Консультация для воспитателей на тему: «Гигиена голоса»
консультация

Табакова Татьяна Вениаминовна

Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigiena_golosa.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Голос - любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).

Голосовой аппарат - комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Голос – основной инструмент, от совершенства владения, которым и хорошего состояния которого зависит профессиональная деятельность. Педагогу необходимо обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом. Голосовые связки педагогов подвергаются большой нагрузке – более тяжелой, чем они способны выдержать. В связи с этим следует бережнее относиться к своему голосовому аппарату, не допускать его перенапряжения и переутомления.

Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.

Вот некоторые правила гигиены голоса:

– нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.

- перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику. После большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки.

- после окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить потише, пользоваться короткими, лаконичными фразами.

– недопустимо форсированное звучание голоса (шепот и крик). При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума.

- говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки.

- голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.

- располагаться надо по возможности в центре детской аудитории. Не следует говорить на фоне громкой музыки или при работе различной техники. Лучше использовать "систему знаков", понятных детям.

- необходимо грамотно организовать и поддерживать общий режим дня: организма и создать комфортную смену труда и отдыха.

– недопустимы большие речевые нагрузки, особенно во время болезни;

– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;

– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;

- отказ от вредных привычек

– обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость, в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру

Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность воспитателя.

Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости, поэтому гигиена и охрана голоса детей – тема, требующая пристального внимания со стороны взрослых.

        У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Болезни голосового аппарата, связанные с нарушения голосовой функции, имеют различные причины. Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей , ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит).

Развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо - речевые навыки можно с помощью:

1.        Дыхательной гимнастики — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма.

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений:

- Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;

- Все упражнения стоит выполнять до еды;

- Одежда не должна сковывать движения малыша;

- Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;

- Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.

- Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.

Задачи:

1.        Укрепление физиологического дыхания (без речи)

Для этого выполняются следующие упражнения: встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

«Качели»

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох - через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

«Чудо-нос»

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо – как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

Упражнение «Окно и дверь»

Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.

Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

2.        Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох, длинный выдох):

Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.

Упражнение «Насос»

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела

Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».

«Каша кипит»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повтор 3—4 р.

«Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

3.        Тренировка силы вдоха и выдоха

Упражнения:

«Ветерок» (дуем на султанчик, вертушку)

«Сдуй перышко», «Карандаши-спортсмены (Бабочки полетели)» (На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым), «Мыльные пузыри».

 Необходимо следить за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.

«Произнеси чистоговорку»

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и:

На выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки»

Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка»

Для развития силы голоса произносить звук [у], имитируя различные ситуации: произнесение на одном выдохе. Предложите ребенку спеть «песенки», имитирующие различные звуки:

«А-а-а!» - плачет малыш;

«У-у-у!» - летит самолет;

«Ы-ы-ы!» - гудит пароход;

«О-о-о» - вздыхает зайка;

«Ф-ф-ф» - сдувается шарик;

«Ш-ш-ш» - шипит змея;

«С-с-с» - работает насос;

Упражнение «Капризка»

Я не буду убирать!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Затем дети сначала кричат «А- а- а», затем воют «О_О-О», потом визжат «И-и-и»

Для тренировки мышц артикуляционного выполняют комплексы артикуляционной гимнастики.

Настройкой речевого аппарата на звучание является вибрационный массаж. Вибрационный массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:

1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм";

2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм";

3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв";

4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз";

5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".

Можно проводить и другие варианты и вибрационного массажа с другими слогами звуков и другой последовательностью исполнения. Но при этом должен быть сохранен основной принцип: массируем - расслабляем - настраиваем - резонируем.

Для тренировки умения менять высоту голоса следующие упражнения:

"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж: седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.

Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Далее приводим упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи:

Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку:

Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.

Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку:

Зимой бы съел грибок, да снег глубок.

Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:

Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?

Проворонила ворона вороненка?

Около колодца кольцо не найдется?

Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:

Воет ветер в степи огромной? - Воет ветер в степи огромной

Собирала Маргарита маргаритки на горе? - Собирала Маргарита маргаритки на горе и др.

ВЫВОД: Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упражнений поможет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Гигиена голоса"

В данной презентации даются рекоиендации для воспитателей по охране голоса детей, а так же приведены игровые упражнения направленные на развитие силы голоса и мелодико - интанационной стороны речи....

Консультация для воспитателей "Воспитание навыков гигиены и самообслуживания у детей младшего возраста"

Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста является приобщение его к здоровому образу жизни. Освоение дошкольниками основ культуры гигиены играет ведущую роль в во...

Консультация для родителей на тему: «Гигиена детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Гигиена детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей по теме «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса».

Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…Язык и ритмика русской сказки...

Консультация для воспитателей ДОУ "Методы снижения голосо-речевой нагрузки"

laquo;Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ»...

Консультация для воспитателей на тему: «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»

Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе. Вместе с тем вопросы воспитан...