Круглый стол для педагогов «Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома»
материал

Рогощенкова Наталья Геннадьевна

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условии жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Гнёздышко»

Круглый стол для педагогов

«Воспитание навыков культуры поведения
в повседневной жизни воспитанников
детского дома
» 

                                                                  Воспитатель: Рогощенкова Н.Г

Смоленск, 2022

Тема: «Воспитание навыков культуры поведения в
повседневной жизни воспитанников детского дома»

«Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает

 свой истинный облик»

И. Гёте

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условии жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Умение жить в коллективе, быть внимательным и вежливым по отношению к товарищам и взрослым, бережно относиться к общественному имуществу, иметь культурный облик, соблюдать гигиенические требования - являются основными требованиями в культуре поведения. Формирование этих качеств возможно с раннего детства, поэтому воспитание их должно занять соответствующее место в работе воспитателя детского дома.

Наиболее благоприятным возрастом для формирования навыков культуры поведения является дошкольный возраст. В этот период закладываются основы характера человека. При воспитании навыков культуры поведения необходимо помнить, что формирование их должно проходить в процессе повседневной деятельности ребёнка под руководством воспитателя. Чтобы ребёнок мог овладеть навыками, он должен знать правильные приёмы действия, осознать значение навыка, а затем в процессе упражнения закрепить его.

Для этого воспитатель должен показать приёмы того или иного действия, объяснить его понятно для ребёнка, проследить за правильностью его выполнения. Надо помнить, что ребёнок легче и быстрее овладевает навыками, если педагог в процессе воспитания их опирается на чувства детей, не ограничивается только словесными объяснениями.

В воспитании навыков культурного поведения, так же, как и во всей работе с детьми, необходимо избегать случайных приёмов. Эта работа должна быть построена воспитателем в определённой системе, основываясь на твёрдых педагогических принципах.

Такими принципами являются систематичность, последовательность и непрерывность воспитательного воздействия. Чтобы воспитатель мог строить свою работу по привитию навыков культурного поведения в определённой системе он должен вести ребёнка от более простых и знакомых ему действий, правил поведения к более сложным, не знакомым, подводя его к постепенному усвоению их.

Ребёнок в детском доме общается со своими сверстниками, сотрудниками этого детского дома и воспитателями. Поэтому влияние личности воспитателя на детей особенно велико. Только тот воспитатель, который сам владеет практическими умениями и навыками сможет правильно руководить активной деятельностью детей, привить детям навыки культурного поведения.

Являясь образцом дисциплинированности, аккуратности и порядка, он воспитывает тем самым культурные навыки и привычки у детей. Культурный воспитатель сумеет создать культурную обстановку в группе, поддержать чистоту и порядок.

Воспитатель должен быть приветливым, отзывчивым и в то же время требовательным. Ласковое и внимательное обращение с детьми и взрослыми, вежливые манеры служат примером для детей, учат их культурному обращению друг с другом и взрослыми.

В понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена.

В своей работе по воспитанию культуры поведения предлагаю следующие основные способы педагогического воздействия на детей:

  1. Приучение
  2. Упражнение
  3. Воспитывающие ситуации
  4. Поощрение
  5. Пример для подражания
  6. Разнообразие словесных методов
  7. Разъяснение
  8. Беседа

Методы и приемы формирования нравственного сознания:

  • Информационные методы (беседа, консультирование, использование СМИ, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога,). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлении.
  • Практически - действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства). Эти и другие практически-действенные методы могут применятся в сочетании с различными информационными методами.
  • Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо- действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением.

Самым идеальным результатом воспитания можно считать такое нравственное развитие личности, при котором происходит и полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда поступки, линия поведения воспитанников находятся в полной гармонии с их взглядами, сознанием, убеждениями, когда натуральное поведение переходит в культурное.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачена группа, небольшие группы или отдельные воспитанники (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Основные коллективные формы и методы воспитания культуры поведения и убеждения воспитанников, которые использую в своей работе по данной теме:

• Воспитательский час. Это наиболее распространенная организации воспитательной работы. При проведении воспитательских часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Воспитательский час - это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался детьми, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

  • Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение воспитанников к своему поведению и поведению других людей.

Наряду с систематическими беседами могут проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков воспитанников.

Беседы проводить можно с группой или индивидуально с ребенком, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении воспитанников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися воспитанниками. При

Успех применения упражнении, их эффективность зависят от соблюдения ряда требовании. Это - осознание воспитанниками важности и необходимости проведения упражнении; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнении с различными формами убеждения.

В своей деятельности можно использовать следующие методы стимулирования воспитанников: поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.

Итак, проанализировав всё выше сказанное методы можно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.

Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. И еще нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы духовно-нравственного воспитания должны        быть        взаимосвязаны с        жизнью.

Повышение уровня воспитанности воспитанников своей группы - цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребенка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы все хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

Я считаю, что единая педагогическая направленность воздействия на детей всего коллектива дадут возможность воспитать устойчивые навыки культурного поведения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с педагогами «Формирование навыков ЗОЖ у детей и их родителей»

Данное мероприятие поможет педагогам определить наиболее эффективные формы в работе с родителями по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью....

Круглый стол с педагогами ДОУ "СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

Круглый стол состоит из двух взаимосвязанных частей: как организовать музыкальную развивающую среду в группе и как помочь детям в этой среде осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность....

План самообразования педагога. «Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми».

План самообразования педагога 2018-19уч.год.Самообразование по теме:«Воспитание навыков безопасного поведения ребенка дома и с незнакомыми людьми»....

Круглый стол для педагогов "Развитие познавательного интереса детей третьего года жизни"

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста....

Круглый стол для педагогов "Формирование инклюзивной культуры"

Круглый стол для педагогов "Формирование инклюзивной культуры"...

Круглый стол для педагогов "Развитие навыков общения в разных видах игр"

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем говорить о роли коммуникативных игр в развитии навыков доброжелательного общения. Хотелось бы начать свое выступление со слов великого педагога:&l...

Сообщение на тему: «Культура поведения в повседневной жизни ребенка». Воспитатель О.В. Понькина.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...