Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет 17.05.23
материал (старшая группа)

Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие мыслительной деятельности у дошкольников 5-6 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду и дома

Игры на развитие творческого мышления мелкой моторики

Конструктор из зубочисток

Инвентарь: зубочистки (или спички), пластилин (или глина).

 Возьмите несколько зубочисток, и немного пластилина, который используется как соединительный материал.

 Из пластилина скатайте маленькие шарики. Попробуйте построить дом. Соорудите кубик, затем попробуйте собрать крышу, и т. д.

 Можно дать детям задание, чтобы они сами придумали какую-нибудь геометрическую конструкцию, а потом объяснили вам, что им удалось собрать.

Забор

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: палочки или спички (обыкновенные или укороченные).

 Нужно поднять со стола пять палочек, одну за другой, зажимая их концы между пальцами правой руки. Между большим и указательным пальцами захватите сразу две палочки. Между указательным и средним, средним пальцем и безымянным, а также между безымянным и мизинцем — захватите по одной палочке.

 Теперь расставьте пальцы, уроните палочки на стол. То же проделайте левой рукой.

 Кто, поднимая палочки, не выпустит ни одной, тот и победит.

Охотники

Инвентарь: маленькие палочки, спички.

 Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложите четыре пальца вместе, большой палец отведите — это «берлога медведя». Одну палочку поставьте у входа в «берлогу», слегка уперев один ее конец в основание указательного пальца. Это — «медведь». Отмерьте от медведя расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии положите на стол четыре палочки, концами к берлоге. Мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы правой руки — четыре «охотника», четыре палочки — «пули». Щелчками каждого из этих пальцев о палочки постараться пулями «убить» медведя (сбить палочку).

 Чьи четыре «охотника» убьют медведя меньшим количеством «выстрелов», тот и побеждает.

Бирюльки

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: 20 спичек, а лучше незаточенных карандашей.

 Сложите палочки в беспорядке в кучу на столе. Поочередно, по одной, возьмите из кучки десять палочек так, чтобы не пошевелить другие.

 Кому это удастся, тот и выигрывает.

Гербарий

Инвентарь: небольшие цветы или листья, промокашки или другая бумага, тяжелые предметы, картон, клей, целлофан.

 Игра начинается с прогулки по осеннему лесу. Предложите ребенку выбрать понравившиеся листья и цветы.

 Вернувшись домой, положите их между страничками книг. Для того чтобы не испачкать книгу, лучше всего с обеих сторон каждого цветка положить по промокашке. Затем книгу положите под пресс.

 Высохшие цветы могут быть использованы для украшения самодельных поздравительных открыток.

 Цветами можно украсить шкатулки, наложив на них тонкую прозрачную целлофановую пленку или покрыв лаком.

Быстрые пальцы

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: ленты.

 К рейкам гимнастической стенки, к стойкам или гимнастическим палкам, укрепленным горизонтально, привязывают по десять узких лент одинаковой длины.

 Соревнуются два игрока. По сигналу они должны завязывать банты на всех лентах. Выигрывает тот, кто раньше это сделает.

Бумажные куклы

Инвентарь: бумага, картон, карандаши, краски, ножницы.

 Попросите ребенка нарисовать на бумаге тело человека до пояса. Осторожно вырежьте этот рисунок по контуру и отдайте ребенку — пусть он раскрасит его, дорисует все, что нужно.

 После этого надо сделать в нижней части два небольших отверстия, куда легко могут войти ваши два пальца — указательный и средний. Двигая пальцами, вы делаете так, что игрушка ходит, двигается.

 Следует, конечно, еще во время рисования учесть размеры таких фигурок.

 Кончики пальцев можно «обуть» в башмачки. Для этого можно использовать бумагу, ореховые скорлупки, пластилин или краску.

Персональный ксерокс

Инвентарь: бумага, восковые мелки, скрепки, карандаш.

 Попросите ребенка закрасить одну из страниц равномерно по всей поверхности мелком.

 Затем эта страничка переворачивается и накладывается на вторую, абсолютно чистую. Лучше всего скрепить их вместе, чтобы не скользили.

 Теперь все, что будет написано или нарисовано на тыльной стороне первой странички, отпечатается на второй благодаря предварительно нанесенному слою цветного воска. Вот вам и ксерокопия.

Коллаж

Инвентарь: газеты, журналы, бумага, клей, ножницы.

