Психологическая диагностика готовности к школе
консультация (подготовительная группа)

Клекнер Любовь Валерьевна

Комплекс методик психологической диагноститики готовности детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon diagnostika_gotovnosti_k_shkole.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая диагностика готовности к школьному обучению.

Слайд 2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Авторы: Н.Я. Семаго, М.М. Семаго , 2001г.

Слайд 3

Цель исследования – выявление уровня готовности детей к обучению в школе. Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом. Следует отметить, что выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы, принципиальной позицией авторов ( Н.Я. Семаго, М.М. Семаго , 2001). С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше–меньше» — то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Задания №№ 2, 3 показывают в первую очередь усвоение ребенком программы подготовительной группы или даже специальной подготовки к школе, которая практикуется в большинстве дошкольных образовательных учреждений. И существенно реже — готовность самого ребенка к началу регулярного обучения.

Слайд 4

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФРОНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Специалист (педагог или психолог) работает с группой детей, состоящей не более чем из 12–15 человек. Дети рассаживаются за партой по одному. Каждому ребенку дается подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша мягкости «М» без ластика и один цветной карандаш. Третье и четвертое задания при объяснении частично рисуются на доске. Инструкция подается короткими предложениями, четко, внятно и не быстро.

Слайд 5

Лист наблюдений за поведением детей в процессе группового обследования Образовательное учреждение______ Дата обследования ________ Фамилия, имя ребенка Возраст № стола Нуждается в дополнительной помощи Работает медленно Расторможен, мешает другим детям Другое C C C C C C C Обследование и наблюдение проводил(и)

Слайд 6

Задание № 1. «Продолжи узор» Цель . Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции. На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. Специалист ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узоры каким бы то ни было образом называть элементы узоров : « похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.

Слайд 7

Задание №2 Цель . Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов. Инструкция . Все нашли задание номер 2? Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков) , сколько квадратов нарисовано (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом точку или галочку там, где фигур больше. Берите простой карандаш и начинайте работать . Все задание можно спокойно повторить дважды (разумеется, всей группе детей).

Слайд 8

Задание № 3. «Слова» Цель . Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности. Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей. Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.

Слайд 11

Задание № 4. «Шифровка» Цель . Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача специалиста заключается в том, чтобы отследить этот момент. На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута). В данном методическом руководстве приведен один из вариантов заполнения фигур знаками. Таких вариантов может быть много. В соответствии с требованиями методики Пьерона–Рузера фигуры должны быть заполнены знаками, не повторяющими формы самих фигур (например, в кружке не должно быть точки, а в квадрате — просто линии, параллельной одной из сторон). Одна (последняя) фигура всегда должна оставаться пустой. Перед началом проведения скрининга специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры-образцы данного задания. Это удобно делать перед размножением бланков. Метки должны быть четкими, достаточно простыми (крестик, галочка, точка и т.п.) и занимать среднюю часть фигуры, не подступая к ее краям.

Слайд 12

Задание № 5. «Рисунок человека» Цель . Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития. Инструкция . А теперь последнее задание. На оставшемся на листе месте (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать. Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут. В процессе выполнения заданий специалист отмечает характер поведения и работы детей в листе наблюдений.

Слайд 13

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ Задание № 1 Успешно выполненным считается тот вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию (оценка — 5 баллов ) (рис. 1А). При этом допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. В данном анализе приводится оценка предлагаемого образца программы. В каждом случае изменения того или иного задания требуется дополнительная оценка соотнесения уровня выполнения задания с балльной оценкой. Поэтому желательно, чтобы другие задания строились аналогичным образом, с соответствующей данному варианту логикой.

