Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «ШАХМАТНЫЕ МАГИ»
рабочая программа (старшая группа)

Жилина Лейсан Шамиловна

Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.

Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно.

Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой ребёнок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_2022.docx62.75 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Ашинского муниципального района

Муниципальное казенное дошкольное

образовательноеучреждение

«Детский сад комбинированного Вида № 22»

Города Аши Челябинской Области

Рассмотрена и одобрена

Педагогическим Советом

МКДОУ № 22 г. Аши

Протокол № 5от «02»  августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

И. о. заведующего МКДОУ № 22 г. Аша

__________________К.И.Федорова

(подпись)

Приказ №  70   от «02» августа 2022г.



Дополнительная общеобразовательная программа

физкультурно-спортивной направленности

«ШАХМАТНЫЕ МАГИ»

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

для детей 5 – 7 лет

Срок реализации – 1 год.

i

Аша 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ................................................................................................ 5

1.1. Пояснительная записка…............................................................................... 5

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.........................................6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ ........................................................................ 7

2.1. Общие положения содержания ..................................................................... 7

2.2. Возрастные особенности развития детей .....................................................7

2.3. Тематическое планирование занятий ......................................................... 7

2.4. Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы………………………………………………………………………. 9

2.5. Методы и технологии ................................................................................... 9

2.6. Формы сотрудничества с семьёй ................................................................ 10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ.................................................................. 11

3.1. Объекты предметной среды ....................................................................... 11

3.2. Объекты социальной среды .........................................................................11

3.3. Учебно-методическое сопровождение .......................................................11

4.Условия реализации Программы………………………………......................12

4.1.Материально-техническое обеспечение……………………………………12

4.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение………………….12

4.3.Кадровое обеспечение………………………………………………………13

5.Формы аттестации……………………………………………………………..13

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики дошкольного образования в нашей стране. Программа по шахматам «Шахматные маги» для дошкольников ориентирована на формирование личностного развития ребёнка посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путём знакомства с шахматным искусством. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания.

Данная Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, счёт, анализ и самоанализ). Соревновательная форма некоторых занятий позволяет сформировать активную социальную позицию и создать предпосылки для формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. Однако «ситуация неуспеха», типичная для спорта, нацеленного на достижение высших результатов, в занятиях с дошкольниками должна сниматься организационными акцентами проведения состязаний (например, главный приз «За достойное поведение», «За помощь в организации турнира» и др.). Также важно подчеркнуть, что занятия шахматами в раннем возрасте являются средством выявления и поддержки математически одарённых детей.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольников:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.);

• Концепция дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761);

• Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ№ 1101-р от 7 августа 2009 г.).

Настоящая Программа направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за счёт включённости в интеллектуально-спортивную среду.

Цель Программы: создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка.

Задачи Программы:

*социально-коммуникативные (правила поведения на соревнованиях, в том числе в ситуациях успеха и неуспеха):

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (в том числе эффективнее – на примере сказочных персонажей);

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– формирование безопасных основ поведения в социуме;

– развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками в соревновательной деятельности;

*познавательные (во время теоретических и практических занятий):

– развитие любознательности и познавательной мотивации;

– формирование навыков сознательных действий посредством «действий в уме».

Концептуальные подходы

Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.

Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в настоящее время (в том числе способности, данные с рождения), и предлагает педагогические приемы, которые позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного и познавательного развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно.

Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой ребёнок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.

Основные принципы реализации Программы

В целях организации качественной работы предполагается придерживаться следующих принципов:

– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский) – интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;

– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

В ходе реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДОк целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребёнка.Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие результаты освоения Программы.

РЕБЁНОК

*приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.

ПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ

*создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка; укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок – семья – дошкольная образовательная организация».

РОДИТЕЛЬ

*получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время; расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его социализации.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения содержания

Содержательная часть Программы направлена на приобщение подрастающего поколения к интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в шахматном образовании.

 Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам, как виду спорта. Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.

 Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий варьируется от 20 минут (для средней группы) до 30 минут (для старшей и подготовительной групп). Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, чаще – в игровой форме.

2.2. Возрастные особенности развития детей

В дошкольный период у детей:

- головной мозг заканчивает своё анатомическое формирование;

- развивается образное мышление;

- активизируется внимание, оно становится произвольным;

- появляется способность управлять своим поведением;

- активизируются процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания.

Научные исследования, проводимые ведущими отечественными психолого-педагогическими школами, рекомендуют детям в возрасте 4-5 лет осваивать образно-символический материал, в 5-6 лет к образно-символическому материалу добавлять нормативно-знаковый материал, а в подготовительной группе (6-7 лет) – все типы материалов с более сложным содержанием. В соответствии с этими рекомендациями дидактические материалы Программы разрабатываются согласно возрастным особенностям дошкольников.

 Учебный план

Группа

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

5-6 лет (2 год обучения)

2

8

72

6-7 лет (1 год обучения)

2

8

72

2.3. Тематическое планирование занятий

месяц

неделя

содержание работы

октябрь

Тема1«Знакомство»

Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным инвентарём.

Тема 2

«Шахматная доска »

Сформировать представление о правилах размещения шахматной доски между партнёрами.

Тема 3

«Прямые линии»

Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске.

Тема 4

«Знакомство с шахматной доской»

Познакомить с шахматной доской, формировать понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».

ноябрь

Тема 5 «Знакомство с шахматными фигурами»

Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией.

Тема 6 «Знакомство с пешками»

Познакомить с пешкой, её местом в начальном положении партии, тем, как она ходит, бьёт другие фигуры.

Тема 7 «Пешка»

Закрепить навыки игры пешкой.

Тема 8 «Соревнование пешками »

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть тренировочные позиции.

декабрь

Тема 9

 «Знакомство с Ладьями»

Познакомить с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном положении, тем, как она ходит.

Тема 10

«Ладья»

Закрепить навыки игры фигурой Ладья.

Тема 11

«Тренировочные позиции (Ладья)»

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Тема 12

Знакомство со Слонами

Познакомить с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном положении, его ходами.

январь

Тема 13

Слон

Закрепить представления о шахматной фигуре Слон

Тема 14

Слон

Закрепить представления о шахматной фигуре Слон

Тема 15

Тренировочные позиции (Слон)

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Тема 16

Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны)

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

февраль

Тема 17

Спортивное соревнование

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач.

Тема 18

Знакомство с Ферзями

Познакомить с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном положении, тем, как он ходит, бьёт другие фигуры

Тема 19

Ферзь

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь.

Тема 20

Ферзь и пешки

Закрепить навыки игры шахматными фигурами Ферзь и пешка.

март

Тема 21

Тренировочные позиции

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Тема 22

Знакомство с Конями

Познакомить с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном положении, его ходами.

Тема 23

Конь

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь.

Тема 24

Конь угрожает

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь, развивать внимание, умение отстаивать свою позицию.

апрель

Тема 25

Тренировочные позиции

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Тема 26

Знакомство с Королями

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Тема 27

Король

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение.

Тема 28

Тренировочные позиции

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

май

Тема 29

Шах

Сформировать представление о позиции шах, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать различные ситуации.

Тема 30

Шах и мат

Сформировать представление о комбинациях шах и мат.

Тема 31

Тренировочные

Закрепить знания о позициях шах и мат.

Тема 32

До свидания, шахматная страна

Спортивное соревнование

Закрепить пройденный материал.  Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные партии.

2.4. Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации Программы

1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.

2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:

– самоутверждению ребёнка;

– развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению получаемых знаний;

– формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;

– становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;

 – совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных представлений, в том числе о справедливости и несправедливости;

– воспитанию адекватной самооценки.

3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок включается в процесс «действия в уме».

2.5. Методы и технологии

Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию.

Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.

Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.

Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определённой последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций.

Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).

2.6. Формы сотрудничества с семьёй

Программа по шахматам «Шахматные маги» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий.

Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка являются родители. Приобщая воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка заниматься спортом.

 Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной школы.

Формы работы с родителями:

– индивидуальные собеседования;

– консультации, беседы;

– совместное проведение мероприятий;

– организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей, со спортсменами высокого класса по шахматам.

Условия работы с родителями:

– целенаправленность;

– систематичность;

– дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;

– доброжелательность и внимание.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

В настоящей Программе понятие «интеллектуально-спортивная среда» понимается как часть «специально организованного интерактивного пространства для развития свойств личности и структурирования процессов мышления посредством шахматной игры», состоящего из материальных объектов предметной среды и педагогических технологий – объектов социальной среды, обогащённых учебно-методическим и материально-техническим сопровождением.

3.1. Объекты предметной среды

Помещение, в котором проводятся занятия, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к развивающей предметной среде, которая должна быть оборудована с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Для реализации Программы «Шахматные маги» необходимо иметь спортивный инвентарь (шахматные комплекты) и сопутствующие материалы (раздаточные материалы для ребёнка и методические рекомендации для взрослого).

В современных образовательных организациях применяют технические средства наглядности – рекомендуется использовать компьютер (ноутбук) и интерактивную доску (могут быть рекомендованы интерактивные столы для дошкольников).

3.2. Объекты социальной среды

Для реализации целей и задач Программы важен диапазон охвата социальных объектов (семья, сверстники, представители шахматного спорта, другие объекты социума), поскольку все приобретаемые навыки не только используются ребёнком в дошкольной образовательной организации, но и реализуются вне её. В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.

3.3. Учебно-методическое сопровождение

В рамках Программы предлагается применять разработанные авторами раздаточные материалы и методические рекомендации. Также советуем использовать вспомогательные материалы для интерактивной доски (в зависимости от степени подготовленности педагога).

4.Условия реализации Программы.


4.1.Материально-техническое обеспечение.

Для реализации Программы дополнительного образования в МКДОУ № 22 г. Аши оборудованы кабинеты дополнительного образования.

Наименование кабинета дополнительного образования/место нахождения

Оборудование и материалы

Кабинет 1 этаж, проход из основного здания в пристрой/ социально-педагогическая направленность: «Кронтик и компания»;

  • физкультурно-спортивная направленность: «Шахматные маги»

Стол шахматный – 4 шт.;

Шкаф  напольный для материалов и пособий – 2 шт.;

Электронный книги (Дивайсы)– 11 шт.;

Наушники – 10 шт.

Шахматы большие настольные - 4 штуки.

Шахматы мелкие, дорожные – 4 штуки.

4.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение.

Для обеспечения реализации дополнительного образования в МКДОУ №22 г. Аши разработаны и утверждены следующие нормативные  правовые  акты:

- Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным обще-развивающим программам.

-Положение о разработке, корректировке дополнительной обще-развивающей программы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дополнительных обще-развивающих  программ по различным направленностям (перечень современных источников, поддерживающих процесс обучения; основная и дополнительная литература; наглядный материал; дидактические пособия; интернет - ресурсы и т.п.) отражены в дополнительных обще-развивающих программах педагогов дополнительного образования.

4.3.Кадровое обеспечение.

Направленность дополнительного образования

Ф.И.О.

Стаж работы

Образование

Должность

Дополнительная общеразвивающая программа

для  детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет физкультурно-спортивной направленности «Шахматные маги»

Жилина ЛейсанШамиловна

2 года

высшее

Воспитатель МКДОУ № 22 г.Аши/

педагог доп.образования

5.Формы аттестации.

Процедуры измерения  и оценки  результатов образовательного процесса:

  • Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, и т.п.).
  • Организациясоревнований, презентации.
  • Игры.
  • Домашнее задание на самостоятельное выполнение или выполнение с родителями.

Описание некоторых  форм аттестации.

Игра (дидактическая, деловая) – развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки; определить  уровень теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области, выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности.

Литература:

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  6. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  7. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  8. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  10. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  11. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  13. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  14. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
  15. Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение 1983.
  16. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.– М.: ГЦОЛИФК, .1984.
  17. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.:. Детская литература, 1980.

Дидактические шахматные сказки

 

Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

Сухин И. От сказки – к шахматам.

Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

 

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

 

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
  2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  3. Добрыня, посол князя Владимира (былина).
  4. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
  5. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  6. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
  7. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
  8. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
  9. Остер Г. Полезная девчонка.
  10. Пермяк Е. Вечный Король.
  11. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  12. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
  13. Сухин И. Котята-хвастунишки. М,
  14. Сухин И. Лена, Оля и Баба-Яга.
  15. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
  16. Сухин И Удивительные приключения шахматной доски.
  17. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994.
  18. Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.– М.: Педагогика, 1991.
  19. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
  20. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

 

  1. Берестов В. В шахматном павильоне.
  2. Берестов В. Игра.
  3. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
  4. Ильин Е. Средневековая легенда.
  5. Квитко Л. Турнир.
  6. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
  7. Сухин И. Волшебная игра.

 

Художественная литература для детей по шахматной тематике

 

  1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
  2. Велтистов Е. Победитель невозможного.
  3. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  4. Крапивин В. Тайна пирамид.
  5. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
  6. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  7. Надь К. Заколдованная школа.
  8. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  9. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
  10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
  11. Раскатов М. Пропавшая буква.
  12. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
  13. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
  14. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
  15. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
  16. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»

Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Игровой стретчинг»

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры прин...

титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы

laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"

Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (далее программа) разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г....

Дополнительная общеобразовательная программа, физкультурно - спортивной направленности «Крепыш»

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевног...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста "Маугли -стань чемпеоном"

Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...