 Выберите несколько газет и журналов с кулинарной рекламой различных продуктов, изображением фруктов, овощей и т. д.

 Собрав достаточно обширную коллекцию, предложите ребенку сложить из них, например, лицо человека. Попробуйте вместе с ним. Для контура лица можно использовать тарелку, поднос, кастрюлю.

Нога художника

Инвентарь: карандаш, бумага.

 Разложите на полу бумагу. Предложите ребенку взять карандаш пальцами ног и попробовать что-нибудь нарисовать. Это очень забавно.

Рисунок из крупы

Инвентарь: крупы (пшено, рис, гречка, геркулес), клей, рисовальные принадлежности.

 Приготовьте немного клея, налейте его в блюдечко или чашку. Ваш ребенок может составлять мозаичные аппликации, приклеивая зерна или геркулесовые хлопья к листу бумаги.

 Вы можете нанести контур или фрагмент рисунка, а ребенок продолжит. Из зерна получится прекрасный мех животного, черепичная крыша дома, рыбья чешуя и т. д.

 Для этой игры прекрасно подойдут залежалые крупы.

Бумажные тарелочки

Инвентарь: бумажные тарелочки (или бумажные круги), рисовальные принадлежности.

 Для того чтобы спокойно заняться приготовлением обеда, дайте ребенку побольше бумажных тарелок и стаканчиков. Пусть он разрисовывает их, а если ему сложно придумывать орнаменты — копирует те, которые видит на обоях или любых других предметах.

 Если у вас нет бумажных тарелок, можно вырезать круги из листа бумаги и раскрашивать их.

 Обязательно повесьте несколько таких тарелочек на своей кухне, чтобы показать, как вы гордитесь творчеством вашего малыша.

Двойник

Инвентарь: большой кусок бумаги (остаток обоев, склеенные листы ватмана), кусок картона, карандаши, фломастеры, краски.

 Предложите ребенку изготовить его двойника. Для этого постелите на полу большой лист бумаги. Пусть ребенок ляжет на него спиной.

 Обведите его контур карандашом.

 Осторожно вырежьте по линии ножницами и приклейте к более прочному материалу, например, к картону.

 Пусть сам ребенок раскрасит своего двойника так, как захочет. Конечно, вы можете дать ему дельный совет: какую краску выбрать, где приклеить куски из цветной бумаги или материала, где сделать разрез для кармана, куда можно положить настоящий носовой платок, и т. д.

Любимый альбом

Инвентарь: вырезки из газет и журналов, листы бумаги или альбом, клей, ножницы, возможно, карандаши и краски.

 У каждого ребенка есть свои предпочтения — кто-то любит кукол, кто-то — машинки или мягкие игрушки.

 Заметив его увлечение, помогите ему вырезать из журналов, газет и других иллюстрированных материалов все то, что он любит. Затем наклейте эти картинки на альбомные листы. Лучше скреплять листы на шнуровке, чтобы была возможность добавлять странички.

 Предложите ребенку самому оформить обложку. Можно написать: «Любимые машины», «Мои любимые животные», «Альбом мод», «Все про собак» и т. д.

 Напишите дату начала создания альбома.

Зоопарк

Количество играющих: 2-6 человек.

 Дети выбирают себе роль животного.

 Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в нарисованный круг.

 Дети, не получившие ролей, встают за взрослым, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк».

 Прогуливаясь по «зоопарку», взрослый подходит к «клетке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?». «Звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты» — отгадать зверей.

Встреча животных

Количество играющих: 1-6 человек.

 Попросите каждого ребенка вспомнить свое любимое животное.

 Затем предложите, чтобы ребенок представился своим друзьям этим животным.

 Например, если Васе нравятся медведи, он может сказать: «Здравствуйте, меня зовут Вася-медведь, и вот как я приветствую вас», — а после этого издать «медвежий звук», то есть зарычать.

Новая скатерть

Инвентарь: дешевая полиэтиленовая скатерть, старая одноцветная простыня или лист бумаги, чтобы накрыть стол, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.

 Накройте стол большим листом бумаги (можно склеить скотчем альбомные листы).

 Теперь дети могут приступить к созданию нового изделия. Можно нарисовать орнамент, цветы, ягоды, животных — все, что захочется.