Слайд 14

Считается допустимым (если нет пропусков, сдвоенных элементов, четко удерживается их последовательность), чтобы второй элемент имел «несколько трапециевидную» форму (оценка также 5 баллов ). Допустим также «уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз (рис. 1А 1 ). При большем «уходе» строки или увеличении масштаба узоров (но удержании программы) дается оценка 4,5 балла (рис. 1Б). При этом, поскольку второй узор является объективно более трудным для продолжения (копирования), его выполнение может быть менее точным. Допускается отрыв карандаша, изображение двух больших пиков как заглавной печатной буквы М, а маленького пика как Л (оценка — 5 баллов ). Опора на знакомые буквенные элементы, даже если они несколько разного размера и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребенка, а не «наводкой» специалиста, которая, как мы уже говорили, недопустима). К числу правильного в целом выполнения можно отнести такую графическую деятельность ребенка, при которой элементы узора, похожие на М и Л, остаются различными по величине и рисуются без отрыва карандаша (оценка — 4,5 балла ). При небольшом увеличении количества подобных неточностей дается оценка 4 балла (рис. 1Б 1 ). Средне успешным (при выполнении первого узора) считается выполнение лишь с единичными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения (оценка — 3 балла ) (рис. 1В, 1В 1 ).

Слайд 15

Неуспешным считается вариант, когда ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, нижние прямые углы), а во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов. Например, маленьких пиков может быть два, а больших один, или это чередование большого и маленького пика — упрощение графической программы и уподобление ее первому узору (оценка — 2,5 балла ) (рис. 1Г). Наличие при этом еще и изолированного написания элементов (разрывов) считается неуспешным и оценивается в 2 балла (рис. 1Г 1 ). Невозможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики (в особенности во втором узоре) считается неуспешным (оценивается как 1 балл ) (рис. 1Д, 1Д 1 ). Если ребенок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом, — оценка 0 баллов .

Слайд 16

Образец бланка итоговых результатов оценки уровня готовности детей к началу школьного обучения

Слайд 17

ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА 1. Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85 . 2. Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей (неважно какие), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72 . 3. Если в листе наблюдений отмечены три знака, отражающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,6. 4. Если в листе наблюдений отмечены четыре знака, отражающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,45.

Слайд 18

СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы. 1-й уровень . Готовность к началу регулярного обучения в школе. 2-й уровень . Условная готовность к началу обучения. 3-й уровень . Условная неготовность к началу регулярного обучения. 4-й уровень . Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения. Исследования, проведенные на детской популяции г. Москвы и Московской области (458 наблюдений), и ретестирование детей (220 наблюдений) дали возможность выделить следующие диапазоны балльной оценки для каждого из выделяемых уровней готовности к началу школьного обучения: Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов. Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 17 баллов. Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов. Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10 баллов.

Слайд 19

По результатам уровневой оценки (уровень достоверности: P < 0,05) можно сказать, что дети, получившие в результате проведенного исследования суммарные баллы в диапазоне от 17 до 25 , готовы (вне зависимости от их возраста на момент начала школьного обучения) к обучению в школе. Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей, набравших суммарную оценку от 14 до 17 баллов , можно отчасти прогнозировать у них не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации), но и преимущественное направление этой дезадаптации. В то же время ретестирование детей этой группы в начале школьного обучения (сентябрь-октябрь) показало, что большинство сумели адаптироваться к обучению без дополнительной помощи специалистов, преимущественно за счет грамотно организованного педагогического воздействия. Если есть возможность, желательно провести углубленное психологическое обследование этих детей. Дети, чей суммарный балл попадает в диапазон 11–14 , нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога), и, естественно, они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи. Вполне вероятно, что такого ребенка имеет смысл направить в психологический центр или на ПМПК для решения вопроса о выборе направлений и методов коррекционной работы. Ребенок, который набирает менее 11 баллов , в обязательном порядке должен быть обследован психологом, а при необходимости — логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, и ему в срочном порядке необходима коррекционная помощь.

Слайд 22

Тест тревожности. Авторы: Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Слайд 23

Цель: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Слайд 25

Испытуемые: дети 4 -7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии. Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8.5 х 11см.. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка – дошкольника (или младшего школьника) ситуацию. Метод предъявления. Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате.

