Познавательный проект "Ребусы-гимнастика для ума"
проект (подготовительная группа)

Кретинина Ирина Владимировна

Познавательно - исследовательский проект.  Тема: «Ребусы - гимнастика для ума»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rebusy.docx126.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕЛОЧКА»

C:\Users\Пользователь\Desktop\Эмблема 4.jpg

Познавательно - исследовательский  проект

               Тема: «Ребусы - гимнастика для ума»

Автор: Биткин Михаил

Руководитель: Кретинина И.В., воспитатель

                   

   

          2022-2023 учебный год

Аннотация.

            Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, человек  размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений.

          Сегодня дошкольное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Дошкольная педагогика постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией, знаниями, совершенно не думая о том, что важное звено развития ребенка дошкольного возраста - это игра. И сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т.п. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной.

      Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

           Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.

Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания.

 В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной.

        Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.

      Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с разными правилами разгадывания.

Для детей работа с ребусами решает очень много педагогических задач:

  • Знакомство с окружающим его миром и явлениями природы;
  • Развивает логическое мышление, память, воображение.
  • Расширяют кругозор детей;
  • Развивают зрительную и моторную память; внимание через яркие рисунки, картинки.
  • Развивает речь ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стишки.

Паспорт проекта

Полное название ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное оразовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»

Полное название работы

Ребусы - гимнастика для ума

Направление, секция

Познавательно-иследовательский

ФИО автора, возраст

Биткин Михаил, 7 лет

Руководитель проекта, должность

Кретинина Ирина Владимировна, воспитатель

Цель

Научить приёмам и правилам разгадывания ребусов.

Задачи

  1. расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
  2. развитие и совершенствование грамматического строя речи;
  3. автоматизация звуков в речи;
  4. развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
  5. развивать логическое мышление, любознательность, тренировать внимание и память, обогащать речь

Сроки реализации

краткосрочной

Участники проекта

ребёнок, родители, воспитатели

Конечный результат (продукт)

Книжка-малышка «Ребусы»

        

Методы: 

  1. Изучение литературы.
  2. Работа с Интернет-ресурсами.
  3. Практическая работа.

 

Гипотеза: решая ребусы, мы тренируем ум, развиваем мышление и становимся наблюдательными, догадливыми, сообразительными.

Объект: ребусы

Предмет: ребусы как средство развития мышления

Проектный продукт:  компьютерная презентация и исследовательская работа, творческая работа книжка-малышка «Ребусы»

 Основная часть:

I этап

Подготовительный

1) Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;

2) Подготовка развивающей среды в группе;

3) Подбор игровой мотивации;

4) Разработка плана работы с детьми и родителями;

II этап Деятельностный

  1. Знакомство с большим энциклопедическим словарём Ушакова Д.Н. , Даль В.И. , толковым словарём Ожегова С.И., знакомство с историей возникновения ребусов
  2. Знакомство с видами ребусов:

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

 Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

Особую группу ребусов составляют математические ребусы.

  1. Изучение  правил решения ребусов.

- Ребус читается слева направо и сверху вниз.

- Если нарисовано несколько одинаковых предметов, то читается слово во множественном числе.

- Рисунок в ребусе может обозначать не все слово, а только его часть. Запятые возле рисунка показывают, сколько букв надо из слова убрать.

- Если запятые слева от рисунка, убираем первые буквы; запятые справа показывают сколько букв в конце слова надо отбросить.

- Если предмет в ребусе нарисован в перевернутом виде, то слово читают с конца. Например, если нарисован кот вниз головой, то читаем слово «ток».

- Если возле рисунка стоит перечеркнутая буква, то ее из слова надо убрать. Если нарисована перечеркнутая цифра, то убираем букву с таким порядковым номером.

- Если нарисована буква возле слова, то ее надо к слову добавить

- Если возле рисунка написано равенство (5 = В или Я = В), то надо эту букву заменить другой, той, что - справа.

- Если предметы нарисованы в разном положении относительно друг друга, то при чтении используются предлоги. Один предмет в другом – «в».  Предмет нарисован на другом предмете, можно читать по-разному: «на», «над», «под». Подбираем по смыслу.

- Если буква состоит из другой буквы, то используем предлог «из». Например, «из – Б – А».

- Если встречаются ноты, то они обозначают соответствующие их названиям отдельные слоги.

- Если возле рисунка написаны  цифры, то буквы из названия предмета следует читать в указанном цифрами порядке. Буквы, не обозначенные цифрами, не используются. 

- Если буква перечеркнута крест накрест, то читается как "не". Например, перечеркнута "Д", читаем "не-Д".

 - Если возле рисунка изображены  две цифры со стрелками направленными в разные стороны, значит,  в слове  необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.

  1. Решение и составление ребусов
  2. Изготовление книжки-малышки «Ребусы»

III этап

Завершающий

  1. Выводы по изученным материалам.
  2. Презентация проекта в конкурсе проектно-исследовательских работ на уровне ДОУ «Почемучки»

Самооценка. Обсуждение итогов проекта. (Рефлексия проектной деятельности)

Ребус развивает внимание, память. При самостоятельном составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество.

В любой работе над изделием всегда можно определить положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны проекта:

1.        Цель достигнута;

2.        Материалы доступны;

Отрицательные стороны проекта:

Низкая активность родителей при реализации проекта.

Литература (Интернет ресурсы)

1.http://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy
2.
http://galia.rusedu.net/post/5445/101714

3.http://chitalochka-ru.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey/pravila-razgadyivaniya-rebusov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...