«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»
консультация (старшая группа)

Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями. Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.

Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_doo_s_semey.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской методический кабинет

Заседание секции ГМО «Речевое развитие»

Тема: «Взаимодействие ДОУ и родителей в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Сообщение: «Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»

Выполнила:

Турусова Татьяна Владимировна

Воспитатель

МБДОУ детский сад

№ 3 «Фонарик»

г. Саяногорск, 2023

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на чтении детей. Суммируя анализ процессов, происходящих в последние годы в этой области, исследователи отмечают проявление следующих негативных тенденций: резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени ребёнка, замедленное вхождение дошкольников в книжную культуру, снижение интереса к книге. На процессы чтения существенное влияние оказывает мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Всё чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций.

В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой позволит детской литературе успешно сосуществовать с компьютерными технологиями и множеством других направлений культурного развития современных дошкольников.

Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями. Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.

Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной мы считаем работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к литературе.

Цель взаимодействия с родителями:

•         помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи в организации семейного чтения следующие:

•         познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы

•         вовлекать семьи в атмосферу чтения

•         расширять их представления о детской литературе знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников

•         научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

•         дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.

 Для проведения эффективной работы с родителями мы используем следующие формы:

 - анкетирование («Роль книги в воспитании ребенка»);

 - беседы («Книжки в вашем доме»,(О чем и как беседовать с детьми после чтения книги?);

 - разработка буклетов («Как научить ребенка читать?», «Десять почему необходимо читать детям»);

- разработка памяток («Примерный список литературы в соответствии с программой»);

 - консультации ( с участием специалистов библиотек);

- проведение онлайн и офлайн консультаций, подборка вебинаров (на официальной странице группы В Контакте):

 - родительские собрания;

 - наглядная агитация (фотогазеты);

- участие в проектах, акциях ( «Растим читателя») ;

- участие в выставках (выставка семейных творческих работ «Моя любимая сказка», выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»);

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях. Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «Знакомство ребенка с художественной литературой», «Роль сказки в развитии речи детей», «Организация бесед по сказкам», « Значение игр – драматизаций в развитии речи детей» и т. п. 

Таким образом, данное взаимодействие ДОУ с родителями приносит свои результаты:  дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов, высказывают своё отношение к персонажам, событиям, участвуют в играх- драматизациях; речь детей стала выразительной, эмоциональной; дети и семьи участвуют в конкурсах чтецов, где занимают первые и призовые места, дома создаются книжные уголки, проводятся ежедневные чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе. НОД «Сказки Корнея Чуковского»

Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе.НОД «Сказки Корнея Чуковского»...

Современные формы работы с родителями по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?...

Выступление на педсовете " Современные формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни"

В данном выступлении педагогам предлагаются новые формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому  образу жизни...

Статья на тему: «Взаимодействие с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»

Статья «Взаимодействие с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»...

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Помочь родителям осознать  ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприя...

Выступление "Нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе".

ПРОБЛЕМА и АКТУАЛЬНОСТЬ Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с пробл...

«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»

В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...