Познавательное развитие на тему: «Мой любимый город»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Самигуллина Алсу Ринатовна
Продолжать закреплять знания детей о городе Октябрьский, его истории, знаменитых людях, природе, природных богатствах, достопримечательностях. Обогащать и закреплять представления детей о городе Октябрьский, его истории, знаменитых людях, природе, природных богатствах, достопримечательностях. Развивать речь, обогащать активный словарь. Воспитывать у детей любовь к родному городу, уважение к героям войны и труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_konspekt_moy_lyubimyy_gorod.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение Детский сад № 32 «Золушка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему:

«Мой любимый город»

в группе № 6 подготовительного к школе возраста

Самигуллина Алсу Ринатовна воспитатель первой квалификационной категории.

________________________

                                                 

г. Октябрьский

2022 г.

Цель: Продолжать закреплять знания детей о городе Октябрьский, его истории, знаменитых людях, природе, природных богатствах, достопримечательностях.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать и закреплять представления детей о городе Октябрьский, его истории, знаменитых людях, природе, природных богатствах, достопримечательностях.

Развивающие:

Развивать речь, обогащать активный словарь.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь к родному городу, уважение к героям войны и труда.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое».

Методы и приемы:

словесные, наглядные.

Оборудование и материалы:

Карта Республики Башкортостан, видеопроектор, экран, ноутбук.

Предварительная работа:

Экскурсии по улицам города, к историческим местам и памятникам, в городской краеведческий музей, музей детского сада, мини – музей средней ; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о городе, беседы о малой Родине, участие в городской выставке рисунков, встречи с интересными людьми (Э. Мухаметзянов, чемпион по греко – римской борьбе), сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Ход занятия

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение, встают полукругом у карты Республики Башкортостан.

 Воспитатель: Дети, я предлагаю вам прослушать небольшой отрывок из стихотворения о нашей Родине.

 Воспитатель читает отрывок из стихотворение про Башкортостан.

Урала сердцевина,

России середина,

Башкортостан ты - мой восторг!

Мое ты - вдохновение,

Мое ты - восхищение

Ты - родина моя, ты - мой исток.

Затем акцентирует внимание детей на карте.

Воспитатель: Обратите внимание на карту. Что это за карта?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, это карта Республики Башкортостан. Что обозначено кружочками на карте?

Ответы детей

Воспитатель: Какой город обозначен на карте красным кружочком?

Ответы детей

Воспитатель:  Правильно, на карте красным кружком выделен

город Октябрьский.

Воспитатель, в рамках индивидуальной работы,  предлагает 2-3 детям показать город Октябрьский на карте.

Воспитатель: Наш город Октябрьский находится в западной части Республики Башкортостан на границе с Республикой Татарстан.

Дети, а кто уже догадался,  о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей

Воспитатель: Верно, сегодня будем говорить о нашем замечательном городе Октябрьский.

Дети и воспитатель садятся на стульчики.

Воспитатель: У каждого человека есть место, где он родился, это малая родина. Много пословиц и поговорок сочинил народ про любовь к родной стороне.

А какие пословицы и поговорки знаете вы?

Ответы детей

- Своя земля и в горсти мала.

- Родимая сторона мать, чужая – мачеха.

- На чужой стороне и весна не красна.

- Чужбина – калина, родина – малина.

- Человек без родины – что земля без семени.

Воспитатель: Для нас с вами такой малой родиной является город Октябрьский. Дети, хотите узнать, как появился наш город?

Ответы детей

Воспитатель:  Тогда садитесь поудобнее, я расскажу вам  красивую легенду…

На слайде «Пейзажи Башкортостана»

Под звучание курая воспитатель рассказывает легенду

…Давным – давно на отрогах горы Нарыш-Тау жил бедняк Батырша с женой и маленьким сыном Иль-батыром. Не было у них ни земли, ни скота, ни птицы. Кормилась семья тем, что Батырша добывал на охоте или рыбной ловле. Подрос Иль-батыр и стал вместе с отцом ходить на промысел. Никогда не уставал молодой батыр. Какой бы зверь не повстречался – не трусил. Вскоре умер старый охотник. Остался джигит со своей матерью, стал один ходить на охоту.

Очень беспокоилась мать за него, наказывала, чтобы не подходил близко к долине, что у подножия Нарыш-Тау. В народе говорят, что там живёт злой дух, который охраняет несметные сокровища. Кто отважится, проникнут туда, обратно не вернётся. Раскроется земля и под хохот дея храбрец провалится под землю. Долго ещё хохочет дей, а люди в ауле трепещут от страха. От того и зовут долину Шайтан – поле. Не смолкают ветра в долине. Всех в страхе держал дей.

Решил Иль-батыр покорить злого духа и, нарушив наказ матери, отправился к подножию Нарыш-Тау. Пришел и увидел в горе вход в пещеру. Вдруг навстречу ему выходит девушка небывалой красоты: под темными бровями сияют звездами глаза, длинные черные косы струятся вдоль ее легкого стана.

-Уходи, уходи, батыр, - зашептала она, - погибнешь.

- Не затем я пришёл, ответил он, - Скажи лучше, как зовут тебя?

- Зовут меня Кара-Алтын, - промолвила она. Злой дей меня похитил и взял к себе в плен.

- Кара-Алтын, я освобожу тебя и возьму в жёны.

И закричал батыр на всю долину: «Выходи, Шайтан, будем биться!»

Загрохотала земля, зашумел ветер – пошел сражаться злой дух горы. Три дня и три ночи длился бой . Стал уставать и по колено ушел в землю Иль – батыр. Еще три дня и три ночи длился бой. Совсем обессилел – по пояс ушел в землю Иль – батыр.

- Я спасу тебя, храбрый батыр!, - воскликнула девушка и, превратившись в черный поток, увлекла за собой в землю дея.

Очнулся батыр, выбрался из земли, пошел искать свою красавицу. Но не было ее нигде, лишь на том месте, где она стояла – бьет фонтан нефти – черное золото.

С тех пор Иль - батыр всё ходит по свету, ищет свою невесту, а находит нефть. Узнали люди, что нет больше дея, и стали приходить в долину.

Спустя годы, на месте Шайтан поля вырос  город – солнце, город – сад. Славный Октябрьский! Жители слагают о нем легенды, стихи и песни, прославляя его в веках!

Воспитатель: Понравилась вам легенда?

Ответы детей

Воспитатель: История нашего города связана с тем, что на бывшем Шайтан-поле геологи обнаружили нефть. Внимание на экран! Кто узнал, что это за памятник?

На слайде фото скважины № 100

Ответы детей

Воспитатель: Верно, на этом месте забил первый фонтан нефти,  и началось строительство города Октябрьский.

На слайде фото Памятник основателям города

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете про этот памятник?

Воспитатель: Действительно, этот памятник поставлен в честь тех, кто трудился, не жалея себя, это и строители, и нефтяники, врачи, учителя и  многие другие люди,  чтобы наш город стал таким красивым.

 После войны стране очень нужна была нефть, нужны были рабочие руки. Ни одну семью не обошла война стороной. Не все вернулись домой после победы, и в честь тех, кто погиб, сражаясь за Родину, в нашем городе, как во многих городах страны, воздвигли памятник.

На слайде фото «Думы солдата»

Воспитатель: Как называется этот памятник?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, это памятник «Думы солдата». А какими качествами должен обладать солдат?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь, предлагаю вам всем встать и ненадолго превратиться в солдат сильных и смелых, ловких и умелых!

Физминутка

«Как солдаты на парад»

Как солдаты на парад,

Мы шагаем шаг за шагом,

Левой раз, правой раз,

Посмотрите-ка на нас.

Разминаемся все вместе:

Начинаем бег на месте.

Хватит бегать, прибежали,

Потянулись, подышали,

Вот мы руки развели,

Словно удивились!

И друг другу до земли

Низко поклонились…

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Каждый памятник хранит в себе историю о знаменательном событии или герое…  Героям посвящают стихи и рассказы, даже целые книги! Такая книга есть в нашем детском саду, она создана людьми, которых вы хорошо знаете, они работают здесь воспитателями и  музыкальными руководителями, поварами и младшими воспитателями, а еще в создании книги участвовали дети нашей группы и их родители! В ней собрано много рассказов об участниках войны, героях, которые с честью защищали свою родную землю. Называется она «Книга памяти», потому что хранит память об их бессмертных подвигах. Здесь есть рассказ и о моем отце, и о дяде нашего младшего воспитателя Фанузы Минагареевны, история про прапрадедушку нашего воспитанника Вани Шибанова и многих других.

На слайде демонстрация книги

Воспитатель: За подвиги солдат и офицеров награждали золотой звездой героя. Я хочу рассказать вам о Герое Советского Союза Т.Л. Нуркаеве, который жил в нашем городе. Внимание на экран.

На слайде фото Т.Л. Нуркаева

Воспитатель: Талип Латыпович Нуркаев родился в д.Устюмово в семье крестьянина. После окончания школы работал в колхозе пчеловодом. Когда фашисты напали на нашу страну, ему было всего 18 лет. Как и многие юноши, он ушел воевать на фронт.

         В апреле 1944 года стрелковый полк, где служил Т.Л. Нуркаев автоматчиком, 36 часов сражался против гитлеровцев. Талип Латыпович гранатой взорвал вражеский наблюдательный пункт.  Их было всего 10 молодых гвардейцев, но они отразили 17 атак фашистов, истребив при этом 250 гитлеровских солдат и офицеров. Лично Т.Л. Нуркаев уничтожил 18 гитлеровцев. За героизм и отвагу в бою Талип Латыпович был награжден орденом Ленина и «Золотой Звездой героя».

Вернувшись после победы домой, он долгие годы работал старшим оператором по добыче нефти и газа, бригадиром управления «Туймазанефть». За трудовые заслуги был удостоен Государственной премии СССР, избирался депутатом Совета Башкортостана.

На слайде фото памятника Т.Л. Нуркаеву

Воспитатель: В нашем городе Талипу Латыповичу Нуркаеву установлен памятник. Мы гордимся знаменитыми людьми, которые жили и живут в нашем городе, и стараемся на них равняться!

Воспитатель: Как вы думаете, а почему мы сегодня так много говорим о нашем городе, его славной истории?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, наш город готовится встретить свой юбилей, ему исполняется 70 лет.

- О чем мы говорили сегодня на занятии?

- Что нового вы узнали?

- Что вам сегодня показалось самым интересным?

Воспитатель: Дети, наша Ангелина подготовила для вас сюрприз!

 Ангелина читает стихотворение

 «Мой белый город»

                                                 В. Иконников

Наш город славный, белый город,

Высотных зданий стройный ряд,

Он в шестьдесят, как отрок, молод,

И что такое шестьдесят?

Он вырос средь степей целинных,

Уютных рощиц соловьиных,

Где Ик – башкирская река,

Спокойно моет берега.

Где ураган гулял на воле,

Где весело цветет сирень

В садах окрестных деревень,

Звалось то место «шайтан-поле»…

И здесь нефтяников форпост,

И самый длинный в мире мост.

Живи, наш город, и расти,

Счастливого тебе пути!

Подведение итога занятия.

Воспитатель:  Я думаю, что каждый из вас мечтает сделать для своей Родины что - то очень хорошее. Но для того, чтобы служить своей Родине, народу, надо многое знать, уметь, многому научиться.

Я уверена, что вы справитесь, и наша страна будет вами гордиться!

Благодарю за внимание!

Наше занятие окончено.

Используемые источники:

  • «Я Родину свою хочу познать!» Р.Х. Гасанова, Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа/БИРО.-Уфа, 2007;
  • «Патриотическое воспитание в детском саду», Р.А. Савельева, Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений, Октябрьский , 2009;
  • «Октябрьский и октябрьцы», А.Г. Ахметшин, Н.С. Бабич, А.И. Бурма и др.М., Недра, 1983;
  • «Город Октябрьский: устремленный в будущее», редактор И.Крюков,отдел культуры администрации городского округа город Октябрьский , 2006
  • www.oktadm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная викторина по теме "Мой любимый город"

Познавательная          викторина...

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» с использованием ИКТ /мультимедийная презентация/ и здоровьесберегающих технологий

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» Цель: Расширить  общие представления о ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Наш любимый город Омск»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "Наш любимый город Омск" для детей среднего дошкольного возраста....

Организованная образовательная деятельность познавательное развитие природный мир "Мой любимый город Канск"

Конспект образовательной деятельности разработан с учетом парциональной программы для детей старшего дошкольного возраста "Мой любимый город Канск"...

Конспект открытого показа НОД по образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Мой любимый город Ейск»

Цель: Вызвать интерес к истории города Ейска, формировать чувство ответственности за малую Родину и бережное отношение к имуществу города.Задачи: Познакомить с символикой и достопр...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Любимый город Санкт-Петербург»

Цель: Развивать у детей любовь и интерес к городу, в котором мы живем.Задачи:- Закрепить и расширить знания детей о Санкт- Петербурге, о достопримечательностях и истории города;- Совершенст...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Любимый город Санкт-Петербург»

Цель: Развивать у детей любовь и интерес к городу, в котором мы живем.Задачи:- Закрепить и расширить знания детей о Санкт- Петербурге, о достопримечательностях и истории города;- Совершенст...