Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников
презентация

Садкова Татьяна Анатольевна

Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности.  Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот,  кто творчески относится к жизни, не паникует и не пасует перед   трудностями. Препятствие для него – это задача, которую надо решить, и чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. При таком отношении к жизни человек умеет находить радость в мелочах, видеть невидимое, замечать незаметное, улавливать неуловимое. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Игра как средство развития творческого мышления у дошкольников » Выполнила : Садкова Т . А

Слайд 2

Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности

Слайд 3

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода

Слайд 4

Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих.

Слайд 5

В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать

Слайд 6

«Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением » (Донсон, 1997 г.).

Слайд 7

«У творчески работающего педагога – творчески развитые дети»

Слайд 8

Основным педагогическим средством развития креативного (творческого) мышления считаются дидактические игры и игровые упражнения

Слайд 9

Для развития творческих способностей необходимо формировать у ребенка позицию активного участника, исполнителя-создателя результатов своего творчества

Слайд 10

Игра «Волшебная мозаика». Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного.

Слайд 11

Игра «Сказочные истории» Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение

Слайд 12

Игра « Сочиним историю » В зрослый начинает историю: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу).. – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным

Слайд 13

Игра: «Чудесный лес» Детям раздают листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтамина , на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено

Слайд 14

Игра «Дорисуй фигурку» Детей вводят в игровую ситуацию: клоун собрался прийти к нам в гости, в качестве подарка он хотел принести рисунок, но не успел его дорисовать. Нужно помочь клоуну дорисовать фигурки

Слайд 15

Игра « Нарисуй по точкам » Посмотри , как можно , соединяя точки сделать рисунок . Попробуй нарисовать что - нибудь сам , соединяя точки

Слайд 16

Игра «Дополни круги» Ребенок получает карточку, на которой должен нарисовать что- нибудь , используя как основу предложенные фигуры

Слайд 17

Игра « Чего на свете не бывает ? » Взрослый предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на свете не бывает

Слайд 18

Игра « Что потом ? » Р ебенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как...

Слайд 19

Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста является наличие интересных развивающих игр и разнообразных игровых материалов.



Предварительный просмотр:

2 Слайд        

Творчество – целостный феномен, который окрашивает позицию человека по отношению к внешней реальности.  Творческий человек, это не тот, кто поет, рисует, или красиво танцует, это тот,  кто творчески относится к жизни, не паникует и не пасует перед   трудностями. Препятствие для него – это задача, которую надо решить, и чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. При таком отношении к жизни человек умеет находить радость в мелочах, видеть невидимое, замечать незаметное, улавливать неуловимое.                                                                                         3 Слайд        

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
        Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств, среди которых:
        
- замечать то, чего не видят другие                                                 - за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
        - без труда ассоциировать отдаленные понятия;
        - стремление познавать;
        - применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
        
4 Слайд

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное (творческое) мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей.
        
Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами.

5 Слайд.

 В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать.  

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех детей и даже отстающих в развитии детей.                                         Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов».

6 Слайд.

«Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. » (Донсон, 1997 г.).

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства.

7 Слайд

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

8 Слайд                                                                        Основным педагогическим средством развития креативного (творческого) мышления считаются дидактические игры и игровые упражнения.                                                                        Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда ребенок полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.                                        9 Слайд                                                                                Для развития творческих способностей необходимо формировать у ребенка позицию активного участника, исполнителя-создателя результатов своего творчества. Предлагаю комплекс игровых упражнений при помощи которых дошкольники учатся доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

10 Слайд

Игра «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

11 Слайд

Игра «Сказочные истории».

Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.

Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.

12 Слайд

Сочиним историю
Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.
Возраст: старше 5-ти лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: 
взрослый начинает историю: «Жили-были...» – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.
Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)...», «За тридевять морей...» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.
В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю.

        13 Слайд

Чудесный лес
Цель: развитие творческих способностей.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления:  листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши.
Описание игры: 
детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки                        14 Слайд

        Существует огромное количество игр, с незаконченными фигурами, где ребенку необходимо проявить креативность

Дорисуй фигурку (И. Томашпольская)
Цель: развитие фантазии, мелкой моторики.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: бумага, карандаши, образцы с элементами рисунков (кружочками, черточками и т. д.).
Описание игры: 
детей вводят в игровую ситуацию: клоун собрался прийти к нам в гости, в качестве подарка он хотел принести рисунок, но не успел его дорисовать. Нужно помочь клоуну дорисовать фигурку.
        
15 Слайд

Рисование по точкам

Посмотри,как можно,соединяя точки сделать рисунок.Попробуй нарисовать что-нибудь сам,соединяя точки

16 слайд

Дополни круги

Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с изображением  кругов.                   Описание игры: 
ребенок получает карточку, на которой должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточке он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика. Необходимо отметить, что круги можно объединять. Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.                                                                                17 Слайд

Чего на свете не бывает?

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти или набор цветного пластилина (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый предлагает детям нарисовать (вылепить из пластилина) то, чего на свете не бывает.

По окончании рисования (лепки) дети поочередно демонстрируют свои работы и рассказывают о них. Все участники игрового упражнения обсуждают: действительно ли то, что изображено (вылеплено) не встречается в реальной жизни.

Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный фантастический образ.

