Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы «Волшебная вода»
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей  средней группы

(проводится с демонстрированием презентации «Волшебная вода»)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей  средней группы

(проводится с демонстрированием презентации «Волшебная вода»)

Тема: Волшебная вода

Цель:

Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

 1.Образовательные:

- закрепить знания детей о роли и значении воды;

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, отражает предметы, может изменять цвет, не имеет собственного вкуса и запаха);

-привить первоначальные навыки исследовательской деятельности;

2. Развивающие:

-развивать монологическую и диалогическую речь, логическое мышление, наблюдательность, общую и мелкую моторику.

-развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, стимулировать желание самостоятельно делать выводы;

3. Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к воде: уточнить знания о том, что вода - ценный природный дар, воду нужно беречь.

-воспитывать осторожность в обращении с предметами при проведении опытов.

-воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Предварительная работа:

Проведение опытов по определению других свойств воды.

Беседы о роли и значении воды в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок по теме.

Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

Ход занятия

I часть   Вступительная (мотивационно – побудительная)

 Зал, оформлен как научная лаборатория. Дети заходят в зал под песню «От улыбки станет всем светлей!» (Слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского)

Воспитатель:

-Ребята, к нам на занятие пришли гости: посмотрите на них, поздоровайтесь  и больше не отвлекайтесь!                        

-Детки, предлагаю вам встать в круг и поиграть в игру «От улыбки станет всем светлей»  

- Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, не отвлекаться!

-Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение (улыбаются).

-Ребята, у всех настроение хорошее? (Ответы детей).

-Вот и замечательно!

-Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

-Что это?

Дети:

- Вода.

Воспитатель:

-Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.

-Кому нужна вода?

Дети:

-Вода нужна людям, животным, рыбам, насекомым, грибам, деревьям, кустарникам, цветам.

Воспитатель:

-Для чего нужна вода людям?

Ребёнок:

-Вода нужна людям для того, чтобы пить, варить еду, мыть грязные фрукты и овощи, умываться и купаться, мыть посуду, стирать одежду.

Воспитатель:

-Для чего нужна вода животным, насекомым, деревьям, цветам?

Дети:

-Вода нужна растениям, деревьям, цветам, чтобы они не засохли.

-Вода нужна животным для того, чтобы пить, мыться.

Воспитатель:

-Ребята, а что было бы, если бы не было воды? Что бы произошло? Как вы думаете?

Дети:

-Без воды всё живое на свете погибнет.

Воспитатель:

-Правильно! Вода нужна людям, растительному и животному миру. Вода – это жизнь. Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете.

Стук в дверь - почтальон принёс письмо.

Воспитатель:

-Ой! Детки, нам пришло письмо от Крошки Енота! А вы знаете, кто такой Крошка Енот? (мультипликационный герой)

- Давайте его прочитаем, вдруг, там что-то важное?

(Воспитатель читает письмо)

 «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Крошка Енот, наверняка, вы знаете обо мне. Я живу недалеко от пруда, но совершенно ничего не знаю о воде. Помогите, мне, пожалуйста, побольше узнать об этой удивительной жидкости.»  

- Ребята, вы согласны помочь Крошке  Еноту?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

-Для того, чтобы помочь этому сказочному герою, нам нужно отправиться в нашу волшебную лабораторию и провести в ней опыты, а фотография Крошки Енота, будет напоминать о вашем обещании.

-Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Ребёнок:

-Лаборатория - это помещение, в котором учёные проводят различные эксперименты, опыты.

Воспитатель:

-Всё верно! У меня есть волшебный клубок, который подскажет нам дорогу в лабораторию. Давайте скажем заветные слова: «Раз, два, три – нам дорогу покажи!»

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель:

- А вот и лаборатория! Ребята, сегодня мы с вами будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Я буду лаборантом, а вы моими помощниками. Договорились?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

-Хочу вам напомнить правила поведения в лаборатории:

- быть аккуратными;

- не спешить;

- внимательно слушать;

- не толкаться.

-Вы готовы? Тогда в путь!

- Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Предлагаю вам подойти к столу под №1.

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1: «Вода – жидкость»

-Перед нами два пластиковых стаканчика. Что в них налито?

Ребёнок:

-Один стаканчик с водой, другой – пустой.

Воспитатель:

-Семён, предлагаю тебе аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой (предлагает еще 2-3 детям поучаствовать в опыте)

-Что происходит с водой?

Ребёнок:

-Вода льётся.

Воспитатель:

-Почему вода льётся?

Ребёнок:

-Вода льётся, потому что она жидкая.

Воспитатель:

-Итак, какая вода?

Дети:

-Вода жидкая.

