Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста "Маугли -стань чемпеоном"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Юлия Петровна Визулайнен

 

Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС До Программа направлена на формирование и развитие физических способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Программа обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Программа составлена на основе требований к структуре образовательных программ, определяемых ФГОС ДО, применительно к каждому этапу физической подготовки развития детей.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maugli_stan_chempeonom.docx92.22 КБ

Предварительный просмотр:

  ФГОС  ДО

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Маугли – стань чемпионом »

Г.Кореновск 2022 г

А в т о р с к и й   к о л л е к т и в :

 Визулайнен Юлия Петровна – Инструктор по физической культуре ,инструктор по плаванию . Фокина Татьяна Николаевна ,старший воспитатель , педагоги м муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №38 муниципального образования Кореновский район

   Р е ц е н з е н т ы :

Румянцева Нелли Георгиевна методист муниципального казённого учреждения « Информационно-методический цент системы образования муниципального образования Кореновский район

Программа составлена на основе требований к структуре программ, определяемых ФГОС ДО, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу подготовки детей.

 Парциальная программ физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста «Маугли» разработана для инструкторов по физическому развитию детей ,воспитателей возрастных групп . муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №38 муниципального образования Кореновский район

Программа содержит средства и методы физической культуры и базовых видов спорта, позволяющие с учетом особенностей контингента решать задачи оздоровительного и развивающего характера. Физическая культура обладает бесконечным разнообразием научно обоснованных средств педагогического воздействия, которые дают возможность решать проблему интегрального подхода к оздоровлению и гармоничного развития человека, формированию культуры здорового образа жизни.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ВВЕДЕНИЕ

По определению Всемирной организации здравоохранения ,здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких - либо болезненных изменений; состояния полного телесного душевного и социального благополучия.

Современные родители, ведущие здоровый образ жизни  озабоченны состоянием здоровья  своих детей. Они понимают всю необходимость двигательной активности в дошкольном возрасте и являются инициаторами  создания дополнительного физкультурно- оздоровительного кружка в условиях ДОУ.

Родители воспитанников максимально заинтересованы в том, чтобы дети получали дополнительный двигательный опыт в условиях и системе дошкольного учреждения.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающий единственной способностью -всему научиться со временем . Он не рождается с готовым набором движений, осваивает их в процессе жизни.

            Общая характеристика Программы

Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)[1]. Программа направлена на формирование и развитие физических способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Программа обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Программа составлена на основе требований к структуре образовательных программ, определяемых ФГОС ДО, применительно к каждому этапу физической подготовки развития детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маугли-стань чемпионом» разработана специально  для дошкольников  и имеет физкультурно-спортивную направленность .

Актуальность программы   обусловлена  тем ,что  обучение движениям  оказывает влияние на здоровье ,общее физическое развитие , развитие познавательных способностей, волевых качеств ,эмоциональности ребенка ,т.е. на его внутренний мир . Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности   ,совершенствованию как физических ,так и психологических ,интеллектуальных  ,духовных нравственных качеств .

Педагогическая целесообразность  дополнительной  общеобразовательной  общеразвивающей программы «Маугли »   обусловлена тем ,что   при проведении занятий учитываются индивидуальные особенности детей ,их возраст ,физические возможности каждого занимающегося. В учебный план входят : упражнения на развитие физических качеств ,элементы стретчинга  ,занятия на фитболе      ,подвижные игры  и все то , что сможет заинтересовать ребенка .

Отличительная особенность   программы «Маугли-стань чемпионом » заключается в том ,что данная программа предполагает индивидуальный подход к каждому занимающемуся, что существенно помогает ребенку проявить свой потенциал. Также в программе используются упражнения ,на профилактику плоскостопия и сколиоза, что очень актуально в современное время.

Адресат программы   учащиеся дошкольного возраста  3-4 года (вторая младшая ) ,4-5 лет (средняя  группа ) 5-6 лет (старшая) и 6-7 (подготовительная)  ; мальчики и девочки . в группу принимаются   все желающие без предварительного отбора ,не зависимо от способностей и уровня  общего развития . Группы формируются из одновозрастных учащихся до 20 человек .

Организм ребенка к 3 гадам вступает в фазу активного развития .в этот период дети уже могут самостоятельно выбирать направление движения ,проявлять способность быстро передвигаться и бегать на короткие расстояния , также им нравятся активные игры и динамичные упражнения . Занятие проводятся в игровой форме ,одновременно положительно сказываются на здоровье и форме и на общем настроение ребенка. Соблюдение регулярности занятий поможет приучить малыша к спортивному режиму, укрепить скелет и разные группы мышц , развить выносливость и правильное распределение энергии .

Физкультура 3-7 лет имеет множество функций ,она помогает развитию всех внутренних органов маленького человека ,развивает мышечную структуру , прививает с малых лет культуру спорта и движения ,закладывает привычку активного образа жизни на будущее.

