствами развития представлений об эмоциях служат детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – использование схем эмоций.

В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с простыми, визуально легко воспринимаемыми связями: эмоция и ее внешнее выражение в мимике, жестах, позе и т. д.

Роль педагога состоит в следующем:

• выразительно преподносить содержание художественных произведений;

• организовывать совместное рассматривание наглядного материала, вербализацию эмоциональных состояний;

• использовать театральные инсценировки, в частности настольный театр. В процессе разыгрывания инсценировок педагог побуждает детей называть эмоциональные проявления персонажей, находить варианты оказания помощи героям и т. Д.

• побуждать детей самостоятельно подбирать картинки по словесному указанию, например: «Покажи радостного зайчика… злого» и т. д., «Найди такого же медведя! Покажи другого…» и т. д.;

• поощрять эмоциональные отклики детей в виде сопереживания, их готовность помочь героям литературных произведений, персонажам картин и т. д.

В среднем дошкольном возрасте дети лучше воспринимают связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, изменения в настроении. На этом возрастном этапе впервые вводятся когнитивные схемы эмоций. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) рассматриваются в этой группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Впервые вводится вариант восприятия эмоции удивления.

 Роль педагога состоит в следующем:

• оформлять наглядный материал – серии картин, когнитивные схемы эмоций и т. д.;

• побуждать детей называть основные, существенные признаки того или иного эмоционального проявления (например: «Каких героев произведения К. И. Чуковского «Краденое солнце» можно назвать злыми? Почему вы так решили?»);

• совместно анализировать с детьми когнитивные схемы эмоций начиная со следствия – эмоционального проявления к причине – содержанию ситуации, события, что обусловило данное эмоциональное проявление;

• подводить детей к выводу, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами;

• предлагать детям выполнить задания в альбомах, например: «Изобразите лица девочек: одной девочке радостно, а другой – грустно. Подберите одежду, которая подходит к настроению девочек» и т. д.;

• совместно с детьми оценивать ситуации и поступки с точки зрения их социально-нравственной значимости: добрый, справедливый поступок приносит радость; злой, жестокий должен получать заслуженное осуждение, наказание.

В старшем дошкольном возрасте вводится большее количество когнитивных схем эмоций. Детям предлагаются более расширенные варианты восприятия эмоциональных проявлений: состояние обиды, вины, гнева, усталости, интереса и др. Педагогическая работа на этом возрастном этапе должна четко определять взаимосвязь сопереживания с анализом, оценкой ситуации, выражением отношения к ней.

Осуществляя такую работу, целесообразно подводить детей к пониманию того, что нравственная оценка поступков, способов поведения должна определяться не внешней формой поступка, а прежде всего содержанием мотивов, т. е. чем руководствовался персонаж в той или иной ситуации, что побудило его к переживанию грусти, удивления и т. д. Следует обращать внимание детей на то, что от настроения человека во многом зависит его взгляд на окружающий мир – на природу, отношения между людьми.

4. Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики. Это направление эмоционального развития детей предусматривает овладение словесными обозначениями эмоций, или «языком чувств».

Овладение словарем эмоциональной лексики должно осуществляться в единстве с развитием представлений об эмоциях.

1– й этап – младший дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ конкретного персонажа (злой волк, испуганный заяц). Рекомендуется использовать детскую художественную литературу и иллюстративный материал, где ярко и выразительно представлены моменты эмоциональной экспрессии и словесно обозначены эмоциональные состояния. Внимание детей акцентируется на словах, характеризующих определенное эмоциональное состояние, показываются и одновременно словесно обозначаются проявления эмоций в мимике, жестах, позе.

2– й этап – младший и средний дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев (злые не только волки, но и медведи, радостные дети, птицы, звери, куклы и т. д.), увеличивается количество слов, характеризующих то или иное эмоциональное состояние. Это достигается через восприятие более широкого круга произведений художественной литературы, живописи и иллюстраций.

3– й этап – средний и старший дошкольный возраст. Слово становится обобщенным сигналом, обозначающим эмоциональное состояние. Дети анализируют причины разных настроений, учатся подбирать все большее число слов-синонимов и передавать эмоциональные состояния в рисунках и лепке.

4-й этап – старший дошкольный возраст. Этот этап обобщает опыт предыдущих. Дети свободно владеют значениями слов, обозначающих эмоции, умеют составлять обобщенные эмоциональные характеристики (упрямый Фома, Царевна Несмеяна и др.). Необходимо побуждать детей называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший и т. д.), анализировать причины настроений, оценивать нравственную сторону эмоциональных проявлений и т. д.

Таким образом, все выделенные направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников тесно взаимосвязаны и составляют единую программу эмоционального развития детей – дошкольников.

Основными педагогическими средствами являются, прежде всего, разные виды деятельности: игровая, театрализованная, художественная, двигательная, музыкальная, коммуникативная. При всей важности каждого вида деятельности особое значение имеет игра.

Огромное значение для эмоционального развития детей имеет художественная литература и народный фольклор. Художественная литература является особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным материалом для содержательной беседы педагога с детьми. Для развития представлений об эмоциях, о различных формах их выражения, для стимулирования оценочного отношения к окружающей жизни целесообразно шире практиковать занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, поскольку эти виды искусства наиболее образно передают различные эмоциональные состояния и учат пристрастному отношению к миру в целом.

Эмоциональное развитие дошкольников может осуществляться в различных блоках педагогического процесса, если оно логично согласуется с целевой направленностью и содержанием деятельности, в рамках которой оно проводится и органично вписывается в общий режим дня. Целесообразно комплексное проведение педагогической работы в блоке совместной деятельности педагога с детьми, рассчитанной на весь период дошкольного детства.

В начале недели лучше организовать игры, которые способствуют «раскрепощению» детей (снятию вялости после выходных дней) и не требуют интенсивного интеллектуального напряжения. Это эмоционально-сенсорные, эмоционально-экспрессивные игры и т. д.

В середине недели, в период высокой работоспособности, активной включенности детей в разноплановую деятельность, в установленный ритм жизни дошкольного учреждения, желательно организовывать такие формы работы, которые требуют от детей определенного интеллектуального напряжения, внимания, волевых усилий, творческого самовыражения. К ним относятся эмоционально-смысловое общение, игры с использованием пиктограмм, письменные задания в альбомах, решение проблемных ситуаций с использованием когнитивных схем эмоций и т. д.

К концу недели целесообразно вводить яркие, оригинальные формы работы, позволяющие поддерживать эмоциональную активность детей, вызывать повышенный интерес к ним. Этим требованиям отвечают игры, побуждающие детей проявлять самостоятельность, демонстрировать индивидуальную неповторимость, оригинальность в выражении эмоциональной экспрессии.

Все представленные в пособии методические материалы могут использоваться не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в условиях семьи в качестве вариантов педагогически целесообразной организации досуга детей, в качестве коррекции эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1.  Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006

2.   Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

3.  Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4.  Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002

5.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.

6.  Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

7.   Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников. сост. Князева О.Л., "Мозаика-Синтез"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников 4-5 лет

Образовательная область "Физическая культура"...

Рабочая программа по физкультурному развитию дошкольников

Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и экспериментальной де...

План – программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»

Паспорт программы дополнительного образования социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир» №Реквизиты паспортаСодержание программы1.Год разработки программы2013 год2.АвторПолегаева ...

План – программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»

Паспорт программы дополнительного образования социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир» №Реквизиты паспортаСодержание программы1.Год разработки программы2013 год2.АвторПолегаева ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"

Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...

«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»

Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....