         18 Слайд

Что потом?
Цель: развитие творческого мышления.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: 
ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как...
Папа поймал большую рыбу...
После этого:
— Пруд стал мелкой лужей.
— Рыба перекусила леску и уплыла.
— Семья целый год ела рыбу.
— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.
Белоснежка кормила голубей...
Папа Карло стругал полено...
Аннушка пролила масло...
Воробьишка выпал из гнезда...
Бабушка испекла пирожки...
Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Мы играем

Игрокам предлагается вытянуть фанты с заранее написанными гипотезами и продолжить их:

1) - Если бы у вас было дерево, на котором  растут деньги, то…

2) - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

3) - Если бы мы  могли  летать…

4) - Если бы мы  понимали  язык животных и растений…

5) – Что было бы, если бы мы могли кататься на облаках…

6)-  Что было бы, если игрушки стали живыми…

7)-  Что было бы ,если мы попали в будущее...

Мы сегодня много говорим о креативности, творечстве и что бы на реальном примере показать как важно уметь нестандартно мыслить и как это может помочь в реалоьной жизни , я прочитать небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне придется самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).

        19 Слайд

В заключении, хочется отметить, что наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Медитация. «Сказочный Дворец»

Цель: Дать возможность расслабиться и сосредоточиться на своих внутренних ощущениях. Помочь обрести уверенность и творческий заряд.

Включается запись спокойной музыки, предлагается занять удобную позу, сидя на стуле.

«Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили много стран, познакомились с интересными людьми. И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы, они собирали мед. Пели птицы, они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало вам, что очень важно именно туда поехать. И вы направились ко Дворцу. Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. И вы поняли, что здесь живет ваше Творчество. Вы идете по Дворцу легкой и уверенной походкой и находите то, что очень важно для вас. Возьмите это с собой, почувствуйте прилив энергии, бодрости. Теперь у вас есть заряд творчества и он останется с вами, когда вы вернетесь назад. А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Потихоньку открывайте глаза, возвращайтесь к нам. »

 Слайд

 Гилфорд(автор одного из классических исследований) выделил различие между креативными людьми и всеми остальными.  Креативные люди ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных.  Так вот, я желаю вам во всем и всегда находить  множество нестандартных ответов,  а не  единственно возможный ответ  и научить этому своих воспитанников.

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

А.Шершунович, Т.Чукасова

Картотека дидактических игр

 по развитию воображения и   творческих способностей

1) - Если бы у вас было дерево, на котором  растут деньги, то…

2) - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

3) - Если бы мы  могли  летать…

4) - Если бы мы  понимали  язык животных и растений…

5) – Что было бы, если бы мы могли кататься на облаках…

6)-  Что было бы, если игрушки стали живыми…

7)-  Что было бы ,если мы попали в будущее...

1) - Если бы у вас было дерево, на котором  растут деньги, то…

2) - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

3) - Если бы мы  могли  летать…

4) - Если бы мы  понимали  язык животных и растений…

5) – Что было бы, если бы мы могли кататься на облаках…

6)-  Что было бы, если игрушки стали живыми…

7)-  Что было бы ,если мы попали в будущее...

1) - Если бы у вас было дерево, на котором  растут деньги, то…

2) - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

3) - Если бы мы  могли  летать…

4) - Если бы мы  понимали  язык животных и растений…

5) – Что было бы, если бы мы могли кататься на облаках…

6)-  Что было бы, если игрушки стали живыми…

7)-  Что было бы ,если мы попали в будущее...

1) - Если бы у вас было дерево, на котором  растут деньги, то…

2) - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

3) - Если бы мы  могли  летать…

4) - Если бы мы  понимали  язык животных и растений…

5) – Что было бы, если бы мы могли кататься на облаках…

6)-  Что было бы, если игрушки стали живыми…

7)-  Что было бы ,если мы попали в будущее...

1) - Если бы у вас было дерево, на котором  растут деньги, то…

2) - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

3) - Если бы мы  могли  летать…

4) - Если бы мы  понимали  язык животных и растений…

5) – Что было бы, если бы мы могли кататься на облаках…

6)-  Что было бы, если игрушки стали живыми…

7)-  Что было бы ,если мы попали в будущее...

1) - Если бы у вас было дерево, на котором  растут деньги, то…

2) - Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

3) - Если бы мы  могли  летать…

4) - Если бы мы  понимали  язык животных и растений…

5) – Что было бы, если бы мы могли кататься на облаках…

6)-  Что было бы, если игрушки стали живыми…

7)-  Что было бы ,если мы попали в будущее...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»Составила воспитатель МБДОУ детский сад №345 г.о. СамараМ.В. Серепенкова  СодержаниеВведение…………………………………………………………………....

Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников

Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....

Дидактические игры как средство развития мышления у дошкольников.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел...

Статья на тему: «Логические и математические игры как средство развития мышления у дошкольников»

Статья на тему:«Логические и математические игры как средство развития мышления у дошкольников»...

Логические и математические игры как средство развития мышления у дошкольников.

Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие интеллектуальных способн...

Дидактические игры как средство развития мышления у дошкольников.

Психическое и умственное развитие детей - одно из важнейших составляющих в системе образовательной работы с ними, т.к. познавательная деятельность детей  является одной из основ в их развит...