 Другой вариант — нарисовать людей, которые сидят за столом. Пусть каждый член вашей семьи будет нарисован именно там, где он обычно сидит, можно подписать имена.

 Быть может, ребенок захочет изобразить своих любимых героев, и вы будете обедать с Винни-Пухом и Чебурашкой. Так что скучать вам не придется.

Волшебные кляксы

Инвентарь: бумага, краски или тушь.

 Предложите детям сделать кляксы. Для этого на половину бумажного листа наносится маленькая лужица цветной туши или краски.

 Лист складывают пополам и проглаживают ладонью, чтобы получилось симметричное пятно. При желании изображение можно дорисовать.

 Попросите детей внимательно рассмотреть кляксы и описать, на что они похожи.

Колечко

Количество играющих: 3-6 человек

Инвентарь: колечко, монетка, любая мелкая игрушка.

 Дети сидят или стоят. Они складывают ладони вместе перед собой.

 Ведущий, у которого между ладонями находится кольцо, подходит к каждому ребенку, слегка раскрывает ладони и одному из них незаметно вкладывает кольцо.

 Затем ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Ребенок с кольцом выходит из ряда. Теперь он — ведущий.

 Ведущий должен рассказать стихотворение или показать сценку, как-то творчески проявить себя.

Лучики и узоры

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: спички (лучинки) длиной 10-15 см.

 Для игры детям, сидящим за столом, даются по 30-40 лучинок, окрашенных в три-четыре цвета.

 Взрослый показывает, какие узоры можно выложить из лучинок (лестницу, ворота, домик, солнце в виде лучиков, выходящих из одной точки, и т. д.). Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по этим образцам. Затем им предлагают самим придумать, что можно выложить из лучинок.

 После того как дети научаться выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляют лучинки других размеров (длиной 5-20 см). Взрослый предлагает детям выкладывать несложные сюжеты (дом с забором и деревом и т. д.).

Кулак — ладонь

Игра развивает мелкую моторику.

Можно использовать как разминку-переменку между занятиями.

 Дети сидят или стоят. Руки держат перед собой.

 Все должны сжать левую кисть в кулак, пальцами вверх. Согнутые пальцы правой руки упираются в кулак левой.

 Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки выпрямляются и упираются в кулак правой.

 Движения, вначале медленные, должны стать быстрыми и точными. Приговаривать: «Кулак — ладонь, кулак — ладонь».

Мы зверюшки

 Попросите детей имитировать движения разных животных, например, прыгать как зайчики, ходить, переваливаясь, как медведи, ходить на корточках как уточки, и т. д.

Копируй мимику

 Рассадите детей по кругу.

 Выберите ребенка, с которого начнете игру. Этот ребенок изображает на лице какую-то гримасу и поворачивается к рядом сидящему ребенку. Следующий ребенок делает такое же лицо, и поворачивается к третьему.

 Продолжайте до тех пор, пока все дети не сделают себе такое лицо и не «передадут» его соседу.

 Можно повторить игру с новым выражением лица. Если дети испытывают трудности с тем, какую гримасу или выражение им состроить, предложите им изобразить какое-нибудь животное или выразить какую-либо конкретную эмоцию.

Игры на развитие мышления у детей 5-6 лет

Построить по признаку

Количество играющих: 1-6 человек.

 Игра проводится дома или на улице, в ней могут участвовать и дети, и взрослые.

 Предложите ребенку выстроить всех присутствующих по определенному признаку, известному только ему, например, по росту, цвету волос, силе и т. д. А участники должны отгадать, по какому принципу он их выстроил.

 Ребенок может использовать даже игрушки. Единственное требование к участникам: не обижаться! Самые смешные и оригинальные комбинации можно записать.

Угадайте фотографию

Инвентарь: фото из журналов.

 Вырежьте из журналов или календарей большие фотографии знакомых детям объектов.

 Закройте эти фотографии полосками бумаги таким образом, чтобы, снимая эти полоски одну за другой (но не подряд), постепенно открывать фотографию.

 Попросите детей угадать, что представлено на фотографии.

Отгадай рисунок

Инвентарь: картинка, открытка, бумага, ножницы.

 Для того чтобы провести эту игру, нужно подготовиться. Выберите в книге или журнале простой рисунок. Обязательное условие: ребенок не должен предварительно видеть то, что там нарисовано.

 Затем вырежьте кусок чистой бумаги размером чуть больше открытки.