 Уровень программы ,Объем и сроки реализации:

 Программа имеет  ознакомительный уровень   и дает возможность получения первоначальных сведений  о важности занятий физической культурой ,о влиянии их на организм ребенка , о технике выполнения упражнения ,правила поведения в спортивном зале ,а также способствует формированию познавательного интереса  к занятиям физической культурой .

Сроки обучения -по программе -1 год(9 месяцев) Продолжительность обучения на ознакомительном уровне 72 часа .

Форма обучения   по программе «Маугли » очная .

Режим занятий : Занятия проводятся два раза в неделю  по 15 минут(вторая младшая группа ) 20 минут (средняя группа )  25минут (старшая и подготовительная ).

Особенности организации образовательного процесса : для реализации программы формируются группы учащихся одного возраста. Занятия носят групповой характере проводятся в виде практических занятий   .

Цели программы : Основная  цель  программы  –  методическое  обеспечение  организации  и реализации   процесса   раннего   физического   развития   детей   дошкольного возраста посредством целенаправленного многолетнего воздействия на организм средствами физической культуры, создание у детей устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи:

  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • формировать привычку к здоровому образу жизни;
  • осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
  • прививать культурно-гигиенические навыки;
  • оздоравливать организм посредством формирования навыка правильного дыхания;
  • способствовать формированию психологического здоровья у дошкольников;
  • способствовать осознанию и осмыслению собственного «я», преодолению барьеров в общении, формированию коммуникативных навыков;
  • развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами;
  • гармонизировать физическое развитие детей;
  • совершенствовать двигательные навыки и физические качества;
  • повышать функциональные резервы систем организма;
  • улучшать общую физическую работоспособность;– повышать неспецифическую сопротивляемость; – воспитывать и закреплять навыки .

Задачи:
Образовательные (Предметные )  

  • Развитие двигательной активности .
  • Развитие координации и чувства ритма .
  • Развитие гибкости и подвижности суставов .
  • Профилактика плоскостопия и сколиоза.
  • Формирование правильной осанки.

Личностные

  • Воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств : настойчивости, самостоятельности, ответственности ,смелости , взаимопомощи.

Метопредметные

  • Воспитание у детей потребности в двигательной активности .
  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ не только по здоровьезбережению ,но и здоворьеформированию.

Принципы и подходы при формировании Программы 

Формирование образа жизни детей, дающего максимальный вклад в формирование здоровья, принято называть здоровым образом жизни. Существует ряд критериев здорового образа жизни, к числу которых относится гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения и соблюдение режима труда и отдыха, организация системы рационального питания, проведение различных закаливающих и развивающих упражнений.

В основу Программы раннего физического развития детей заложены следующие принципы:

  • природосообразности – предусматривает отношение к ребенку как к части природы, его воспитание в единстве и согласии с природой, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма, с учетом особенностей физического развития, состояния его здоровья;
  • воспитывающего обучения – отражает необходимость создания в учебном процессе благоприятных условий для воспитания ребенка, для формирования его позитивного отношения к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение – две стороны единого процесса формирования личности;
  • гуманизации педагогического процесса – определяющий приоритет не передачи знаний и умений, а развития самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;
  • систематичности и последовательности: этот принцип предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные;
  • развивающего обучения – не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, то есть развивается личность ребенка в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития» (Л. С Выготский). Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Педагог должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей;
  • индивидуального подхода – ориентирует педагога на учет индивидуальных особенностей детей, связанных с темпами их биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности;
  • научности – подразумевает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • комплексности педагогических процессов – выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов, психологов и медицинских работников;
  • концентрического (спиралевидного) обучения – заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • комплексности и интегративности – включает решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
  • связи теории с практикой – формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;
  • индивидуально-личностной ориентации воспитания – предполагает, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима;
  • доступности – позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;
  • успешности – заключается в том, что на этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить;
  • коммуникативности – помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья;
  • результативности – предполагает получение положительного результата оздоровительной работы;
  • гуманизма – определяет общий характер отношений воспитателя и воспитанников. Ребенок определяется главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями;
  • гуманизации – включает оказание помощи в становлении личности ребенка, саморазвитии, смягчение напряженности, восстановление экологии человека, его душевного равновесия;
  • культуросообразности – предусматривает максимальное использование культуры той среды, в которой находится ребенок;
  • целостности и единства – определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга;
  • непрерывности оздоровительного воспитания – включает постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности;

достаточности, который можно охарактеризовать как «все хорошо в меру». 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(для детей второй младшей группы 3-4года  )

