ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
методическая разработка по теме

Берсенева Наталья Андреевна

ПРОГРАММА

проведения тематического контроля 

Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные действия, первичные представления об объектах,  свойствах форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях)»  

С целью выявления эффективности системы работы педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста, создания благоприятных условий для формирования математических способностей, а также выполнения годового плана работы на 2015 – 2016 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_temat_kontrol.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1                                                                                            Утверждена                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Заведующий Детским садом № --                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           ________К.А. Мухлынина    

.2015 года                                                                                                                                                                                                                                                                                            

ПРОГРАММА

проведения тематического контроля на тему:

Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные действия, первичные представления об объектах,  свойствах форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях) »  

С целью выявления эффективности системы работы педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста, создания благоприятных условий для формирования математических способностей, а также выполнения годового плана работы на 2015 – 2016 учебный год.

Сроки:    

План контроля

Направление работы

Методика

1. Наблюдение непосредственной образовательной деятельности

Анализ   уровня сформированности  знаний  и математических представлений  детей   при организации непосредственно образовательной деятельности                                                                                                                    

 Приложение № 2

2. Оценка профессиональных умений и способностей  педагогов при планировании  и проведении непосредственно образовательной деятельности            

Анализ качества   организации непосредственно образовательной деятельности,     оценка профессиональных умений педагога      

 

Приложение №2

3. Планирование работы

Проверка качества планирования  совместной деятельности с детьми  /система, направление целей на  формирование и развитие математических способностей/                        

    /Фиксация в листе проверки плана/

4. Сотрудничество  с родителями

Оценка форм взаимодействия с родителями

- Анализ планов работы с родителями

- Привлечение родителей к  участию в  оснащении познавательного центра  ( коммуникативная игры, развивающие игры на количество и счет, пальчиковые игры, подвижные логические игры, логические игры с математическим содержанием, игры-головоломки)

    /Фиксация в листе проверки плана/

5. Анализ  развивающей предметно – пространственной  среды в группе

Просмотр развивающей среды всех групп по результатам «Познавательное развитие» (познавательно – развивающие центры, мини метод.кабинет)

Приложение №3 Карта анализа развивающей среды группы  

   

Приложение № 2

Анализ   уровня сформированности  знаний  и математических представлений  детей   при организации непосредственно образовательной деятельности

Сроки

Выполнение

Содержание работы

Октябрь-ноябрь 2015

Тема: «Реализация образовательной области «Познавательное развитие» через формирование и применение математических способностей  в образовательном  процессе»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Вторник 20.10.2015

(Заведующий, ст.воспитатель)

9.40-10.10

Подготовительная группа  

Познавательная деятельность (формирование математических представлений) (Богомолова З.Р.)

Умения педагога:

- широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;

- как можно больше рассказывать детям случаи из жизни с примерами;

- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;

- ставить развивающие вопросы.

- следить за речью детей и собственной речью.

- интегрировать занятие в разные виды деятельности.

- вводить в учебный процесс игровые действия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность,

- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),

-учебно-игровая деятельность(познавательные игры, занятия),

- игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),

- игры головоломки,

- задачи-шутки,

- кроссворды,

- ребусы.

2. Дидактические игры:

- сенсорные,

- моделирующего характера,

- специально придуманные педагогами для обучения детей.

3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».

средства формирования элементарных математических представлений:

- комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

- методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

- сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

- учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

средства обучения выполняют функции:

- реализуют принцип наглядности;

- адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

- помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;

- способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

- дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

- увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

- расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

демонстрационные материалы, использующиеся зрительную активность дошкольника, относятся при формировании и развитии математических способностей:

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

- карточки и таблицы;

- модели ("числовая лесенка", календарь и др.);

- логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- оборудование для проведения дидактических игр;

- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, счеты, настенные часы и т. д.

к раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

- таблицы и модели;

- счетные палочки и т. д.

Результаты  сформированности математических представлений  (от 6 до 7 лет)

- владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц.

- сформированы понятия высоты, ширины, длины, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.

- знают геометрические фигуры и их признаки.

- умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

- детей умеют определять положение предмета в пространстве.

- могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.

- детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).

Вторник 20.10.2015.