 В центре проделайте небольшое отверстие — размером с рублевую монетку.

 Чистой бумагой накройте рисунок и водите им так, чтобы ребенок увидел все изображение, но не сразу, а по частям — в этом маленьком вырезанном кружочке.

 Спросите ребенка, что там нарисовано.

Кто кем был?

Инвентарь: мяч

 Ведущий, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Например:

цыпленок — яйцом

лошадь — жеребенком

дуб — желудем

рыба — икринкой

 

бабочка — гусеницей

хлеб — мукой

лягушка — головастиком ит. д.

 Возможен обратный вариант. Ведущий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, семечко?».

 Дети, бросая мяч обратно, могут дать один или несколько вариантов ответа. К примеру: «Из яйца может быть птенец (крокодил, черепаха, змея и даже яичница!)».

Можешь угадать?

 Имитируйте выполнение различный действий, например: удар по футбольному мячу, прыжки через скакалку, надевание платья и т. д.

 Попросите детей, чтобы они поочередно повторяли эти действия, а затем угадали, что они делали.

Загадочная пища

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: кастрюлька, полотняная салфетка (или полотенце), несколько фруктов, овощей и т. д.

 Положите яблоко на дно небольшой кастрюльки или другой подходящей посуды. Прикройте кастрюльку сверху салфеткой.

 Попросите детей, засунув руку в кастрюльку, ощупать фрукт.

 Предложите им опознать фрукт наощупь. Задавайте вопросы типа: «Это шершавое?», «Это гладкое?». Пусть каждый ребенок опишет этот фрукт.

Отгадай, что мы задумали

 Дети выбирают водящего. Он выходит за дверь, а оставшиеся дети загадывают какой-нибудь предмет и договариваются, что каждый будет называть только один признак загаданного предмета.

 Водящего приглашают в комнату, и дети по очереди называют разные признаки загаданного предмета.

 Ведущий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, сам становится водящим.

 Если на первом круге ведущий не может отгадать задуманное, то он идет на второй круг.

 На втором круге дети называют признаки задуманного предмета снова, но теперь с частицей «НЕ». Например, о мяче: это никогда не бывает квадратным, не тонет в воде, это не делают из металла и т. д.

Свой список

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш.

 Подскажите ребенку несколько категорий предметов, которые он должен нарисовать. Например:

♦ предметы, которые можно застегнуть;

♦ сделаны из дерева;

♦ помещаются в обувной коробке;

♦ меньше обувной коробки;

♦ работают от электричества, и т. д.

 Чем меньше ребенок, тем короче должен быть задаваемый список. Для начала достаточно четырех-пяти слов.

Необитаемый остров

 Взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове.

 Как можно красочнее опишите остров, его природу, климат, животный мир и т. д.

 Потом попросите детей по очереди придумать, как сделать себе жилище, одежду, посуду, добыть огонь, отыскать еду, постричься.

Кто отгадает?

Количество играющих: от 3 человек.

 Дети выбирают ведущего. Он ненадолго уходит.

 За это время остальные сговариваются, что они будут показывать, когда ведущий возвратится.

 По сигналу ведущий возвращается, здоровается со всеми и спрашивает: «Чем вы занимались, пока меня не было?».

 Дети жестами, движениями показывают, что они делали.

Например, читали, гуляли, стирали, копали и т. д.

 Ведущий должен назвать действие. После того, как он отгадает, выбирается новый ведущий и игра повторяется.

Загадочные животные

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: открытки, фотографии, вырезки из журналов с изображением разных животных.

 Найдите и приготовьте большие изображения животных — лучше всего фотографии. Рукой или куском бумаги закройте одного из животных, постепенно приоткрывая какие-то его части. Смогут ли дети узнать это животное? Если нет, приоткройте еще часть и продолжайте так делать до тех пор, пока дети не сумеют назвать животное.

 После того как они узнали это животное, можно закрыть какую-то его часть и попросить детей назвать, какую именно часть вы спрятали.

Стук-стук

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: карандаш, различные предметы.

 Попросите детей закрыть глаза. Несколько раз постучите карандашом по какому-то выбранному вами предмету. Спросите у детей, знают ли они, что это за предмет.

 Тот, кто угадает и даст правильный ответ, сам будет в следующий раз постукивать карандашом.

Я задумал…

Количество играющих: 3-6 человек.

