Консультация «Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».
консультация

Миллер Элла Викторовна

В развивающей системе обучения эмоциональная творческая личность должна уметь воспринимать и познавать окружающий мир и себя как на вербальном, так и  на невербальном уровне. На высоком уровне должно быть сформировано умение выражать свои мысли, чувства в изобразительной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11   с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф

тел.446-59-46

                                 Консультация

«Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».

                                                                                       

                                                                           старший воспитатель: Э.В.Миллер

Социально-эмоциональное развитие ребенка одно из приоритетных направлений личностного развития дошкольника. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами                      (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин  и др.).

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.

Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется мне чрезвычайно актуальной. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования, возможно, выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников - это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

Развитие эмоциональной культуры мы определяем как двусторонний процесс, в котором участвуют два субъекта обучения: воспитатель с одной стороны и ребенок с другой стороны.

В развивающей системе обучения эмоциональная творческая личность должна уметь воспринимать и познавать окружающий мир и себя как на вербальном, так и  на невербальном уровне. На высоком уровне должно быть сформировано умение выражать свои мысли, чувства в изобразительной творческой деятельности.

Чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, чем больше оттенков эмоциональной зоны он знает и может выразить вербально (словесно) или невербально (жестом, мимикой, позой), тем наиболее адекватно будет его эмоциональная  реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.

Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, страсть, нежность адекватно ситуации.

Проявление эмоций и чувств определяется характером и содержанием учебной деятельности. Такая особенность дошкольников, как большая сдержанность чувственных и эмоциональных проявлений связана с правилами, регулирующими поведение в игре, учении и с общественной направленностью ребенка. Анализ особенностей становления и развития личности дошкольника позволил выделить следующие условия развития эмоциональной культуры ребенка в развивающей системе обучения:

1.Одним из условий может служить создание эмоциональной развивающей среды в учебном процессе, включающая предметно- пространственное окружение, систему развивающих отношений, активность самого дошкольника, позволяет не только обогатить и существенно углубить эмоционально-чувственный мир ребенка, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, его творческую деятельность. Для стимуляции эмоционально-творческой деятельности, для того, чтобы заинтересовать, вызвать эстетическую реакцию на занятия изобразительного искусства используются арт-терапия, релаксация, сказка. Причем, не только как иллюстрация; они нужны для создания необходимой творческой атмосферы, интриги, снятия внутреннего напряжения.

2.Межпредметная интеграция. Мы выделяем данное условие исходя из следующих соображений. Учет индивидуально-психологических и личностных характеристик дошкольников в процессе обучения позволяет увидеть, что детей интересует больше  поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей, целостная система. Интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов и новых технологий.

3.Увеличение эмоционального опыта детей. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорно- двигательный период, овладение выразительными возможностями цвета формирует и эмоционально окрашивает весь последующий процесс познания. Передавая информацию в мозг, детские ощущения непосредственно влияют на общий уровень интеллекта. Поэтому желательно, чтобы все сенсорные процессы у детей развивались синхронно, сбалансировано.

4.Развитие вербальных и невербальных средств у дошкольников. Использование данного условия в обучении детей предполагает комплексное применение мимики, жестов, взгляда, изобразительных средств для выражения переживаний и ощущений на занятиях изобразительного искусства.

Для развития эмоциональной культуры детей дошкольного возраста было намечено четыре основных этапа.

На первом, созерцательном этапе, ставится цель: развивать способность воспринимать многообразие природы, эмоционально реагировать. Содержание: сравнивать листья разных деревьев, крылья насекомых, узоры мороза на окне, чувствовать многообразие запахов, ощущений, звуков природы, природных красок.

На втором, эмоционально-образном этапе, ставится цель: усилить эмоциональное воздействие природы посредством привлечения произведений искусства, учить видеть многообразие красок, обогащения словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Содержание: игровые задания по цветотворчеству, знакомство со словами, отражающие чувства и эмоции человека, использование арт-терапии. Формирование умения отражать свое настроение в художественном творчестве.

Третий этап. Этап эмоционального творчества. Цель: развитие умения передавать свое внутреннее состояние на рисунке и в речи, учить понимать язык искусства и внутренний мир другого ребенка. Содержание: игры — упражнения по знакомству с линией, пятном, штрихом.

Цель четвертого, эмоционально-творческого этапа: активизировать эмоционально-творческую деятельность как результат воздействия природно-прекрасного, развитие выразительности рисунка. Содержание: выполняются творческие работы с привлечением различных материалов; сочинение собственных стихов, сказок; написание сочинения с включением образных выражений, сочинения в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам; умение анализировать рисунок детей. Формирование умений эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства, образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.

Для проведения уроков эмоциональной культуры воспитатель должен помнить ряд правил, которые я называю «золотые ключи к душе детей»:

1.Начинай занятия с улыбки, добрых пожеланий в адрес детей. Это залог радостного дня и хорошего занятия.

2.Интересуйся, с каким настроением дети пришли в детский сад.

3.Вместо вопроса «Вам понравилось?» задайте вопросы о чувствах и ощущениях дошкольника:

-За кого ты порадовался?

  • Что тебя огорчило?

  • Что доставило удовольствие, радость на занятии?

4.Постарайся, чтобы каждый новый материал на занятии увеличивал эмоциональный опыт ребенка.

5.Главное на занятии — эмоциональное выражение ребенка своих чувств (в речи и при изображении на листе бумаги), развитие творческого начала.

Таким образом, основная задача, которая стоит перед воспитателем на современном этапе, - развитие эмоциональной культуры дошкольников, владение языком искусства, расширение эмоционального опыта детей. Поэтому интерес, радость учебного процесса представляют собой главный путь педагога к пониманию внутреннего мира дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказкотерапия в коррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Знаменитый австралийский психолог и сказкотерапевт Д.Бретт писала, что дети видят в сказках "отголоски собственной жизни. они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд...

Значение развития чувств и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Прорблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем в психологии и педагогики, поскольку дае...

Значение развития чувств и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Значение народной игрушки в развитии эмоциональной сферы дошкольника....

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...