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Общая физическая подготовка

4

0

4

Практическое занятие

Формирующие виды двигательной деятельности

10

0

10

Практическое занятие

Основные виды движений

20

0

20

Практическое занятие

Стретчинг

6

0

6

Практическое занятие

Фитбол

6

0

6

Практическое занятие

Подвижные игры

26

0

26

Практическое занятие

Итого

72

0

72

Практическое занятие

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(для детей в средней группе 4-5 лет )

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Общая физическая подготовка

6

0

6

Практическое занятие

Формирующие виды двигательной деятельности

10

0

10

Практическое занятие

Основные виды движений

20

0

20

Практическое занятие

Стретчинг

6

0

6

Практическое занятие

Фитбол

6

0

6

Практическое занятие

Подвижные игры

24

0

24

Практическое занятие

Итого

72

0

72

Практическое занятие

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(для детей старшей и подготовительной  группы 5-7)

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Общая физическая подготовка

8

0

8

Практическое занятие

Формирующие виды двигательной деятельности

10

0

10

Практическое занятие

Основные виды движений

20

0

20

Практическое занятие

Стретчинг

6

0

6

Практическое занятие

Фитбол

6

0

6

Практическое занятие

Подвижные игры

22

0

22

Практическое занятие

Итого

72

0

72

Практическое занятие

               Характеристика дошкольного возраста (3–7 лет)

Этот возрастной период характеризуется расширением предметного мира и необходимостью действия в мире реальных вещей. Начинает формироваться самосознание и самооценка ребенка, а также уровень притязаний. При этом важным аспектом является формирование положительной самооценки, которая в дальнейшем способна быть стержневым фактором личности и обусловливает формирование «спортивного характера». Самый сильный мотив для целенаправленной деятельности детей 3–7 лет (спортивной деятельности) – поощрение и получение награды. В этой связи педагогу важно предусмотреть варианты позитивного подкрепления успехов дошкольников. Менее сильный мотив деятельности для детей 3–7 лет – наказание.

Ведущая деятельность дошкольного возраста – игровая. Именно в процессе игры у детей 3–7 лет формируется активное запоминание, образное мышление, двигательная деятельность и отрабатываются социальные роли. В ролевой игре можно сравнить свои возможности и других детей, лучше познать себя. Как писал Л. С. Выготский, «игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития». Целесообразно строить физкультурные занятия в форме игры. При этом, чем младше ребенок, тем больше игры должно быть в занятии.

С 3 до 7 лет становится более устойчивой структура движений и совершенствуется перемещение рук в игровых и бытовых ситуациях, начинается согласованное движение рук и ног при ходьбе и беге. До 3–5 лет произвольная моторика конечностей сопровождается многообразными избыточными движениями.

К 4 годам формируется структура ходьбы, но она остается неритмичной и нестабильной. С 4 лет возможно целенаправленное воздействие на формирование движений, оптимально сочетающее в себе показ со словесной инструкцией.

Асинхронность ребенка 3–5 лет сменяется к 6–7 годам выраженной синхронностью действий. В 3–7 лет программирование произвольных движений осуществляется на базе зрительной обратной связи.

Новые движения формируются длительно, и большое значение имеет технология обучения. Широко используемый на этапе 3–5 лет метод подражания (механического копирования) в 5–6 лет должен смениться методом осознанного выполнения движения, задаваемого четкой, доступной, поэлементной словесной инструкцией и демонстрацией. В этот возрастной период происходит переход к текущему контролю за точностью движений под контролем органа зрения самого ребенка.

Состояние опорно-двигательного аппарата и связанного с ним физического качества гибкости у дошкольников характеризуется наличием большого количества эластических волокон в соединительной ткани связок и низким уровнем минеральной плотности костной ткани, что обеспечивает высокий уровень гибкости, сохраняющийся до конца дошкольного возраста.

Динамическая нагрузка увеличивается с возрастом за счет развития мышц последовательно от нижних конечностей (3–5 лет) к верхним конечностям (6–7 лет). Такая последовательность роста и развития конечностей определяет набор развивающих упражнений на определенные группы мышц и частей тела. Поэтому нагрузку в 3–5-летнем возрасте следует давать сначала на крупные группы мышц нижних конечностей, с 5–6 лет – на верхние конечности. Длительность работы динамической нагрузки в 3 года составляет 80 с, в 5 лет – 120 с, к 7 годам – не более 130 с.

Исходя из выше сказанного, основными задачами физического воспитания в возрасте 3–7 лет являются:

- оптимизация физического и психомоторного развития; - оптимизация двигательных навыков; - формирование физических качеств.

Формы организации занятий: индивидуальные занятия, занятия в подгруппе.

Средства физического воспитания: основная гимнастика, подвижные игры, плавание.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
(для детей второй младшей группы 3-4 года )

1.Общая физическая подготовка 
Практика : Ходьба :в прямом направление ,по кругу , между предметов, переступая через предметы ; на носках ,на пятках ,с высоким подниманием колен. Бег :в прямом направление в рассыпную ,с изменением направления движения ,чередуя с ходьбой. И т.д  
Форма контроля : практическое занятие .

