Программа работы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в первой группе раннего возраста ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Овсяникова Наталья Андреевна
  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                             (В.А. Сухомлинский)

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.

Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь представление о том, что полезно, а что вредно для него. А главное - активно о нём заботится. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.  В современных условиях возрастает значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России.

Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.

Программа предназначена для работы с детьми раннего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Работа строится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования. Создаются оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель — помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста органи​зовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Она состоит из двух частей. В первой представлены основные положения, которые включают цели, задачи, направления работы, раскрываются понятие и система здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Во второй части изложена системы работы.

Усвоения детьми материала, особенности познания ребёнка индивидуальны. В своей работе воспитатель должен ориентироваться не только на возраст ребёнка, но и на наличие у него потребностей и интересов.

  1. Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в необходимости сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста и обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья ребёнка во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация его к школьным нагрузкам.

 

 

  1. Основные задачи и принципы реализации программы.

Основными принципами реализации данной программы является:

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.  

Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Целевые ориентиры при реализации программы:

- создание благоприятных условий для комфортного нахождения ребёнка в доу;

- формирования полезных привычек у детей, в том числе привычки к здоровому питанию;

- всестороннее развитие физических качеств ребёнка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- совершенствования навыков гигиенической и двигательной культуры;

- формирование представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека;

- Обучение элементарным способам сохранения здоровья;

- Взаимодействия детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения, а также научить детей беречь свое здоровье и вести здоровый образ жизни становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности современного воспитателя.

Эти цели реализуются через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам : оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение состояния их здоровья.     

Задачи:

 - Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;

- Сформировать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

- Воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях, закаливании и осознанное отношение к ним;

- Ввести в повседневную практику здоровьесберегающие технологии обучения и оздоравливающие методики укрепления здоровья детей; 

- Сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме;

- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма;

- Обеспечение физического и психического благополучия;

- Повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;

- Способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы

по созданию здоровьесберегающих условий при организации

образовательного процесса в первой группе раннего возраста ДОУ.

Группа Карапузики

Санкт-Петербург

2023

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка…………………………………………...…3
  2. Актуальность программы…………………………………………...4
  3. Основные принципы реализации программы……………….…….5
  4. Показатели результативности………………………………………7

  1. Содержательный раздел
  1. Понятие здоровьесберегающей деятельности в ДОУ…………….7
  2. Система здоровьесберегающей деятельности………………..……9

  1. Организационный раздел
  1. Организация оздоровительного режима в ДОУ……………...….11
  2. Организация физкультурно-развивающей работы с детьми…....12
  3. Валеологическое просвещение родителей……………………….12

                   Заключение …………………………………………………………17

                   Список  используемой литературы…………………….....……….18

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                             (В.А. Сухомлинский)

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.

Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь представление о том, что полезно, а что вредно для него. А главное - активно о нём заботится. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.  В современных условиях возрастает значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России.

Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.

Программа предназначена для работы с детьми раннего дошкольного возраста. В этом возрасте любым выражением ребёнка становится отделение себя от взрослого, что является характерной чертой кризиса 3 лет. В этот период высока потребность ребёнка в движении, ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре. В данной программе на первый план выдвигается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Работа строится в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС дошкольного образования. Создаются оптимальные условия для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель — помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста органи​зовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Она состоит из двух частей. В первой представлены основные положения, которые включают цели, задачи, направления работы, раскрываются понятие и система здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Во второй части изложена системы работы.

Усвоения детьми материала, особенности познания ребёнка индивидуальны. В своей работе воспитатель должен ориентироваться не только на возраст ребёнка, но и на наличие у него потребностей и интересов.

  1. Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в необходимости сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста и обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья ребёнка во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация его к школьным нагрузкам.

  1. Основные задачи и принципы реализации программы.

Основными принципами реализации данной программы является:

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.  

Важно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Целевые ориентиры при реализации программы:

- создание благоприятных условий для комфортного нахождения ребёнка в доу;

- формирования полезных привычек у детей, в том числе привычки к здоровому питанию;

- всестороннее развитие физических качеств ребёнка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- совершенствования навыков гигиенической и двигательной культуры;

- формирование представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека;

- Обучение элементарным способам сохранения здоровья;

- Взаимодействия детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения, а также научить детей беречь свое здоровье и вести здоровый образ жизни становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности современного воспитателя.

Эти цели реализуются через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам : оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение состояния их здоровья.      

Задачи:

 - Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей;

- Сформировать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

- Воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях, закаливании и осознанное отношение к ним;

- Ввести в повседневную практику здоровьесберегающие технологии обучения и оздоравливающие методики укрепления здоровья детей;  

- Сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме;

- Формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма;

- Обеспечение физического и психического благополучия;

- Повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;

- Способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.

  1. Показатели результативности:

Показатели результативности:

- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

- Ребёнок проявляет интерес  к занятиям физической культурой, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- Снижение уровня заболеваемости детей;

- Осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;

- Овладение  разнообразными видами двигательной активности и закаливания;

- Ребёнок проявляет интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;

- Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей.

