Опыт работы по теме: "Развитие памяти у детей дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

Гайфуллина Светлана Васильевна

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов перед нами нет.

Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: математика, чтение, занятие физической культурой и спортом, трудовая деятельность основана на том, что образ воспринимаемого сохраняется в памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_gayfullinoys.v.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Трудно найти человека, который не

придавал бы значения собственной

памяти и не интересовался

возможностями её улучшения.

(О. Л. Подлиняев)

Актуальность проблемы развития памяти сегодня, в век скоростей и научного прогресса, ни у кого не вызывает сомнений, особенно в рамках психолого-педагогической деятельности. Ведь этой проблемой развитием памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, С.Л. Рубинштейн и многие другие

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов перед нами нет.

Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: математика, чтение, занятие физической культурой и спортом, трудовая деятельность основана на том, что образ воспринимаемого сохраняется в памяти.

Развитие памяти обусловлено тем, что на разных этапах жизни ребенка изменяются его цели и характер, взаимодействие с окружающей действительностью.

Память не дана ребенку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания. Память ребенка носит преимущественно непреднамеренный характер. Запоминание и воспроизведение осуществляются в процессе общения со взрослым, и обнаруживается по преимуществу в форме узнавания.

Математика – одна из многих наук. Поэтому без памяти никак не обойтись.

Большую роль в развитии памяти играют слуховые и зрительные впечатления.

В. А. Сухомлинский писал: «Дети удивительно быстро и остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы, глубоко хранят их в памяти».

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребёнка и, прежде всего, - в познавательных процессах: восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребёнок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, на замечая другие, нередко более важные. Поэтому, представления, которые составляют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывочные. Запоминание и воспроизведение происходят быстро, но бессознательно. В памяти ребёнок часто удерживает второстепенное, а существенное забывает.

Большую роль в развитии памяти у ребёнка дошкольного возраста играют слуховые и зрительные впечатления. Память с самого начала развивается как осмысленная деятельность. Воспитание памяти предполагает развитие мыслительной деятельности детей. Научить детей думать – это значит, научить их анализировать, т. е. выделять в предметах определённые свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходства и различия; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по каким-либо общим признакам; классифицировать, т. е. группировать предметы и явления на обосновании произведённого обобщения и т. д.

В группе создаются условия для развития памяти у дошкольников:

Использование наглядности. При этом следует использовать картинки, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении.

Мотивы и установка. Среди мотивов, побуждающих дошкольников приложить усилия, чтобы запомнить материал, наиболее сильными являются познавательные интересы.

Осмысливание запоминаемого материала. Установление смысловых связей дает наибольший прирост продуктивности воспроизведения материала детьми.

Самоконтроль. Для того, чтобы закрепить производимое действие, ребенок должен знать полученный им результат, т.е. тот эффект, которого он достиг.

Повторение. Многократное повторение как прием запоминания является эффективным только тогда, когда педагог разнообразит формы работы детей с заучиваемым материалом.

Использую методы, такие как:

Наблюдение

Рассматривание

Чтение художественных произведений

Заучивание

Пересказ

Игры

Упражнение

Формы работы:

НОД

Чтение, рассматривание и обсуждение

Наблюдения

Игровая деятельность

 Изобразительная, конструктивная, музыкальная деятельность, танцы

 Инсценирование и драматизация

Викторины, конкурсы

Работая с детьми большое внимание уделяю упражнениям на развитие памяти дидактическим, подвижным играм, способствующим всем видам памяти. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры. Игры и упражнения успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство развития всех мыслительных процессов, и как средство восприятия различных сторон личности. Руководя игрой, стараюсь воспитывать активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилия и находить, запоминать и воспроизводить. Так, проводя дидактическую игру «Что изменилось», дети не только развивают зрительную память, но и развивают речь, учатся правильно использовать порядковый счёт, заставляют интенсивно работать мысль, вспоминают, как игрушки стояли в начале игры.

В игре «Рисуем узоры по памяти» (см. приложение, дети не только тренируют зрительную память, но и учатся ориентироваться на листе бумаги.

Играя в дидактическую игру «Запомни», у ребёнка развивается слуховая память. Ребёнок учится выделять и принимать цель запомнить, вспомнить. Очень любят дети играть в дидактическую игру «Запоминаем вместе» (см. приложение)Цель этой игры: развивать слуховое внимание, употреблять в речи только математические термины. Конечно, не сразу всё получалось. Сначала дети могли запомнить 4-5 слов, но постепенно количество слов увеличивалось. Теперь могут запомнить 7 и более слов. Старалась ориентироваться не на календарный возраст ребёнка, а на его умственные способности.

Прямые требования взрослого запомнить или усвоить что-то в игре – Бессмысленны. Подменять игру уроком, требовать механических повторений каких-то слов или движений – недопустимо. Ребёнок не должен учиться по принуждению. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, что интересно, в чём он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость возникает в интересной и увлекательной игре.

После проделанной работы провела повторное обследование. Результаты намного увеличились.

Развитию памяти способствуют игры «Какой игрушки не хватает»«Внимание»«Где спрятана игрушка»«Запомни картинку»«Запомни слова»«Какое слово лишнее»«Муха» и много других. «Чего не стало?» Цель: развитие зрительной памяти.

«Кто к нам пришел?» Цель: развитие зрительной памяти.

«Чудесный мешочек». Цель: развитие тактильной памяти.

«Делай, как я». Цель: развитие двигательной памяти.

«Чудесные слова». Цель: развитие слуховой памяти.

«Найди пару». Цель: развитие зрительной памяти.

«Запомни слова». Цель: развитие механической памяти.

«Вкус и запах». Цель: развитие обонятельной памяти.

«Пара слов». Цель: развитие смысловой памяти.

«Цирк». Цель: развитие эмоциональной памяти. А так же мемо техники.

При выборе игр, обращала внимание на степень сложности игровых правил и действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"

Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...

Опыт работы по теме: "Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы по теме: Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....

Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Опыт работы на тему«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...