Мастер-класс для педагогов детских садов "Применение ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми для развития креативного мышления у дошкольников"
материал

Наталья Владимировна Кокорина

Слайд №1: Добрый день, уважаемые педагоги! Тема моего выступления на мастер-классе «Применение ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития креативного мышления». А помочь мне его провести я попрошу педагогов, у которых есть эмблема нашего детского сада «Теремок». Проходите, пожалуйста, за столы по 2 человека. Все необходимые инструкции и материалы для сегодняшней работы находятся у вас на столах. Слайд №2: (пока идут фокус-группы) Цель и задача мастер-класса, которые я ставила перед собой, представлены на слайде. Слайд №3: Меня всегда интересовал вопрос: Каким образом можно повысить творчество ребёнка? Как снять барьер психологической инерции у дошкольника? Психологами было отмечено, когда взрослый пытается учить ребенка только своими способами и методами, результаты оказываются не такими успешными, так как подобное обучение часто дает ребенку формальные знания. С первых дней жизни ребёнок – первооткрыватель того мира, который его окружает; чем младше дошкольник, тем выше его познавательная активность, которая проявляется в поисковом поведении, а это – и напряжение мысли, фантазии и творчества в условиях неопределенности. Но на активность ребенка влияет только то знание, которое им присвоено и связано с открытием, сделанным им самим. Педагог не должен рассказывать истину, он должен научить ее находить. Слайд №4: В основе ТРИЗ-технологии лежат методы, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции, решать творческие задачи любому, кто вникает в ее правила. Технология располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся творчески мыслить, изобретать. Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Методов ТРИЗ очень много, сегодня мы остановимся на некоторых из них. Вся работа по технологии ведется мною в 4 этапа. Слайд №5: Первый этап – поиск сути и истины в окружающем мире, помочь ребёнку находить и различать противоречия, которые его окружают. Например, весна – это хорошо: тепло, светло, птицы прилетают, снимаем зимнюю одежду, мечтаем о лете, отпуске… А кто-то и ворчит, недоволен: много воды, лужи, мокро, всё расцвело аллергия… Или знакомые предметы «преподнести» в таком образе, как в следующей Игре «Повторяка». Слайд 6. В этой игре мы с вами попробуем найти функции или действия предмета, которые ему не свойственны. Объяснение правил: картинка – это образ, который вы условно примеряете на себя, но все разные изображения объединяет одно действие, например, действие «прыгаю» (беру картинку). Я – воздушный шар, я прыгаю, когда мною играют дети. Выступление фокус-групп Таким образом: приоткрывать перед ребёнком «тайну двойственности» в назначении вещей; мысль «работает» и «рисует свои варианты», каждый хочет придумать «свой» вариант, отличающийся от других; несколько вариантов усложнённости игры (вариативность); минимум сообщения информации – максимум рассуждений. Слайд №7: Следующий этап – поиск противоречий в самом предмете, подведение ребёнка к пониманию взаимосвязи предметов между собой, выявляя под системные и над системные связи в предмете, Как это выглядит на практике, мы можем увидеть через метод «Системный оператор» или «Волшебный телевизор». Метод «Системный оператор» Объяснение правил: Сейчас этот метод я вам попробую продемонстрировать, а вы в конце должны отгадать – о чем или о ком шла речь? Слайд №8: Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…. Это что-то часть чего-то… Чем-то было это что-то… это что-то из чего-то… Что-то будет с этим что-то… Что-то ты сейчас возьми, на экране рассмотри… Вопрос: Так о чём же шла речь? На данном этапе хорошо просматривается подведение детей к личным высказываниям, рассуждениям – размышлениям, поиску противоречий в предмете, понимание детьми какая эта часть системы: надсистема – прошлое и из каких частей состояла (что было до), подсистема – будущее и её части (что будет после). Таким образом: дети, рассматривая объект понимают – он часть всей системы, которая отображена в таблице (телевизор). У детей имеются знания, как о прошлом состоянии предмета (чем или кем был раньше) из каких частей появился, так и о будущем состоянии предмета (чем или кем станет), на какие части разделится. Слайд №9: Третий этап – проявление самостоятельности, ПРИдумывание. На данном этапе детям предлагается выбор – как вы поступите (что придумаете?). Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм, приём – опора на модели, на картинки, на личный опыт детей. Слайд №10 Например, в игре «Я еду в деревню» Объяснение правил: у вас на столах в конвертах находятся картинки. Попробуйте применить изображение к воображаемой ситуации, например, я еду в деревню (беру картинку) и мне понадобится …, так как … Выступление фокус-групп Слайд №11: Ну и последний, четвёртый этап – фантазирование, составление сказок, загадок. Фантазирование и придумывание сказок, загадок – это методы ТРИЗ-педагогики. Приёмов для развития у дошкольников фантазии множество, рассмотрим некоторые: Для решения данного метода я использовала несколько приёмов: • придумывать сказки по предложенному началу, например, в сказке «Колобок», мы размышляли с детьми, как можно помочь Колобку убежать от зайца, волка, медведя и лисы? (спрятаться Колобку в траву или в лесу; укатиться далеко, где животных нет; жить с дедом и бабушкой). Слайд №12: • наделять героев волшебными действиями (свойствами) – это уменьшение и увеличение; оживление – окаменение; делать всё наоборот. «А что случится, если Колобок окаменеет?», (дети предлагают варианты, он станет тяжёлым и далеко не укатится; будет самым сильным; прыгнет и раздавит). Слайд №13; • изменить характер сказочного героя, – злая девочка Маша и доброе семейство медведей; ленивая Мама-Коза и трудолюбивый Волк. Слайд №14: • составить загадку всей группой, но в рамках заданной темы – можно научить детей составлять загадки, применяя несколько моделей: модель составления загадок и сравнений (объект-свойства-аналогичные свойства у других объектов); модель сравнения с другим объектом, но указываются отличия (объект – схожий объект – отличия); Слайд №15: «Составление загадок» (модель сравнения с объектом, но есть отличия) Объяснение правил: У вас на столах лежат листы с таблицами, в которых вы самостоятельно составите загадки про указанный объект и загадаете ее противоположной команде. Загадка о солнышке, цветке Выступление фокус-групп Рефлексия Слайд №16 А закончить своё выступление я хочу небольшой притчей. Маленькая девочка, сидя на берегу моря, сосредоточенно лепила из песка и камней замок, он получился у неё большой и красивый. Его стены она прихлопывала и разглаживала своими маленькими ладошками, чтобы придать им законченность. Глядя на своё творение, она стала радостно прыгать вокруг нег8о и хлопать в ладоши… Внезапно большая волна докатилась до замка и накрыла его, смыв собой часть песка…. Девочка продолжала громко смеяться и радоваться, прыгая вокруг остатков замка. – Чему же ты радуешься? – спросил её наблюдавший за происходящим пожилой человек, – ведь замок смыло волной… – А как вы думаете, так чему же радуется девочка?.. (ответы зала) – Вот видите, вы уже задумались… у всех мысли разные и вы каждый по-своему начали мыслить креативно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1:

Добрый день, уважаемые педагоги! Тема моего выступления на мастер-классе «Применение ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития креативного мышления». А помочь мне его провести я попрошу педагогов, у которых есть эмблема нашего детского сада «Теремок».

Проходите, пожалуйста, за столы по 2 человека. Все необходимые инструкции и материалы для сегодняшней работы находятся у вас на столах.

Слайд №2:

(пока идут фокус-группы) Цель и задача мастер-класса, которые я ставила перед собой, представлены на слайде.

Слайд №3:

Меня всегда интересовал вопрос: Каким образом можно повысить творчество ребёнка? Как снять барьер психологической инерции у дошкольника?

Психологами было отмечено, когда взрослый пытается учить ребенка только своими способами и методами, результаты оказываются не такими успешными, так как подобное обучение часто дает ребенку формальные знания. С первых дней жизни ребёнок – первооткрыватель того мира, который его окружает; чем младше дошкольник, тем выше его познавательная активность, которая проявляется в поисковом поведении, а это – и напряжение мысли, фантазии и творчества в условиях неопределенности. Но на активность ребенка влияет только то знание, которое им присвоено и связано с открытием, сделанным им самим. Педагог не должен рассказывать истину, он должен научить ее находить.

Слайд №4:

В основе ТРИЗ-технологии лежат методы, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции, решать творческие задачи любому, кто вникает в ее правила. Технология располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся творчески мыслить, изобретать.

Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением.  

Методов ТРИЗ очень много, сегодня мы остановимся на некоторых из них.

Вся работа по технологии ведется мною в 4 этапа.

Слайд №5:

Первый этап – поиск сути и истины в окружающем мире, помочь ребёнку находить и различать противоречия, которые его окружают.

Например, весна – это хорошо: тепло, светло, птицы прилетают, снимаем зимнюю одежду, мечтаем о лете, отпуске… А кто-то и ворчит, недоволен: много воды, лужи, мокро, всё расцвело аллергия…

Или знакомые предметы «преподнести» в таком образе, как в следующей Игре «Повторяка». Слайд 6.

В этой игре мы с вами попробуем найти функции или действия предмета, которые ему не свойственны.

Объяснение правил: картинка – это образ, который вы условно примеряете на себя, но все разные изображения объединяет одно действие, например, действие «прыгаю» (беру картинку). Я – воздушный шар, я прыгаю, когда мною играют дети.

Выступление фокус-групп

Таким образом: приоткрывать перед ребёнком «тайну двойственности» в назначении вещей; мысль «работает» и «рисует свои варианты», каждый хочет придумать «свой» вариант, отличающийся от других; несколько вариантов усложнённости игры (вариативность); минимум сообщения информации – максимум рассуждений.

