Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Программное содержание:

Образовательные:

- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;

- закреплять правила поведения в природе.

Развивающие:

- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: эмблемы участников команд, музыкальное сопровождение, задания для конкурсов, карточки за правильные ответы, раздаточный материал.



 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

                   «Центр развития ребёнка - детский сад №46»

                   

                     Конспект ООД

          по познавательному развитию

              в старшей группе №9

                           на тему:

     «Мы друзья природы природы»

                                                                                                                  Подготовила воспитатель:

                                                                                  Шукшина М.Н.

                                                                                                                                           

                                             

                                                Саранск,2023г

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Программное содержание:

Образовательные:

- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;

- закреплять правила поведения в природе.

Развивающие:

- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: эмблемы участников команд, музыкальное сопровождение, задания для конкурсов, карточки за правильные ответы, раздаточный материал.



Ход ООД:

Воспитатель:

День необычный сегодня у нас,

Я искренне рада приветствовать вас!

Здесь для игры собралась детвора,

Ее начинать нам настала пора.

Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

Чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому, дорогие дети, приглашаю вас сегодня принять участие в викторине «Знатоки природы». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками. Мы должны сделать все, чтобы не допустить исчезновения ни одного вида растений и животных.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года -

Это всё вокруг…… ПРИРОДА!

Воспитатель: Итак, в викторине примут участие две команды. Это команды «Знатоки» и «Друзья природы». Давайте выберем капитана от каждой команды.

Дети делятся на две команды, и выбирают капитанов.

Воспитатель: Оглашаю правила игры:

1. Вопросы выслушивать внимательно.

2. Не подсказывать, не выкрикивать.

3. Если готовы ответить, поднимайте руку.

1. «Представление команд» (название, девиз команды).

Воспитатель: А теперь - представления команд. Приветствуем команду «Знатоки» (капитан)

Девиз: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!

Воспитатель: Приветствуйте, команда «Друзья природы» (капитан)

Девиз: Знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!

2 . «Разминка».

Воспитатель: Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает еж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

14. Что такое зеленый покров земли? (трава)

15. Кувшинка растет в лесу? (нет)

16. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

17. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник)

18. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий. (шиповник)

19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)

20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)

21. Камень относится к живой природе? (нет)

22. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

23. У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)

24. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

25. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)

26. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

27. Как называется самая маленькая птица? (колибри)

28. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)

29. Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)

30. У какого дерева белый ствол? (береза)

Воспитатель: С заданием справились, молодцы! Дети, чтобы быть настоящими знатоками природы, нужно знать правила поведения в природе. Следующий конкурс называется…

3 . «Как вести себя в природе» .

1-я ситуация

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

- А в нем яичко.

- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

- Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Воспитатель: Правильно ли девочки поступили? (Нет неправильно: птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).

2-я ситуация.

Две сестренки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

- Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Воспитатель: Правильно ли поступили девочки? (Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут).

3 я ситуация.

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Воспитатель: Правильно поступил мальчик? (Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могу погибнуть).

4-я ситуация .

После дождя дети пошли гулять во двор.

- Посмотри, сколько червяков!

- Давай соберем их и девчонок испугаем!

- Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель: Правильно ли поступили дети? (Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные).

Воспитатель: А сейчас переходим к следующему конкурсу, я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.

4 .«Подбери слово».

1. Лес может быть густым, а может быть и … (редким)

2. Волк – зверь большой, а ежик … (маленький)

3. Лось могучий, т.е. какой? (большой, огромный, крупный, великий)

4. Весна бывает ранняя, а бывает и … (поздняя)

5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)

6. Январь год начинает, а декабрь … (его заканчивает)

7. Декабрь год заканчивает, а зиму … (начинает)

8. Морозная зима, а лето … (жаркое)

9. Окунь – это рыба, а жаворонок это … (птица)

Воспитатель: Прекрасно сыграла команда «Знатоки». Надеюсь, что их соперники так же сильны.