2.Формирующие виды двигательной деятельности .
Практика :  Упражнение на осанку ,укрепление «мышечного корсета» туловища : Общеразвивающие упражнения (без предмета ,с предметами ,стоя ,сидя, лежа ).  Упражнения у стены :подняться на носки -опустится и др. Упражнения с предметом на голове (мешочек с песком ,коробочка ); упражнения в ходьбе ,ползание .
Упражнения на профилактику плоскостопия : «Катайте мяч ». Сесть на пол или на стул и поставить ступню на теннисный мячик ,катать его от носа к пятке .То же другой ногой . «Игра в шарики и кольца » . Сесть на пол ,разложив перед собой в линию десять колец .Перед кольцами положить по шарику . Опустить шарик в кольца поочередно: пять-пальцами правой ноги ,пять пальцами левой ноги .Затем достать шарики руками (кто половчее ,не руками ,а пальцами ног) и положит их перед кольцами ,а потом кольца опустить на шарики . «Перекатывания » перекатывание теннисного мяча круговыми движениями наружу ,внутрь. Ходьба по специальным дорожкам.
Формы контроля : практическое задание.

3.Основные виды движений.
Практика : Упражнения на равновесие : ходьба по напольному бревну ; между предметами (кубики ,мячи, конусы);приставным шагом ; ходьба по поверхностям : прямо и со сменой положения тела в пространстве : присесть, «как лягушки »,попрыгать, «Как зайчики »,похлопать в ладоши. И т.д Прыжки : на месте; продвигаясь в перед на определенное расстояние ; с небольшой высоты ; в длину с места (через канавку ,ручеек ); через предметы (кубики, шнуры ) . И т.д. Метание :-прокатывание мячей в прямом направление ,друг другу ,в ворота; бросание мячей инструктору ,о землю, вверх и ловля его двумя руками ,метание мячей в цель и на дальность . И т.д Упражнения в ползание и лазание: ползания с опорой на ладонь и колени ,  на ладони и ступни ; подлезания под дугой ; влезания на наклонную лесенку и гимнастическую стенку . И т.д
Формы контроля : практическое занятие

4. Стретчинг .
Практика : Упражнения на развитие гибкости суставов ,мышц и связок . Формирование правильной осанки . Снятие мышечных зажимов .Укрепление основных групп мышц . «Бабочка летает » Сидя подтянув ноги к тазу и соединить стопы. Совершить  плавный «взмах» руками и ногами . «Лягушка». Лечь на живот, голову повернуть в сторону и положить на согнутые в локтях руки . Подтянуть ножки, сгибая их в коленях ,как можно выше . Зафиксировать позу на несколько секунд. «Качели» .Лежа на животе согнуть ноги .Плотно обхватить ладонями щиколотки и медленно и медленно поднимая ножки (тянуть к голове ),осторожно прогнуться . «Жучок». Сидя на полу, спина прямая. Руки в упоре сзади, носки вытянуты в перед. Носки натянуты . Раз!-согнуть правую ногу в колене , подтянуть ее по полу пяткой к ягодице ,левая нога прямая . Два! -согнуть левую ногу и подтянуть ее к ягодице ,одновременно выпрямляя правую ногу . «Стрекоза» . Стать на колени, немного раздвинуть их . Руки в стороны ,ладони вниз. Прямая правая рука поднимается вверх до вертикального положения, а левая рука касается пятки правой ноги. Смотреть на пятку. Задержатся на нужное время . Вернуться в исходное положение ,повторить все в другую сторону . И т.д.
Формы контроля : практическое занятие

5.Фитболл
Практика : Развитие и совершенствование координации движений и равновесия; Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; Адаптация организма к физической нагрузке. «Буратино»И.п. – сидя на мяче, руки на бедрах.Выполнение: 1 – поворот головы вправо; 2 – 3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4 – и. п. «Колеса» И.п. – сидя на мяче, руки согнуты в локтях перед грудью. Выполнение: вращение согнутых рук, одна вокруг другой (10с). «Покатай мяч» И.п. – лежа на животе на полу (перед мячом). Выполнение: прогнуться и прокатить мяч от правой руки к левой и обратно . «Правильная осанка» И.п. – сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедра, спина прямая. Выполнение: перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (15с).«Покажи пяточки» И.п. – лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и ладони.Выполнение: 1 – поднять прямые ноги; 2 – и.п. И т.д.

Формы контроля : практическое занятие

6. Подвижные игры.
Практика: Игры для психо-физической разгрузки .Создание благоприятной эмоциональной атмосферы . «У медведя во бару », «Самолеты» , «Пузырь », «Наседка и цыплята », «Воробушки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч », «Солнышко и дождик »  и т.д.
Формы контроля : практическое занятие.
 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА                                                                                                         (для детей второй младшей группы 4-5 года )

1.Общая физическая подготовка 
Практика : Ходьба : обычная, на носках ,на пятках ,в полуприседе, змейкой ,с высоким поднимание колен. Ходьба с различным положение рук ,под счет педагога, с изменением длины шагов, перешагивание через мячи, кубики ,другие препятствия . Бег : в разных направлениях ; со сменой темпа , с выполнением специальных беговых упражнений .
Форма контроля : практическое занятие .

2.Формирующие виды двигательной деятельности .
Практика :  Упражнение на осанку ,укрепление «мышечного корсета» туловища : Общеразвивающие упражнения (без предмета ,с предметами ,стоя ,сидя, лежа ).  Упражнения у стены :подняться на носки -опустится , в полуприсед. Колени развести в стороны и др.  Упражнения в равновесии: опустится в полуприсед, округляя спину и стараться соединить локти- выпрямится развести локти в стороны и др. Упражнения с предметом на голове (мешочек с песком ,коробочка ); упражнения в ходьбе ,ползание
Упражнения на профилактику плоскостопия : «Ежик»

И.п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая .Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)Он на ежика похож. Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) -Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой. «Разминка балерины» : Сесть на скамью и упереться пальцами ног в пол. Начать разминку. Маленькими шажками идти в перед ,пока ступни не коснуться пола ,затем «вернуться » назад ,как балерины на пуантах. Следить чтобы колени не поворачивались внутрь, а пятки были не далеко одна от другой  . «Катайте мяч ». Сесть на пол или на стул и поставить ступню на теннисный мячик ,катать его от носа к пятке .То же другой ногой . «Ловите мяч ногами »: Сесть на пол и подбрасывать нагами маленький мяч. Руки упираются в пол. Ходьба по специальным дорожкам.
Формы контроля : практическое задание.

3.Основные виды движений.
Практика : Упражнения на равновесие : ходьба по напольному бревну с мешочками на голове ,перешагивание через предметы ,приставными шагами, с крестным шагом, переступая через предметы . Прыжки : подпрыгивая, прыжки с продвижением вперед ,в длину с места,  на небольшое расстояние ,прыжки через предметы ,прыжки с невысоких предметов (20-24 см) .Упражнения в ползание и лазание: ползания с опорой на ладонь и колени ,  на ладони и ступы; по уменьшенной площади опоры : по гимнастическому бревну , по гимнастической скамейке ; под шнур ,дугу , лазание по гимнастической стенке. И т.д
Формы контроля : практическое занятие

4. Стретчинг .
Практика : Упражнения на развитие гибкости суставов ,мышц и связок . Формирование правильной осанки . Снятие мышечных зажимов. Укрепление основных групп мышц . «Кошка »: стать на четвереньки ,попеременно выгибать спину дугой и прогибаться назад.       «Потягивание »: сидя на коленях ,поднять руки над головой  и потянуться вверх. Затем сесть на пятки и тянуться руками в перед .  «Бабочка» Сидя на ягодицах, согнуть колени и соединить стопы. Стопы подтянуть как можно ближе к тазу . «Ролик »: лежа на спине ,согнуть колени, обхватить их руками и подтянуть к груди . Округлить спину и выполнить несколько перекатов . «Самолёт»; сидя на коленях, одну ногу отвести и выпрямить руки в стороны. И т.д.
Формы контроля : практическое занятие

5.Фитболл
Практика : Развитие и совершенствование координации движений и равновесия; Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; Адаптация организма к физической нагрузке. «Держи крепче» Исходное положение – лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

«Покатай мяч» И.п. – лежа на животе на полу (перед мячом). Выполнение: прогнуться и прокатить мяч от правой руки к левой и обратно . «Правильная осанка» И.п. – сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедра, спина прямая. Выполнение: перекаты стопами с пяток на носки и наоборот .  «Лесенка» и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;- выполнить два предыдущих упражнения из и.п. руки за голову. И т.д.

Формы контроля : практическое занятие.

6. Подвижные игры.
Практика: Игры для психо-физической разгрузки .Создание благоприятной эмоциональной атмосферы . «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Мышеловка » «День-ночь», «Перелет плиц» и т.д.
Формы контроля : практическое занятие.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА                                                                                                         (для детей старшей и подготовительной группы 5-7 лет )

1.Общая физическая подготовка 
Практика : Ходьба : обычная, на носках (руки за голову),на пятках ,на наружной стороне стопы  ,с высоким поднимание колен перекатом с пятки на носок , широким и мелким шагом ,в полуприседе . По веревке (диаметр 1,5-3 см),узкой рейке гимнастической скамейке, боком ,на носках, приставными шагами.  . Бег : Обычный, на носках, высоко поднимая колено, мелким и широким шагом , змейкой ,сильно сгибая ноги назад ,выбрасывая прямые ноги в перед.
Форма контроля : практическое занятие .

2.Формирующие виды двигательной деятельности .
Практика :  Упражнение на осанку ,укрепление «мышечного корсета» туловища : Общеразвивающие упражнения (без предмета ,с предметами ,стоя ,сидя, лежа ).  Упражнения у стены :подняться на носки -опустится , в полуприсед. Колени развести в стороны и др. И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. «Морские звезда» Вы морская звезда! Покачайтесь на волнах. Упражнения в равновесии И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель.: и др. Упражнения с предметом на голове (мешочек с песком ,коробочка ); упражнения в ходьбе.
Упражнения на профилактику плоскостопия : 1. И.п.- стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И.п.- сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п.- сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И.п.- сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

Ходьба по специальным дорожкам.
Формы контроля : практическое задание.

3.Основные виды движений.
Практика : Упражнения на равновесие : ходьба по напольному бревну с мешочками на голове ,перешагивание через предметы ,приставными шагами, с крестным шагом, переступая через предметы «Кто дольше не уронит». Играющие  стоят  на  полу на  одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.

Правила: мешочки кладут по сигналу и стоят, не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры.

«. Прыжки : подпрыгивая, прыжки с продвижением вперед ,в длину с места,  на небольшое расстояние ,прыжки через предметы ,прыжки с невысоких предметов (20-24 см), ноги с крестно -ноги в розь ,одна нога вперед-другая назад. Упражнения в ползание и лазание: ползания с опорой на ладонь и колени ,  на ладони и ступы; по уменьшенной площади опоры : по гимнастическому бревну , по гимнастической скамейке ; под шнур ,дугу, лазание по гимнастической стенке. И т.д
Формы контроля : практическое занятие

4. Стретчинг .
Практика : Упражнения на развитие гибкости суставов ,мышц и связок . Формирование правильной осанки . Снятие мышечных зажимов. Укрепление основных групп мышц . «Змея» И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз. 1 – медленно подняться на руках, одновременно прогнуться (повернуть голову вправо-влево). 2 – медленно вернуться в и.п.  «Ящерица» И.п.: лёжа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги вытянуты. 1 – приподнять таз и удерживать его, опираясь на ноги и на руки. «Книжка» И.п.: сед на полу с прямыми ногами. 1 – поднять руки вверх, потянуться. 2 – не сгибая ног, наклониться вперёд, стараясь достать руками пальцы ног. Задержаться. 2 – и.п. «Летучая мышь» И.п.: сед, ноги в стороны. Руки соединить за спиной за локти «полочкой». 1 – наклон вперёд, стараться коснуться подбородком пола. Задержаться. 2 – и.п. «Стрекоза » И.п.: стойка на коленях, ноги врозь, руки в стороны, ладони вниз. 1 – прямую правую руку поднять вверх до вертикального положения, а левой рукой коснуться пятки правой ноги. Смотреть на пятку. Задержаться. 2 – и.п. 3-4 – в другую сторону.

  Формы контроля : практическое занятие

5.Фитболл
Практика : Развитие и совершенствование координации движений и равновесия; Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; Адаптация организма к физической нагрузке. 1. Сидя на фитболе, упор кистями рук на колени. Одновременно ставить стопы то на носки, то на пятки, то на наружный свод. 2. И.п. — лежа на полу, одна нога голенью лежит на фитболе, другая нога выполняет «гусеничку» стопой вперед и назад. 3. И.п. — лежа на спине, фитбол в руках над головой. Перейти в положение сидя, перекатывая фитбол по груди, животу и ногам, затем вернуться в исходное положение  4.Стоя, вращение  фитбола  на  вытянутых  руках  вправо-влево.5.Стоя, сжимать фитбол на вытянутых руках перед грудью, над головой, внизу.6. Наклон вперед, фитбол в руках, завести его за голову и вернуться в И.п. (спина прямая). И т.д.

Формы контроля : практическое занятие.

6. Подвижные игры.
Практика: Игры для психо-физической разгрузки .Создание благоприятной эмоциональной атмосферы . «Гуси лебеди», «мы веселые ребята», «перебежки», «кого хочешь выбирай» , «перетягивание каната». И т.д.
Формы контроля : практическое занятие.

Планируемые результаты освоения Программы

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров[2]. В предлагаемой программе раннего физического развития они разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ДО к освоению образовательной области «Физическое развитие».

Результаты физического развития в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры физического развития на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе двигательной; способен выбирать себе род занятий, участников по подвижным играм;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к двигательной активности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных подвижных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты во время подвижных игр;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в двигательной деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в двигательной деятельности; может соблюдать правила безопасного поведения во время физических упражнений и подвижных игр, правила личной гигиены;
  • осознает пользу занятий физической культурой, ее роль в сохранении и укреплении здоровья;
  • осознает необходимость здорового образа жизни, стремится к нему;
  • владеет гимнастическими упражнениями;
  • у ребенка сформировано целостное восприятие своих потенциальных возможностей.

В целом, к основным показателям эффективности освоения Программы являются:

  • снижение показателей заболеваемости детей;
  • повышение показателей развития физических качеств;
  • устойчивые показатели психоэмоционального благополучия детей.

Предметные результаты:

  • Знание правел поведения ,техники безопасности на занятиях.
  • Овладение естественными и жизненно важными двигательными умениями и качествами ,обогащение двигательного опыта.
  • Развитие двигательных творческих способностей.

Личностные результаты:

  • Сформированность у занимающихся нравственных и волевых качеств; настойчивость, самостоятельности, ответственности ,смелости ,взаимопомощи.
     

Метапредметные результаты:

  • Формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту .
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственного отношения детей к своему здоровью.

Диагностика результатов освоения учебной программы

Время проведения

Цель проведения

Формы диагностики

В течении всего учебного года

Текущая диагностика
Определение степени условия учебного материала;
определение готовности воспитанников к восприятию нового материала.

Практические задания, самостоятельные задания .

Май

Итоговая диагностика. Определение степени усвоения учебного материала и самостоятельного применения полученных знаний .

Практические задания на каждый из разделов программы .

 

                                      Оценочные материалы
Для определения результатов обучения учащихся применяются различные диагностические материалы:
-практические задания
-самостоятельные задания .

                                          Методические материалы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной физкультурно-спортивной программы «Маугли -Стань чемпионом» применяются разнообразные методы обучения словесный ,наглядный, практические ,игровые и воспитание : убеждение поощрение ,упражнения ,мотивация. В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход , активно применяются различные формы и методы организации учебного процесса. Занятия проводятся в дружественной непринуждённой обстановке .
Форма организации образовательного процесса -групповая.
Учебные занятия проходят в формате практических занятий . В начале каждого занятия проходит организационный момент, сообщение темя, цели, ознакомление с новым материалом ,затем идет переход к практической деятельности  .Метод непосредственного показа очень важен. Педагог демонстрирует ,как нужно правильно выполнять различные упражнения  . После объяснения и показа учащиеся приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному .В конце занятия -подведение итогов.

Педагогические технологии :
Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии :
-
личностно-ориентированного обучения, когда педагог при обучение учитывает индивидуальные особенности учащегося ;
-игровые педагогические технологии с учетом возрастных особенностей ;
-применение
здоровьесберегающей  технологии происходит по средством упражнений стретчинг, фитбол и дыхательной гимнастики .
-
технология развивающего обучения -обучение ,при котором учитываются индивидуальные особенности и возраст учащихся .

Памятка для родителей

Инструкцию для родителей по оценке развития инициативы у ребенка целесообразно оформлять в виде памятки. В ней должна содержаться краткая информация о двигательной инициативе, инструкция по пользованию «Картой развития ребенка», таблица с нормативными показателями уровней проявления двигательной инициативы по соответствующим возрастным группам для сопоставления с данными наблюдений.

Рекомендуемая периодичность заполнения «Карты развития ребенка» – 3 раза в год.

Памятка может быть использована не только родителями самостоятельно, но и педагогами – в процессе коммуникации с родителями. Например, на родительском собрании педагог может обозначить данный метод как выбранный способ оценки качества, пригласить родителей участвовать в наблюдении за детьми, разместить соответствующую информацию на информационных стендах ДОО. Не исключено участие ребенка в этом процессе, так как процедура анализа скажется благоприятно на формировании у него способности к самооценке, самосознанию, критическому мышлению.

Показатели уровней проявления двигательной инициативы у дошкольников                                                                 Таблица 1

     

1-й уровень / низкий (типично в 3-4 года)

2-й уровень / средний (типично в 4-5 лет)

3-й уровень / высокий (типично в 6-7 лет)

Показатели

Ключевые признаки

Показатели

Ключевые признаки

Показатели

Ключевые признаки

Ребенок регулярно перемещается в пространстве, совершая различные типы движений и действий с предметами; его движения энергичны, но носят процессуальный характер (движение ради движения); не придает значения правильности движений, низкую эффективность компенсирует энергичностью

С удовольствием участвует в играх, организованных взрослым; при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т. д.)

Совершает осознанные, дифференцированные относительно объектов и целей движения; проявляет интерес к определенным типам движений и физических упражнений (бегу, прыжкам, метанию); изменяет свои движения (совершает согласованные движения рук при беге, ловит мяч кистями рук и т. д.) в соответствии с рекомендациями взрослого, но может через некоторое время вернуться к первоначальному способу; с удовольствием пробует новые типы двигательной активности

Интересуется у взрослого, почему у него не получаются те или иные движения; в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому

Физическая активность может носить результативный характер, и ребенок стремится к улучшению показателей в ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее); прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов и, усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности; проявляет интерес к различным формам двигательной активности (езде на велосипеде, плаванию), стремится приобрести специфические навыки для их осуществления; бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает ее со своими спортивными достижениями

Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно; охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой; отмечает свои достижения в том или ином виде спорта

Таблица 2

Карта развития ребенка. Наблюдение за проявлением двигательной инициативы ребенком

Карта развития моего ребенка: ___________      _________________________________________

         (период)         (имя и фамилия ребенка)

Примечание. Закрашивайте/зачеркивайте вместе с ребенком тот показатель, который вы считаете верным.

Возраст ребенка / Дата заполнения

Двигательная инициатива: наблюдение за различными формами двигательной активности ребенка

1-й уровень / низкий (типично в 3–4 года)

2-й уровень / средний (типично в 4–5 лет)

3-й уровень / высокий (типично в 6–7 лет)

Никогда

Никогда

Никогда

Обычно

Обычно

Обычно

Изредка

Изредка

Изредка

1-й уровень / низкий (типично в 3–4 года)

2-й уровень / средний (типично в 4–5 лет)

3-й уровень / высокий (типично в 6–7 лет)

Никогда

Никогда

Никогда

Обычно

Обычно

Обычно

Изредка

Изредка

Изредка

1-й уровень / низкий (типично в 3–4 года)

2-й уровень / средний (типично в 4–5 лет)

3-й уровень / высокий (типично в 6–7 лет)

Никогда

Никогда

Никогда

Обычно

Обычно

Обычно

Изредка

Изредка

Изредка

Таблица 3

Пример заполненной «Карты развития ребенка» для разных возрастных групп

Возраст ребенка /

Дата заполнения

Двигательная инициатива: наблюдение за различными формами двигательной активности ребенка

Анна,

3 года 2 мес.

1-й уровень / низкий (типично в 3–4 года)

2-й уровень / средний (типично в 4–5 лет)

3-й уровень / высокий (типично в 6–7 лет)

Никогда

Никогда

Никогда

Обычно

Обычно

Обычно

Изредка

Изредка

Изредка

Стасик,

4 года 8 мес.

1-й уровень / низкий (типично в 3–4 года

2-й уровень / средний (типично в 4–5 лет)

3-й уровень / средний (типично в 4–5 лет)

Никогда

Никогда

Никогда

Обычно

Обычно

Обычно

Изредка

Изредка

Изредка

Егор, 6 лет 2 мес.

1-й уровень / низкий (типично в 3–4 года)

2-й уровень / средний (типично в 4–5 лет)

3-й уровень / средний (типично в 4–5 лет)

Никогда

Никогда

Никогда

Обычно

Обычно

Обычно

Изредка

Изредка

Изредка

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-методическое обеспечение Программы

В учебно-методический комплект Программы входят следующие пособия:Н.Е .Вераксы ,Т.С Комаровой ,Э.М .Комаровой, Э.М . Дорофеевой Оздоровительная гимнастика . Е.В Моисеева ,А.П. Лекукина , «Юные гимнасты ».Голицина Н.С Нетрадиционные занятия физкультурою в дошкольном учреждении. «Издательство Скрипторий». Орел В.И ,Агаджанова С.Н Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Сулим Е.В «занятия по физкультуре в детском саду (игровой стретчинг)». Д.Б. Юматова «Интерес. Движение. Игра». Дидактические наглядные материалы по темам теоретической подготовки.

Методические рекомендации по применению АПК «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ».

С о д е р ж а н и е

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………….3

Введение………………………………………………………………….3
      Общая характеристика программы…………………………………….3

Пояснительная записка………………………………………………….4

Принципы и подходы при формировании программы ……………….7

Характеристика дошкольного возраста ………………………………12

Содержание учебного плана …………………………………………..14

Планируемый результат освоения программы ……………………….21

Диагностика результатов освоения учебной программы ……………24

Памятка для родителей…………………………………………………26

Показатели уровней проявления двигательной инициативы у               дошкольников………………………………………………….………….27

      Карта развития ребенка. Наблюдение за проявлением двигательной инициативы ребенком ……………………………………………….….28
     Организационный раздел ……………………………………………29

                                                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»

Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...

Дополнительная общеобразовательная программа Физкультурно-спортивной направленности «Игровой стретчинг»

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры прин...

титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы

laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Детский фитнес"

Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» (далее программа) разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г....

Дополнительная общеобразовательная программа, физкультурно - спортивной направленности «Крепыш»

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевног...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «ШАХМАТНЫЕ МАГИ»

Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к образованию детей дошкольного возраста.Программа учитывает навыки и умения,...