  1. Содержательный раздел
  1. Понятие здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

"Здоровьесбережение - ключевой момент нового педагогического мышления"

Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды.  В Законе об образовании 2013  (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются наиболее значимыми по степени влияния на здоровье детей среди образовательных технологий. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем детей.

Здоровьесберегающие технологии можно распределить в три подгруппы:

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;

-  психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.      Эффективность образовательной и воспитательной работы педагогов во многом зависит от результата грамотного применения и системного подхода в таком направлении, как здоровьесбережение в детском саду. Бесспорно, что ребенок, в первую очередь, должен быть здоров, как физически, так и психологически. Недоработки и упущения в вопросе охраны здоровья детей сказываются и на воспитательном, и на образовательном процессе.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип не нанесения вреда;

2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);

3. Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов;

4. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;

5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;

6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;

7. Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения;

8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма дошкольника;

9. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

10. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в период пребывания в ДОУ;

11. Принцип комплексного междисциплинарного подхода предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников;

12. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей;

13. Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

2.2. Система здоровьесберегающей деятельности

Технологии здоровьесбережения имеют множество направлений, которые помогают комплексно подойти к задаче охраны здоровья ребенка. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоят в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Здоровьесберегающая технология – это условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Данная система здоровьесберегающей деятельности может быть представлена в виде следующих разделов:

  1. Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами. Детским педиатром и медицинской сестрой проводится обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья.

Так же психолого-педагогическая деятельность выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.

  1. Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через разработку комплекса мероприятий, который включает в себя:

1.        Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

2.  Подвижные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

3. Комплексы утренней гимнастики.

4. Комплексы гимнастики-пробуждения

5.  Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

6. Дыхательная гимнастика – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

7. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, релаксационные паузы, физкультминутки и других в зависимости от вида занятия.

8. Пальчиковая гимнастика -  с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

9.        Закаливание:

•        Сон без маек

•        Ходьба босиком

•        Обширное умывание

•        Ходьба по «дорожке здоровья»,

Облегчённая одежда с учётом сезона

Воздушные ванны

Оптимальный двигательный режим

Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.

  1. Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Подвижные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности

3.Организационный раздел

3.1. Организация оздоровительного режима в ДОУ

В роли организатора оздоровительных занятий выступает воспитатель. При этом, учитывая, что ведущей (предопределяющей психическое развитие) деятельностью ребенка-дошкольника является игра, здоровьеобразующую деятельность предлагается проводить в игровой форме.

Оздоровительный режим осуществляется в зависимости от возраста, времени года:

 Здоровьесберегающие мероприятия

Периодичность

Прием на воздухе

Летний период

Утренняя гимнастика

Ежедневно 7-10 мин.

Прогулки на свежем воздухе

Ежедневно

Проветривание помещения

Ежедневно

Подвижные игры

Ежедневно по 2 раза вдень по 10 мин

Динамические паузы

Ежедневно во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Гимнастика пальчиковая

Ежедневно в любой удобный отрезок времени

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Гимнастика дыхательная

Ежедневно В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Релаксация

Ежедневно, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Гимнастика-пробуждение

Ежедневно, после дневного сна 5-10 мин.

Закаливающие мероприятия:

Сон без маек

Ходьба босиком

Умывание и обливание рук до локтей;

Ходьба по «дорожке здоровья»,

Облегчённая одежда

Воздушные ванны

В В теплый период года

3.2. Организация физкультурно-развивающей работы с детьми

Физкультурные занятия

2 раза в неделю по 10-15 мин

Подвижные игры

Ежедневно

День здоровья

1 раз в квартал. В летний период каждый месяц

  1. Валеологическое просвещение родителей

Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Проводить ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, разнообразным видам закаливания и т.д.);

ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи. Подготовка наглядной информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дает возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

Так же в течении года для родителей подготавливаются и проводятся  следующие консультации:

- «Десять советов родителям по укреплению здоровья»

- «Физическое воспитание детей в семье»

- «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»

- «Закаливание детей в домашних условиях»

- «Пальчиковая гимнастика в системе оздоровления»

- «Кризис трех лет»

- «Правильное питание детей – основа их здоровья»

- «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста»

Заключение

Показателями результативности программы являются следующие достигнутые результаты:

- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей.

- Ребёнок проявляет интерес  к занятиям физической культурой, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

- Снижение уровня заболеваемости детей;

- Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.

- Ребёнок интересуется, в соответствии с возрастом, о смысле здорового образа жизни,

- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;

- Овладение  разнообразными видами двигательной активности и закаливания;

- Ребёнок проявляет интерес к получению знаний в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;

- Активная помощь родителей в организации оздоровления своих детей;

Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми учитывались:

Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;

Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);

Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;

Изменение работоспособности детей в течении дня;

Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.      

Список  используемой литературы

От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.

 Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.

Г.И. Кулик «Школа здорового человека», М.  Сфера 2010

И.М. Новикова  «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»  М. «Мозаика-Синтез» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Представленный опыт работы раскрывает вопросы   использования  здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, а  также сотрудничества с семьями...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса по теме: «Азбука здоровья»

Пояснительная запискаСегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сох...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»

Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...