 Скажите: «Я задумал кого-то в нашей группе, кто...».

 Добавьте какие-либо полезные подсказки об этом ребенке. Опишите его одежду, некоторые из его талантов ИТ. д.

 Остальные дети стараются угадать, кого вы задумали.

Игры на развитие математического мышления у детей 5-6 лет

Игра в ладошки

Количество играющих: 6-8 человек.

Инвентарь: можно использовать карточки с цифрами.

 Игроки встают в круг, каждый из них получает номер, начиная с номера один и далее по часовой стрелке.

 Игра начинается с участника под номером один, который сначала хлопает себя дважды по коленям, говоря: «Один, один», а затем хлопает дважды в ладоши, называя номер другого участника игры (например: «Пять, пять»).

 Остальная часть группы хлопает по коленкам и в ладоши вместе с номером один.

 Игрок, чей номер был назван (в данном случае игрок номер пять), тут же подхватывает: «Пять, пять», а затем называет другой номер, например: «Два, два» и т. д.

 Если играющий называет номер уже выбывшего участника, он также выходит из игры.

 Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое участников.

Горох в бутылку

Количество игроков: 1-6 человек.

Инвентарь: бутылки с широким горлышком по количеству игроков, горох.

 Поставьте бутылки на пол. Выдайте детям по десять горошин.

 Стоя около бутылки, дети разжимают кулак и выпускают по одной горошине так, чтобы они попали в бутылку. Руку надо держать на уровне груди.

 Дети должны посчитать, сколько горошин попало в бутылку, а сколько просыпалось мимо.

 У кого больше горошин попадет в бутылку, тот и выигрывает.

 Со временем можно увеличивать число горошин, продолжая закреплять, таким образом, навыки счета.

Курочки и петушки

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки).

 Дети в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные по полу. По окончании игры подсчитывается количество собранных зерен.

 Побеждает тот, кто больше собрал.

Скрепки

Количество играющих: 2 — 6 человек.

Инвентарь: две коробки канцелярских скрепок.

 Детям выдается одинаковое число канцелярских скрепок. Их задача — собрать из скрепок цепь за определенное время. По окончании времени дети должны сосчитать число звеньев своей цепи.

 Выигрывает тот, у кого цепь длиннее.

Найди пуговки

Инвентарь: пуговицы разных цветов и размеров.

 Наверняка у вас дома есть коробка или мешочек с пуговицами. Высыпьте их на стол или на пол.

 Попросите детей найти по 2-3 пуговицы одинакового цвета или размера, на ножке, с двумя, четырьмя отверстиями. Их можно надеть на нитку, выложить из них узор или просто пришить на кусочек ткани.

 Попросите детей сосчитать общее количество пуговиц, пуговицы с ножками, круглые, большие, маленькие.

Счет на пальцах

Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.

 Дети разбиваются по парам. Партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину.

 Игроки хором считают до трех. На счет «три» каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению).

 Побеждает игрок, который первым сосчитает пальцы на обеих руках — своей и партнера — и громко назовет полученное число.

 Сыграйте несколько раз, потом поменяйте партнеров и повторите игру.

Посчитаем крышечки

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: крышки от бутылок, бумага, карандаш или ручка.

 Дети пишут номер с внутренней стороны каждой крышки или на листочке бумаги и приклеивают его к крышке. Затем по очереди рассыпают крышки по полу.

 Если крышка приземлилась номером вверх, то игрок получает то количество очков, которое указано на крышке. Если крышка легла номером вниз, то игрок ничего не получает.

 Дети бросают крышки определенное количество раз, выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.

 Есть разные варианты этой игры. Например, игроки должны набрать определенное количество очков, скажем, 25. Кто первый набирает эту сумму, тот выигрывает.

 Или у каждого участника игры изначально по 50 очков, и задача — быстрее их «списать». Победителем становится тот, кто первый достигнет нуля.

Самые простые счеты

Инвентарь: коробка из-под обуви, веревка, макароны (рожки).

 В коробке проделайте по четыре отверстия с двух противоположных сторон.

 Проденьте в одно из отверстий веревку, снаружи завяжите узелок, чтобы веревка не могла выскочить.

 Теперь наденьте на веревку 10 рожков и закрепите ее в противоположном отверстии. То же самое проделайте с остальными отверстиями.