(ст.воспитатель)

Понедельник 19.10.2015 (Заведующий, ст.воспитатель)

9.00-09.25

9.00-09.25

Старшая группа

Познавательная деятельность (формирование математических представлений) (Лозманова Е.А.)

Конструктивно  модельная деятельность (Неклюдова Е.В.)

Умения педагога:

- широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;

- как можно больше рассказывать детям случаи из жизни с примерами;

- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;

- ставить развивающие вопросы.

- следить за речью детей и собственной речью.

- интегрировать занятие в разные виды деятельности.

- вводить в учебный процесс игровые действия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность,

- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),

-учебно-игровая деятельность(познавательные игры, занятия),

- игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),

- игры головоломки,

- задачи-шутки,

- кроссворды,

- ребусы.

2. Дидактические игры:

- сенсорные,

- моделирующего характера,

- специально придуманные педагогами для обучения детей.

3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».

средства формирования элементарных математических представлений:

- комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

- методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

- сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

- учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

средства обучения выполняют функции:

- реализуют принцип наглядности;

- адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

- помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;

- способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

- дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

- увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

- расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

демонстрационные материалы, использующиеся зрительную активность дошкольника, относятся при формировании и развитии математических способностей:

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

- карточки и таблицы;

- модели ("числовая лесенка", календарь и др.);

- логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- оборудование для проведения дидактических игр;

- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, счеты, настенные часы и т. д.

к раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

- таблицы и модели;

- счетные палочки и т. д.

Результаты  сформированности математических представлений  (от 5 до 6 лет)

- умение считать (отсчитывать) в пределах 10,

пользоваться количественными и порядковыми числительными

 - умение сравнивать стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

-умение сравнивать предметы различной величины

 - знания о форме предметов

-умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

-знания о днях недели, последовательности частей суток

-умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Вторник 20.10.2015.

(Заведующий)

Вторник

20.10.2015

Четверг

22.10.2015

9.00-09.25

10.25-10.50

9.00-09.25

Старшая группа с тнр

Познавательная деятельность (формирование математических представлений) (Ларионова Е.В.)

Коррекционная деятельность логопеда (Сакалаускайте К.В.)

Конструктивно  модельная деятельность (Кривоножкиа И.Д.)

Умения педагога:

- широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;

- как можно больше рассказывать детям случаи из жизни с примерами;

- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;

- ставить развивающие вопросы.

- следить за речью детей и собственной речью.

- интегрировать занятие в разные виды деятельности.

- вводить в учебный процесс игровые действия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность,

- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),

-учебно-игровая деятельность(познавательные игры, занятия),

- игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),

- игры головоломки,

- задачи-шутки,

- кроссворды,

- ребусы.

2. Дидактические игры:

- сенсорные,

- моделирующего характера,

- специально придуманные педагогами для обучения детей.

3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».

средства формирования элементарных математических представлений:

- комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

- методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

- сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

- учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

средства обучения выполняют функции:

- реализуют принцип наглядности;

- адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

- помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;

- способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

- дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

- увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

- расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

демонстрационные материалы, использующиеся зрительную активность дошкольника, относятся при формировании и развитии математических способностей:

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

- карточки и таблицы;

- модели ("числовая лесенка", календарь и др.);

- логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- оборудование для проведения дидактических игр;

- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, счеты, настенные часы и т. д.

к раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

- таблицы и модели;

- счетные палочки и т. д.

Результаты  сформированности математических представлений  (от 5 до 6 лет)

- умение считать (отсчитывать) в пределах 10,

пользоваться количественными и порядковыми числительными

 - умение сравнивать стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

-умение сравнивать предметы различной величины

 - знания о форме предметов

-умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

-знания о днях недели, последовательности частей суток

-умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Четверг 22.10.2015.

(Заведующий)

Понедельник

26.10.2015

9.00-09.20

9.00-09.20

Средняя  группа

Конструирование  (формирование математических представлений) (Москвина Ю.В.)

Конструирование  (формирование математических представлений) (Лескина Р.В.)

Умения педагога:

- широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;

- как можно больше рассказывать детям случаи из жизни с примерами;

- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;

- ставить развивающие вопросы.

- следить за речью детей и собственной речью.

- интегрировать занятие в разные виды деятельности.