Воспитатель:

-Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью. В письме Крошке Еноту вы можете написать, что вода течет, ее можно налить в стакан, в тарелку, в вазу…, перелить из одного сосуда в другой, вылить.

Опыт № 2 «Вода- прозрачная»

Воспитатель:

-Ребята, для того, чтобы провести второй опыт, предлагаю вам подойти к лабораторному столу под №2.

- Перед вами стоят 2 пластиковых стаканчика. Скажите что в них налито? Дети:

-В одном стакане налито молоко, а в другом вода.

Воспитатель:

- Правильно!

-Ой! Детки, посмотрите, что это за картинки?(воспитатель обращает внимание детей  на стол, где лежат мордочки Крошки Енота)

Дети:

-Это изображение Крошки Енота.

Воспитатель:

-Да, действительно! Это Крошка Енот. Как вы уже заметили, картинки не весёлые, не яркие. Перед вами лежат цветные карандаши, предлагаю вам оживить Крошку Енота(дети раскрашивают Енота под песню «От улыбки станет всем светлей!»(Слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского)).

-Какой красивый Енот у вас получился!

- А теперь, я предлагаю вам вернуться к лабораторному столу под №2 вместе со своими картинками.

-Давайте поставим стаканчик с водой на изображение и заглянем внутрь стаканчика.

-Что вы там видите?

Дети:

-В стаканчике видно Крошку Енота.

Воспитатель:

- А теперь давайте поставим стаканчик с молоком на изображение и заглянем  внутрь стаканчика.

-Что вы видите теперь?

Дети:

-Молоко. Крошку Енота не видно через молоко.

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему через молоко мы не увидели Енота, а через воду увидели?

Ребёнок:

-Мы не увидели картинку  через молоко, потому что оно белое, непрозрачное, а вода прозрачная.

Воспитатель:

- Что об этом опыте вы можете написать в письме Крошке Еноту?

Ребёнок:

-Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, поэтому сквозь него предметы не видны.

Воспитатель:

-Вы очень наблюдательные исследователи! В подтверждение вашего вывода, предлагаю всем посмотреть на экран, Крошка Енот хочет, чтобы вы увидели его видеописьмо (Фрагмент из мультфильма, как Крошка Енот смотрится в воду).

- Ребята, что Крошка Енот увидел в реке?

Ребёнок:

-Крошка Енот увидел в речке своё отражение.

Воспитатель:

- Давайте попробуем повторить его эксперимент. Посмотрите на лабораторный стол под №2,   скажите, что на нём стоит?

Дети:

-На столе стоит таз с водой.

Воспитатель:

- Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

Дети:

-Своё лицо, своё отражение.

Воспитатель:

- А где ещё можно увидеть своё отражение?

Ребёнок:

-Отражение можно увидеть в зеркале.

Воспитатель:

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Ребёнок:

-Отражение очень плохо видно, оно размытое.

Воспитатель:

- Что об этом опыте вы можете написать в письме Крошке Еноту?

Ребёнок:

-Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойная, то отражение предметов нечёткое и размытое.

Воспитатель:

-Всё верно!

Опыт 3 «Вода может менять цвет»

-Для опыта под №3, предлагаю вам, юные исследователи, вернуться к лабораторному столу под №1.

-Ребята, мы с вами выяснили, что вода бесцветная, прозрачная жидкость. Посмотрите, какая водичка не весёлая, не яркая. Давайте подарим ей красивые платьица! Для этого нужно искупать кисточку в стакане с водой, набрать на кисть краску только одного цвета и опустить кисть с краской в воду. Что у вас получилось? Изменила ли цвет вода?

Дети:

-Вода изменила цвет. Она стала красная, жёлтая, зелёная.

Воспитатель:

- Что об этом опыте вы можете написать в письме Крошке Еноту?

Ребёнок:

-Вода изменяет цвет, если в неё добавить краску.

Воспитатель:

-Вот какие красивые платьица вы подарили воде!

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как вы считаете?

Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем. Мы с вами пойдём к реке.

Физкультминутка:

К речке быстрой.

К речке быстрой мы спустились,  (шагаем на месте)

Наклонились и умылись.          (наклоны вперед, руки «умывают» лицо)

Раз, два, три, четыре,          (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились!      (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:         (показываем указательным пальцем)

Вместе – раз, это брасс.         (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.       (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой             (шагаем на месте)

И отправились домой.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимайте свои места за лабораторным столом под №1, мы продолжим изучение воды.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель:

-Понюхайте воду в стаканчиках. Пахнет ли вода чем-нибудь? Есть ли у воды запах?

Ребёнок:

-Вода ничем не пахнет.

Воспитатель:

-Верно. У воды нет собственного запаха.

-Перед вами стоят два блюдца- с дольками лимона, с дольками апельсина.