 Рожки на самой нижней веревке означают единицы, на второй — десятки, на третьей — сотни, и, наконец, на четвертой — тысячи.

 Каждый рожок представляет одну единицу, десяток, сотню — в зависимости от расположения веревки.

 Такие счеты научат вашего ребенка разбираться в цифрах, решать задачи на сложение и вычитание.

Мишки и шишки

Инвентарь: игрушечные медведи (или другие животные), шишки (или другие мелкие предметы: катушки с нитками, пуговицы).

 По полу разбрасывают шишки. Детям предлагают собирать их лапами игрушечных медведей.

 По окончании игры дети должны посчитать, сколько шишек им удалось собрать. Выигрывает тот, кто собрал больше.

Сколько карманов?

Количество играющих: 1-6 человек.

 Попросите каждого из детей сосчитать количество карманов, которые у него имеются.

 Теперь дети должны назвать, у какого больше всех карманов. Затем — у кого меньшее количество.

 Наконец, они выясняют, сколько детей имеют одинаковое количество карманов.

Каждый третий

Количество играющих: от 6 человек.

 Постройте детей в кружок.

 Велите им рассчитаться на тройки (либо на двойки). Каждый третий (второй) ребенок выбывает — садится на стул или на пол.

 С детьми, которые стоят, снова рассчитайтесь на тройки (двойки), причем каждый третий выбывает.

 Продолжайте играть до тех пор, пока не останутся стоять меньше трех (двух) детей.

 Эта игра дает хорошую возможность попрактиковаться в счете.

Три раза мимо

Количество играющих: 2-6 человек.

 Образуйте круг. Держась за руки, ходите приставным шагом по кругу и декламируйте следующее стихотворение:

Три раза мимо гавани прошел кораблик наш,

Три раза мимо гавани, печален наш рассказ.

Три раза мимо гавани кораблик наш прошел,

Лежим мы все на острове, и всем нам хорошо.

 После слов «лежим мы все на острове» все дети падают на пол, продолжая по возможности держаться за руки и громко считать «раз, два, три».

 Продолжайте увеличивать числа и заключительный счет, не смущаясь возникающими при этом маленькими ритмическими затруднениями:

Четыре раза мимо гавани…

Пять раз уж мимо гавани…

Раз десять мимо гавани...

Математика в календаре

Инвентарь: календарь (желательно с крупными цифрами), небольшой лист бумаги.

 Воспользуйтесь чистым листом бумаги, чтобы закрыть им одну из дат в календаре. Попросите, чтобы дети угадали, какое число вы закрыли.

 После того, как они выскажут свою догадку, уберите лист, чтобы дети увидели, были ли они правы.

 Со старшими детьми можно закрыть сразу несколько чисел.

Кто больше

Количество играющих: 2-3 человека

Инвентарь: игрушки, корзинки или детские ведерки.

 На полу рассыпаются мелкие предметы (шишки, игрушки, кубики). Детям завязывают глаза. В руки им даются корзиночки.

 По условному сигналу они начинают собирать с пола предметы и класть их каждый в свою корзину.

 По сигналу «закончили» им развязывают глаза, после чего считают, сколько каждый собрал предметов.

 Выигрывает тот, у кого в корзинке окажется больше предметов.

Одна картошка

Количество играющих: 3-8 человек

 Рассадите детей в круг. Попросите их сжать обе руки в кулачки и держать их перед собой.

 Выберите водящего, который должен прикоснуться к каждому кулачку, а все дети тем временем хором говорят: «Одна картошка, две картошки, три картошки, четыре картошки, пять картошек, шесть картошек, семь картошек... Проверим».

 Тот кулачок, на который придется слово «проверим», должен быть спрятан соответствующим ребенком за спину.

 Игру начинают снова и продолжают до тех пор, пока остается всего один кулачок.

 Его обладатель становится водящим для следующего раунда игры.

Сможете сосчитать

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: лист бумаги, ручка, тарелка, конфеты, орешки, бобы и т. п.

 Это превосходная игра для развития существенного математического навыка — умения оценивать количество.

 На большом листе бумаги составьте список имен всех детей. Подготовьте тарелку с конфетами, орешками, виноградом.

 Спросите у детей: «Сколько конфет в тарелке? Сколько орешков? Сколько виноградин?». По мере того, как каждый ребенок называет количество, вы сами или ребенок можете записать результат на листе бумаги рядом с его именем.