Слайд №7:

Следующий этап – поиск противоречий в самом предмете, подведение ребёнка к пониманию взаимосвязи предметов между собой, выявляя под системные и над системные связи в предмете,

Как это выглядит на практике, мы можем увидеть через метод «Системный оператор» или «Волшебный телевизор».

Метод «Системный оператор»

Объяснение правил: Сейчас этот метод я вам попробую продемонстрировать, а вы в конце должны отгадать – о чем или о ком шла речь?

Слайд №8:

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то… Чем-то было это что-то… 

это что-то из чего-то… Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экране рассмотри…

Вопрос: Так о чём же шла речь?  

На данном этапе хорошо просматривается подведение детей к личным высказываниям, рассуждениям – размышлениям, поиску противоречий в предмете, понимание детьми какая эта часть системы: надсистема – прошлое и из каких частей состояла (что было до), подсистема – будущее и её части (что будет после).

Таким образом: дети, рассматривая объект понимают – он часть всей системы, которая отображена в таблице (телевизор). У детей имеются знания, как о прошлом состоянии предмета (чем или кем был раньше) из каких частей появился, так и о будущем состоянии предмета (чем или кем станет), на какие части разделится.

Слайд №9:

Третий этап – проявление самостоятельности, ПРИдумывание.

На данном этапе детям предлагается выбор – как вы поступите (что придумаете?). Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм, приём – опора на модели, на картинки, на личный опыт детей.

Слайд №10 Например, в игре «Я еду в деревню»

Объяснение правил: у вас на столах в конвертах находятся картинки. Попробуйте применить изображение к воображаемой ситуации, например, я еду в деревню (беру картинку) и мне понадобится …, так как …  

Выступление фокус-групп

Слайд №11:

Ну и последний, четвёртый этап – фантазирование, составление сказок, загадок. Фантазирование и придумывание сказок, загадок – это методы ТРИЗ-педагогики. Приёмов для развития у дошкольников фантазии множество, рассмотрим некоторые:

Для решения данного метода я использовала несколько приёмов:

  • придумывать сказки по предложенному началу, например, в сказке «Колобок», мы размышляли с детьми, как можно помочь Колобку убежать от зайца, волка, медведя и лисы?  (спрятаться Колобку в траву или в лесу; укатиться далеко, где животных нет; жить с дедом и бабушкой). 

Слайд №12:

  • наделять героев волшебными действиями (свойствами) – это уменьшение и увеличение; оживление – окаменение; делать всё наоборот. «А что случится, если Колобок окаменеет?», (дети предлагают варианты, он станет тяжёлым и далеко не укатится; будет самым сильным; прыгнет и раздавит).

Слайд №13;

  • изменить характер сказочного героя, – злая девочка Маша и доброе семейство медведей; ленивая Мама-Коза и трудолюбивый Волк.

Слайд №14:

  • составить загадку всей группой, но в рамках заданной темы – можно научить детей составлять загадки, применяя несколько моделей:  

модель составления загадок и сравнений (объект-свойства-аналогичные свойства у других объектов);

модель сравнения с другим объектом, но указываются отличия (объект – схожий объект – отличия);

Слайд №15:

«Составление загадок» (модель сравнения с объектом, но есть отличия)

Объяснение правил:

У вас на столах лежат листы с таблицами, в которых вы самостоятельно составите загадки про указанный объект и загадаете ее противоположной команде.

Загадка о солнышке, цветке

Выступление фокус-групп

Рефлексия

Слайд №16

А закончить своё выступление я хочу небольшой притчей.

Маленькая девочка, сидя на берегу моря, сосредоточенно лепила из песка и камней замок, он получился у неё большой и красивый. Его стены она прихлопывала и разглаживала своими маленькими ладошками, чтобы придать им законченность. Глядя на своё творение, она стала радостно прыгать вокруг нег8о и хлопать в ладоши…

Внезапно большая волна докатилась до замка и накрыла его, смыв собой часть песка…. Девочка продолжала громко смеяться и радоваться, прыгая вокруг остатков замка.

– Чему же ты радуешься? – спросил её наблюдавший за происходящим пожилой человек, – ведь замок смыло волной…

– А как вы думаете, так чему же радуется девочка?.. (ответы зала)

– Вот видите, вы уже задумались… у всех мысли разные и вы каждый по-своему начали мыслить креативно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ технологии в совместной деятельности с детьми.

Предлагаю вам конспекты совместной деятельности с использованием ТРИЗ. Данный материал адресован педагогам, которые занимаются развитием познавательных и творческих способностей детей....

Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии  в совместной деятельности  с детьми дошкольного возраста»...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер-класс для педагогов: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы»

Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:систематизировать знани...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «Друдлы» для развития креативного мышления у дошкольников»

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Креативность задействуется во множестве сфер ...