Воспитатель предлагает  ребёнку аккуратно опустить в свой стакан дольку только с одним  фруктом и снова понюхать воду.

-А теперь пахнет ли вода чем-нибудь? Появился ли у воды запах?

Дети:

-Вода стала пахнуть лимоном.

 -Вода стала пахнуть апельсином.

Воспитатель:

-Действительно! Что об этом опыте вы можете написать в письме Крошке Еноту?

Ребёнок:

- Вода не имеет собственного запаха, но она может менять  запах.

Опыт №5 «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель предлагает детям подойти к столу под №2 взять соломинки и попробовать воду из стаканчиков.

Воспитатель:

-Ребята, скажите, есть ли у воды вкус?

Дети:

-У воды нет вкуса.

Воспитатель:

 -Правильно! Перед вами два контейнера! Посмотрите, что в них находится? Ребёнок:

-В одном блюдце насыпан сахарный песок, в другом - соль.

Воспитатель:

-Предлагаю вам взять в руки ложки, и насыпать в свои стаканчики только что-то одно. Перемешайте!

-А теперь возьмите свои трубочки и попробуйте водичку!

-Вода изменила свой вкус?

Дети:

-Да. Она стала сладкой, кислой.

Воспитатель:

-Что об этом опыте вы можете написать в письме Крошке Еноту?

Ребёнок:

- Вода не имеет собственного вкуса, но она может менять свой вкус.

Воспитатель:

-Какие же вы, молодцы! У вас всё получается!

Опыт №7 «Вулкан»

Воспитатель:

-Ребята, я приготовила для вас опыт-сюрприз под названием «Вулкан». Посмотрите на стол, перед нами лежит: поднос, пробирка с водой, краска, сода, лимонная кислота, моющая жидкость. Предлагаю смешать эти компоненты. (Дети помогают, воспитатель завершает эксперимент ).

-Вот такой у нас получился «вулкан»!

-А теперь пришло время отправляться в детский сад. Давайте возьмём наш волшебный клубочек и отправимся в путь. Скажем слова: «Раз, два, три – в детский сад нас приведи!»

- Вот мы и вернулись в детский сад. Вы замечательно справились с опытами, хорошо отвечали, делали выводы. Время подводить итоги занятия.

III этап   Заключительный (рефлексия)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

 -Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии?

Ребёнок:

- Сегодня на занятии мы говорили о воде.

Воспитатель:

-Кому и для чего нужна вода?

Ребёнок:

-Вода нужна людям, чтобы пить, готовить еду, умываться, купаться, стирать вещи.

Ребёнок:

-Вода нужна деревьям, растениям, грибам. Без воды они засохнут.

Ребёнок:

-Вода нужна животным, рыбам, насекомым, птицам. Без воды они погибнут.

Воспитатель:

- Да, дети, вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Молодцы! Я очень вами довольна! Вы внимательно всё слушали.

-Проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода.

-Давайте вспомним, вода какая?

Ребёнок:

-Вода жидкая, не пахнет, у неё нет вкуса.

Ребёнок:

-Вода прозрачная, отражает предметы, но может и изменять цвет.

Воспитатель:

-Вы хорошо усвоили материал!

-Ребята, вы сегодня были очень внимательными, аккуратными, послушными исследователями! Мне очень понравилось, что вы работали дружно! Закончить занятие хочу стихотворением Е.П.Богомоловой:

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

-Ребята, запасов пресной, чистой воды  на планете с каждым годом стаёт всё меньше и меньше.

-Для того, чтобы сохранить водные ресурсы нашей планеты, хочу напомнить вам простые правила: когда моете руки, не включайте струю воды сильно; плотно закрывайте за собой кран; когда чистите зубки, воду наливайте в стакан. Это не помешает вам умыться и почистить зубки, а воды утечёт меньше! Никогда не выбрасывайте мусор в водоём! Запомнили?

-Детки, вам понравилось наше занятие?

-Я предлагаю вам взять в руки солнышко, если у вас хорошее настроение и вам понравилось наша опытно- экспериментальная деятельность. Если у вас плохое настроение и занятие показалось сложным, возьмите тучку.

-Все опыты с водой вы можете повторить дома с родителями.

-Вы сегодня потрудились на славу, поэтому заслужили  дипломы «Юного исследователя» и раскраски с изображением Крошки Енота (воспитатель вручает дипломы и раскраски).

- А теперь, с таким прекрасным настроением, предлагаю вам отправиться в группу, чтобы написать письмо  Крошке Еноту о воде и ее свойствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода».

Исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.С...

Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе "Волшебная вода"

Данный конспект к занятию помогает способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Дает новые знания детей о значении...

Конспект открытого занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе « Волшебный камень - магнит»

Конспект открытого занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе э...