Педагогический проэкт в подготовительной группе «Театр теней – волшебный мир для детей!»
проект (подготовительная группа)

Межекова Мария Анатольевна

Название проекта: «Театр теней – волшебный мир для детей!»

 

Проект разработан: воспитатели МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга»

Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, информационный, практико-ориентированный, комплексный.

Место события:  МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга», подготовительная к школе группа «Пчелка»

Сроки реализации: с 06.02 – 10.02.2023

Участники: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность проекта

Театрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков.  Через театрально - игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллект. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_teney.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Театр теней – волшебный мир для детей!»

Проект разработан: воспитатели МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга»

Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, информационный, практико-ориентированный, комплексный.

Место события:  МБДОУ «ЦРР Детский сад «Радуга», подготовительная к школе группа «Пчелка»

Сроки реализации: с 06.02 – 10.02.2023

Участники: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность проекта

Театрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков.  Через театрально - игровое творчество у ребенка развивается артистизм, речевая активность, эмоциональная отзывчивость и интеллект. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы.

Цель проекта:  создать условия для развития творческих способностей  у детей подготовительной группы и успешной реализации у них интеллектуально-творческого потенциала, посредством специально организованной театральной деятельности.  

Задачи проекта:

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
  • Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
  • Познакомить детей с различными видами театра.
  • Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности.

Ожидаемые результаты:

-  достаточный уровень знаний о театре у дошкольников;

- высокий уровень у дошкольников мотивации  к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;

-укрепление взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса через совместное посещение театра, занятия театральным искусством и подготовке к выступлениям.

Методы проекта:

Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ).

Словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы.

Практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.

Игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.

Этапы проекта.

I. Подготовительный этап:

1.        Формулирование актуальности проекта, постановка темы, цели, задач проекта, определение методов решения поставленных задач.

2.        Подбор методической и художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений дошкольников.

3.        Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций.

4.         Разработка тематического планирования мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников и их родителей.

II. Основной этап:

  1. Разработали с детьми модель трех вопросов.

Что мы знаем о театре?

Что хотим узнать?

Что для этого

нужно сделать?

- В театр ходят люди

- Мы знаем что есть

театр теней.

- Во время просмотра

соблюдать порядок.

- Мы знаем что есть

театр кукол.

- В театре ставят

разные постановки.

- В театре люди

играют разные роли.

- Какие бывают театры

- Как появляется тень?

- Можно ли самим сделать театр теней и маски для

него.

- Какую сказку можно

разыграть.

- Кто придумал такой театр?

- Как двигаются тени?

- Посмотреть в

интернете.

- Прочитать в книгах и

энциклопедиях.

- Спросить у взрослых.

- Самим разыграть

сказку.

- Самим сделать театр теней и кукол для театра.

  1. Работа с родителями:

- оформление наглядной информации: «Правила поведения в театре»,  «Театр своими руками»,  памятка «Театр дома»;

- проведение индивидуальных консультаций «Чем интересен современный театр»;

- привлечение родителей к участию в мероприятиях (театрализованное представление, поход в театр, выставки совместного творчества, изготовление атрибутов и декораций).

    3.  Работа с детьми

День

Тематика

Мероприятия

06.02

«Знакомство с театром»

1. Просмотр слайдов «Виды театра»

2.Чтение стихов о театре детских авторов.

3.Беседа «История театра. Театры города Абакана»

4.Чтение русских народных сказок, обыгрывание мимикой и пантомимикой героев сказки «Репка»

07.02

«Хочу всё знать о театре теней»

1.Демонстрационный материал презентация «Театр теней»

2.Эксперимент на улице

                  «Есть ли тень в пасмурный день?»

                  «Есть ли зимой тень?»

3. Игровые упражнения с рукой и светом.

4. Разыгрывание ситуации «Идем в театр».

08.02

«Театральные профессии»

1. Беседа и просмотр иллюстраций «Кто работает в театре».

2.Изготовление теневого театра

3. Консультация для педагогов «Мастер – класс изготовление фигурок для теневого театра»

4. Психогимнастические упражнения на изображения различных эмоциональных состояний.

09.02

«Театральная мастерская»

1.Сюжетно-ролевая игра «Мы готовим спектакль».

2.Изготовление атрибутов для теневого театра, сказка «Теремок»

3) Заключительный этап

10.02

«Мы актеры»»

1.Показ сказки «Теремок» для детей младшей группы.

2.Беседа «Что мы узнали о театре».

Стихотворения о театре.

 «Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Театр кукол (Соколова Н.В.)

У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой - я знаю,

Но кукол обожаю

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел  

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку  

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка -

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!

Словарик театральных терминов

Театр - это целый мир новых слов, понятий...

Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем.

Актёр - деятельный, действующий (акт - действие).

Антракт - промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты - одобрительные хлопки.

Артист - творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актёр, певец, музыкант).

Афиша - объявление о представлении.

Балет - вид театрального искусства, где содержание передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Грим - подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актёру для данной роли.

Декорация (лат.) - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).

Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма - сочинение для сцены.

Жест - движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Карман - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена - сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент.

Мимика - мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.

Монолог - речь одного лица, мысли вслух.

Опера - музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта - весёлый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.

Пантомима - выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик - накладные волосы.

Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссёр - управляющий актёрами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.

Репертуар - пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.

Репетиция - повторение, предварительное исполнение спектакля.

Театр - место для зрелищ.

Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Психогимнастика  -игры, упражнения, этюды по проживанию

эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста

1. Игра «Садовник»

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.

2. Игра «Дожди»

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Описание игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

3. Игра «С платком»

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису.

После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»

4. Игра «Угадай настроение»

Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»

5. Игра «Говорящие предметы»

Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.

Описание игры: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

 Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»

 Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

6. Игра «Зеркало настроения»

Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.

Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.

7. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»

Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.

Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-мероприятие по развитию речи в подготовительной группе по теме " Волшебный мир театра"

Итоговое  занятие - мероприятие, целью которого является показ результатов работы по развитию выразительности речи через театрализованную деятельность у старших дошкольников....

Конспект занятия в старшей группе «Театр теней»

Конспект занятия в старшей группе «Театр теней»Цель: познакомить с новым видом театра – теневым.Задачи:• развивать артистизм, коммуникацию• воспитание у детей гуманных...

Использование дидактического пособия "Театр теней" для речевого развития детей дошкольного возраста

Материал оформлен в виде буклета и содержит практические игры и упражнения по использованию Театра теней для развития: речевого дыхания, артикуляции, фонематического восприятия, автоматизации и диффер...