- вводить в учебный процесс игровые действия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные занятия;

г) комбинированные занятия.

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность,

- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),

-учебно-игровая деятельность(познавательные игры, занятия),

- игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),

- игры головоломки,

- задачи-шутки,

- кроссворды,

- ребусы.

2. Дидактические игры:

- сенсорные,

- моделирующего характера,

- специально придуманные педагогами для обучения детей.

3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».

средства формирования элементарных математических представлений:

- комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

- оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

- методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

- сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

- учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

средства обучения выполняют функции:

- реализуют принцип наглядности;

- адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

- помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;

- способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

- дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

- увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

- расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

- графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

демонстрационные материалы, использующиеся зрительную активность дошкольника, относятся при формировании и развитии математических способностей:

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами

- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

- карточки и таблицы;

- модели ("числовая лесенка", календарь и др.);

- логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- оборудование для проведения дидактических игр;

- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, счеты, настенные часы и т. д.

к раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки. К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

- таблицы и модели;

- счетные палочки и т. д.

Результаты  сформированности математических представлений  (от 4 до 5 лет)

Основные представления, познавательные и речевые умения, которые осваиваются детьми 4-5 лет в процессе овладения математическими представлениями:

СВОЙСТВА.

Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий) ; по массе (тяжёлый, лёгкий); по глубине(глубокий, мелкий); по объёму (большой, маленький).

Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.

Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный. Логические связи между группами величин, форм: низкие, но толстые; найти общее и различное в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм.

Связи между изменениями(сменой) основания классификации (группировки) и количеством полученных групп, объектов в них.

ОТНОШЕНИЯ.

Представления.

Отношения групп предметов: по количеству, по размеру и т.д. Последовательное увеличение(уменьшение) 3-5 предметов.

ЧИСЛА И ЦИФРЫ.

Обозначение количества числом и цифрой в пределах 5.

Сосчитывать, сравнивать по признакам, количеству и числу; воспроизводить количество по образцу и числу; отсчитывать.

Называть числа, согласовывать слова-числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Отражать в речи способ практического действия. Отвечать на вопросы: "Как ты узнал, сколько всего?"; "Что ты узнаешь, если сосчитаешь?"

ния, обнаружения соответствия.

АЛГОРИТМЫ.

Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала; потом; раньше; позже; если..., то.

Среда  21.10.2015.

9.25-09.40

2 младшая группа

Аппликация  (формирование математических представлений) Герасимова А.В.

Умения педагога:

- широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;

- как можно больше рассказывать детям случаи из жизни с примерами;

- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;

- ставить развивающие вопросы.

- следить за речью детей и собственной речью.

- интегрировать занятие в разные виды деятельности.

- вводить в учебный процесс игровые действия.

Основные представления, познавательные и речевые умения, которые осваиваются детьми 3-4 лет в процессе овладения математическими представлениями через занятие аппликацией:

Аппликация:

1. Сам складывать на листе предварительно вырезанные детали в определенной последовательности.  

2. Намазывать детали клеем и распределять на листе.

3. Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам или по собственному желанию.

4. Знать, называть, использовать материалы.

5. Уметь располагать  вертикально и горизонтально.

4. Различать части по величине (большая – маленькая, узкая –  широкая.)

 

Среда  28.10.2015.

9.10-09.20

1 младшая группа

Экспериментирование с материалом  Десяткина Ю.В.

  • Дети с радостью исследуют материал;
  • с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;
  • подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий по проведению тематического контроля по созданию условий для развития ребенка в театрализованной деятельности.

Материал пригодится старшим воспитателям, заведующим ДОО для проведения контроля по речевому развитию детей....

Методическая разрабтка "Развитие личности ребенка через познавательно-исследовательскую деятельность"

Развитие личности ребенка через познавательно-исследовательскую деятельность...

Сообщение на педагогическом совете, на тему: «Воспитание нравственной личности ребенка через формирование представлений об особенностях родного края»

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех остается той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все....

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через формирования первичных представлений об окружающем мире»...

ПРИКАЗ № 437 от 17.10.2022г. О проведении тематического контроля «Использование различных форм физического развития и укрепления здоровья детей»

На основании плана- контроля на 2022/202,3 учебный год, с целью выявления состояния работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, в рамках реализации образовательной программы...