 Потом вместе с детьми громко сосчитайте истинное количество и сравните его с ответами.

Что за число?

Количество играющих: 2 - 9 человек.

Инвентарь: колода игральных карт (только с числами).

 Возьмите колоду игральных карт. Показывайте их одну за другой детям. Спросите, какое число стоит на каждой карте. Дайте каждому по одной.

 Попросите, чтобы дети выстроились в шеренгу, соблюдая порядок возрастания чисел. Соберите карты назад.

 Произвольно раздайте их детям таким образом, чтобы каждому ребенку досталась по возможности другая карта. Позвольте детям снова расположиться в правильном порядке, то есть по возрастанию номеров.

Пять маленьких детишек

Количество играющих: 1-6 человек.

 Расскажите детям следующее стихотворение, а они хором должны продолжить пропущенные слова.

Пять маленьких детишек напились вдруг кефира,

Один пошел гулять, осталось их _________

Четверо детишек пускали пузыри,

Один пошел на улицу, осталось только _________

Три маленьких ребенка пошли играть в слова,

Один пошел на кухню, осталось только ___________

Два маленьких ребенка делили апельсин,

Один домой отправился, остался лишь __________

Один ребенок маленький играет без друзей,

Пойдемте, одинокому поможем поскорей.

Допрыгни до числа

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: мел.

 Нарисуйте на асфальте недалеко друг от друга небольшие квадраты, внутри которых обозначьте числа от одного до десяти.

 Давайте указания типа: «Скачи на одной ножке до цифры три». Или «Прыгни до цифры семь» и т. д.

 Затем дети сами могут давать указания друг другу.

Не урони шарик

Количество играющих: 2- 6 человек

Инвентарь: ложки, шарики (картофелина или яблоко).

 Ребенок должен в ложке донести шарик до условного места, не уронив его. Оптимальной расстояние, которое проходят дети, — 6-8 метров.

® Можно усложнить задачу, попросив ребенка считать сделанные им шаги.

Игры на развитие логики у детей 5-6 лет

Точки

Количество игроков: 2-3 ребенка.

Инвентарь: бумага, ручки.

 Сначала подготовьте игровое поле: нарисуйте на бумаге несколько рядов точек на равном расстоянии друг от друга. Чем больше будет поле, тем дольше продлится игра.

 Затем по очереди соединяйте пары точек вертикальными или горизонтальными линиями. Соединив две точки таким образом, чтобы замкнуть квадрат, вы получаете право поставить внутри этого квадрата свои инициалы и нарисовать еще одну линию.

 Победителем считается игрок, у которого к концу игры окажется больше квадратов.

Зеркало

Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.

Инвентарь: зеркало, по паре простых одинаковых предметов.

 Посмотрите с детьми в зеркало. Обратите их внимание на то, что все левое в зеркале будет правым, и наоборот.

 Предложите детям парную игру: один ребенок будет смотреться в воображаемое зеркало (в другого ребенка), а второй будет его зеркальным отражением. Если играет группа детей, то они играют парами.

 Перед каждым играющим кладутся одинаковые предметы. Задача отражения — повторить все действия смотрящегося так, как это сделало бы зеркало.

 Ведущий может давать команды смотрящемуся, например: прищурить левый глаз; дотронуться до правого уха; подпереть щеку левой рукой; причесаться; помахать левой рукой и т. д.

Бывает - не бывает

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

 Назовите какую-нибудь ситуацию и бросьте мяч. Если названная ситуация реальна, ребенок должен поймать мяч, а если нет — отбить его. Например:

♦ Папа ушел на работу.

♦ Поезд летит по небу.

♦ Яблоко соленое.

♦ Домик рисует девочку.

♦ Девочка рисует домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и развитие мыслительной деятельности у дошкольников

В статье рассказывается о процессах развития мыслительной деятельности у дошкольников на музыкальных занятиях....

О проектном методе как средстве развития мыслительной деятельности дошкольников.

Метод проектов становится все более популярным в ДОУ.Он позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность детей, творческое мышление и развивает личность дошкольников....

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры в образовательном процессе имеют развивающую и обучающую ценности. Поэтому их применение в работе с детьми дошкольного возраста незаменимо. Данная консультация рассказывает о дидакт...

Игры для развития мыслительной деятельности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются  трудности в формированиии сферы образов представлений и оперировании  ими, сожности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пр...