1. Зима – холодная, а лето … (жаркое)

2. Заяц – дикое животное, а кролик ... (домашнее)

3. Береза лиственное дерево, а сосна … (хвойное)

4 Опенок – съедобный гриб, а мухомор … (ядовитый)

5. Море – соленое, а река … (пресная)

6. Клубника крупная, а малина ... (мелкая)

7. У волка хвост длинный, а у медведя … (маленький)

8. Заяц травоядное животное, а лиса … (хищное)

9. Длинный день, а ночь … (короткая)

Воспитатель: Команда «Друзья природы» тоже справилась отлично!

5 . «Найди родственников среди животных».

Каждой команде выдается конверт с изображениями животных диких и домашних. Игрокам нужно разложить картинки по парам: «дикое - домашнее» и объяснить свой выбор.

кабан – свинья;

корова – бизон;

кролик – заяц;

собака – волк;

кошка – лев;

коза – горный козел;

овца – дикий баран;

лошадь – зебра;

и т.п.

(Среди диких животных можно найти сородичей домашних, потому что когда – то они произошли от одного вида).

Воспитатель: Вот мы и добрались до следующего конкурса. Дети, вам предстоит угадать животных по описанию, изображения которых спрятаны в этой коробочке. Если вы дадите правильный ответ, коробочка откроется.

6 .«Угадайте по описанию».

1. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

(Ответ: еж).

2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка: Его считают большим трусишкой.

(Ответ: заяц).

3. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).

(Ответ: лиса).

4. У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это?

Подсказка: Он живет в лесу, неуклюжий, косолапый.

(Ответ: медведь).

7 .«Угадай от кого объявление».

Воспитатель: Дети, нам передали лесную газету - сорока принесла. Но почему-то животные забыли под ней подписаться, ваша задача догадаться от кого объявление.

1. Тому, кто найдёт мой хвост,

Оставьте его себе на память.

Я успешно выращу новый. (ящерица)

2. Прошу разбудить меня весной.

Приходить лучше с мёдом. (медведь)

3. Из птенцов за короткое время

Сделаю птиц высокого полёта.

Прошу учесть, что занятия

Провожу ночью. (сова)

4. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье.

Высиживайте моих птенцов.

Материнских чувств не испытывала и испытывать не буду.

Желаю счастья в личной жизни. (кукушка).

8 .«Путешествие по планете Земля» (глобус).

Воспитатель: А теперь предлагаю командам отправиться в путешествие по нашей планете Земля.

Какие цвета преобладают на нашей планете? (голубой, зелёный, жёлтый, коричневый)

Больше всего на планете голубого цвета – так изображена Вода.

А еще на планете есть коричневый, зелёный, жёлтый цвета – это Суша (пустыни, леса, горы).

Многие животные приспособились к водной среде и населили моря, реки, озера, а другие привыкли обходиться почти без воды и стали жителями суши.

На столе приготовлены карточки с изображением животных.

Участнику команды необходимо определить, какие животные живут в воде, какие на суше. Каждый участник берёт одну карточку и несёт на своё поле. Команда «Знатоки» – расселяет животных на суше, а команда «Друзья природы» – на воде.

Подведение итогов.

Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Дорогие дети, наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы».

Вам понравилась наша экологическая викторина?

Воспитатель вручает всем участникам викторины медали.

                      Список использованной литературы:

1.Комплексная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева  и др.- СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016.-352с.

2.БондаренкоА.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.

4.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в  детском саду. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-207 с.

5. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4 — 6 лет с ЗПР. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозаика — Синтез, 2007. - 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: "Мы - друзья природы."

Министерство Образования Российской ФедерацииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМБДОУ № 1         План-конспект занятия по э...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Лунтик и его друзья"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе...

Организованная образовательная деятельность по реализации ОО «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: « Возьми здоровье у природы».

Познакомить детей с лекарственными растениями, вызвать интерес к изучению природы, ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведе...