Выступление из опыта работы на ГМО старших воспитателей «Роль старшего воспитателя для повышения качества образования в ДОУ»
методическая разработка

Елена Николаевна Лысова

«Роль старшего воспитателя для повышения качества образования в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Роль старшего воспитателя для повышения качества образования в ДОУ»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Д/с №18» Лысова Е.Н.

(1 слайд)Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение мастерства педагогов, совершенствование их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы.

Методическая работа, проводимая в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

Качество дошкольного образования напрямую связано с повышением профессиональной компетентности педагогов. Залог успеха качества воспитательно-образовательного процесса в своевременной, продуманной стратегии и тактике работы старшего воспитателя и правильном его взаимодействии с педагогами и родителями, основанном на взаимопонимании и поддержке. Здесь реализуется и основной педагогический принцип «Единство требований».

        Таким образом, качественная организация воспитательно-образовательного процесса возможна в том случае, когда все его члены находятся в постоянном взаимодействии и сотрудничестве, работают в команде.


 (2слайд) Основные направления  в деятельности старшего воспитателя, направленные на  повышение качества образовательного процесса.

  Планирование

  Старший воспитатель осуществляет планирование:

  • годового плана ДОУ;
  • перспективного плана по разделам программы;
  • перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
  • перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

  Одним из условий полноценного планирования является мониторинг  деятельности дошкольного учреждения  и включает в себя следующую информацию:

  • выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
  • уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
  • мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
    создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

   Организация    воспитательно-образовательного процесса   включает в себя:

  • распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
  • организацию работы педагогов;
  • обеспечение выполнения программы;
  • постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы  и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

 (3слайд)   Работа  с педагогами

   Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:

  • анкетирование;
  • консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
  • педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
  • открытые просмотры,  взаимопосещения, показ занятий старшим воспитателем;
  • обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
  • в нашем ДОУ прочно закрепилось ежедневное подробное консультирование начинающих  воспитателей по подготовке к занятиям, которое является в данном случае прогнозирующим и опережающим  контролем.  Этот вид контроля позволяет старшему воспитателю до начала работы представить этапы работы и предполагаемый результат.
  • организация работы «Школы молодого воспитателя»;
  • участие педагогов в работе методических объединений;
  • повышение квалификации педагогов.

  (4лайд)   Контроль

   Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:

  • систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
  • по графику посещает занятия в группах;
  • следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.

 (5слайд)  Работа  с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:

  • информирование  родителей на родительских собраниях  о содержании работы с детьми по разделам программы;
  • подготовка  стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
  • налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

 (6слайд)    Создание предметно-развивающей среды:

  • организация пространства методического кабинета;
  • приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
  • оформление стендов, выставок.
  • творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.

    Свою работу по оказанию помощи педагогам, повышению их педагогического мастерства начинаю с изучения деятельности воспитателей, выявления проблем в их работе. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные качества педагогов, их профессиональный уровень, организаторские навыки. Использую:
- индивидуальное анкетирование воспитателей в начале и конце учебного года;
-собеседование;
-наблюдение за работой воспитателя;

Для успешной профессиональной компетенции педагогов использую эффективные современные формы методической работы такие как:

(7,8,9, 10, 11 слайды) Интерактивные формы, в ходе  которых осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога-участника, цель их использования  заключается   в создании  комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что  делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения:

  • Методические объединения  «Повышение профессиональной компетенции педагогов в процессе самообразовательной работы»;
  • Деловая игра  «Современный педагог – какой он?»;
  • Аукцион творческих идей  «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и критерии их оценки»;
  • Работа в «Творческой  группе»;
  •  «Микрофон», «Аквариум»;
  • Педагогический диалог;
  • Педагогическая мастерская и др.

Проведение интерактивных форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ обеспечивает подготовку к инновационной деятельности и повышению их профессиональной компетенции.

        Так же использую активные формы, которые стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов.

  • Педагогический совет «Основные направления и формы работы с семьей в соответствие с ФГОС ДО»;
  • Наставничество;
  • Смотр-конкурс «Лучшее многофункциональное пособие для детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО»;
  • Консультации «Правила оформления портфолио педагога»;
  • Педагогические часы «Комплексно – тематическое планирование с учетом интеграции содержания образовательных областей»;
  • Круглый стол «Оценка условий ДОУ с учетом требований ФГОС ДО»;
  • Семинары-практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога»;
  • Конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года».
  • Методическая неделя (показ лучших образцов ППО педагогов) и др.

        Использую новые формы методической работы, связанные с использованием ИКТ:

  • Электронные рассылки материалов;
  • Создание электронных портфолио педагогов;
  • Создание мини-сайтов и страничек в сетевых профессиональных сообществах;
  • Презентация опыта работы на сайте ДОУ.

Каждый педагог в нашем детском саду для развития своих творческих способностей, для повышения своего педагогического мастерства  работает над своим самообразованием. В конце года мы подводим итоги результативности  работы по самообразованию  и педагоги выбирают тему, над которой будут работать в новом учебном году  или продолжают работу над предыдущей темой. Форма планов может быть разной у каждого педагога, но самое важное, чтобы в них были отражены направления работы с детьми и родителями, работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды, по обобщению опыта на разных профессиональных уровнях.

      Я включаю в методическую работу обмен опытом между педагогами. На педагогических советах, в ходе семинаров-практикумов, тематического контроля, открытых просмотров, взаимопосещений  выявляется положительный результат деятельности каждого педагога.

Современный старший воспитатель — это специалист, эксперт — аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Выступление из опыта работы по теме "Направления взаимодействия совместной деятельности воспитателя и родителей по приобщению детей к чтению"

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей средней группы к чтению художественной литературы» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде вс...

Выступление из опыта работы "Квест-игра", как средство повышения качества дошкольного образования

Квест-игра, как средство повышения качества дошкольного образования...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования»

laquo;Формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одна из форм повышения качества образования»...