Слайд 26

Рис.1 Игра с младшими детьми (Ребенок играет с двумя малышами). Рис.2 Ребенок и мать с младенцем ( Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем). Рис.3 Объект агрессии (Ребенок убегает от нападающего на него сверстника). Рис.4 Одевание (Ребенок сидит на стуле и обувает ботинки). Рис.5 Игра со старшими детьми (Ребенок играет с двумя старшими детьми). Рис.6 Укладывание спать в одиночестве (Ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему). Рис.7 Умывание (Ребенок умывается в ванной комнате). Рис.8 Выговор (Мать, подняв указательный палей, строго выговаривает ребенку за что – то). Рис.9 Игнорирование (Отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве). Рис.10 Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребенка игрушку). Рис.11 Собирание игрушек (Мать и ребенок собирают игрушки). Рис.12 Изоляция (Двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве). Рис.13 Ребенок с родителями (Ребенок стоит между матерью и отцом). Рис.14 Еда в одиночестве (Ребенок один сидит за столом).

Слайд 27

Образец протокола Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата:10.10.10 Рисунок Высказывание Выбор веселое лицо печальное лицо 1.Игра с младшими детьми. -------------------------------------- Х 2. Ребенок и мать с младенцем. ------------------------------------- Х 3. Объект агрессии. Хочет ударить его стулом. У него грустное лицо. Х 4. Одевание. Он пойдет гулять. Х 5. Игра со старшими детьми. Он играет. Х 6. Укладывание спать в одиночестве. Я всегда беру спать игрушки. Х 7. Умывание. ---------------------------------------------- Х 8. Выговор. Мама его ругает. Х 9. Игнорирование. Им весело. Х 10. Агрессивное нападение. У него грустное лицо, потому что отбирают игрушку. Х 11. Собирание игрушек. Печальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет. Х 12. Изоляция. Дети от него убегают. Х 13. Ребенок с родителями. Они фотографируются. Х 14. Еда в одиночестве Веселое лицо, он же кушает. Х

Слайд 28

Анализ данных. Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске. Так, рис.1 (Игра с младшими детьми), рис.5 (Игра со старшими детьми) и рис.13 (Ребенок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску; рис.3 (Объект агрессии), рис.8 (Выговор), рис.10 (Агрессивное нападение) и рис.12 (Изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску; рис.2 (Ребенок и мать с младенцем), рис.4 (Одевание), рис.6 (Укладывание спать в одиночестве), рис.7 (Умывание), рис.9 (Игнорирование), рис.11 (Уборка игрушек) и рис.14 (Еда в одиночестве) имеют двойной смысл. Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку» - то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения. Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.

Слайд 29

Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве): дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ: дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (Ребенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование) и 11 (Уборка игрушек) с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок – ребенок» (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция).Здесь имеет место наибольшее число отрицательных эмоциональных выборов, причем старшие дети (5 – 7 лет) проявляют уровень тревожности выше, чем младшие. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребенок – взрослый» (Ребенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребенок с родителями) и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Уборка игрушек. Еда в одиночестве). Примечание. Валидизация методики показала высокий уровень ее внешней валидности. Уровень тревожности, определяемый на основании методики, высоко коррелирует с уровнем тревожности, полученным на основании отзывов воспитателей и учителей начальных классов ( R = 0.56), надежность методики также весьма значительна ( r = 0.42).

Слайд 30

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально – негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ= число эмоционально – негативных выборов *100% 14 По ИТ дети в возрасте от 3.5 до 7 лет подразделяются на 3 группы: а) Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%); в) Низкий уровень тревожности (ИТ от 0% до 20%).

Слайд 31

ИТ= 1/ 14 * 100%= 7.1% ИТ= 2/ 14 * 100%= 14.2% ИТ= 3/ 14 * 100%= 21.4% ИТ= 4/ 14 * 100%= 28.5% ИТ= 5/ 14 * 100%= 35.7% ИТ= 6/ 14 * 100%= 42.8% ИТ= 7/ 14 * 100%= 50% ИТ= 8/ 14 * 100%= 57.1% ИТ= 9/ 14 * 100%= 64.2% ИТ= 10/ 14 * 100%= 71.4% ИТ= 11/ 14 * 100%= 78.5% ИТ= 12/ 14 * 100%= 85.7% ИТ= 13/ 14 * 100%= 92.8% ИТ= 14/ 14 * 100%= 100%

Слайд 32

Методика «Лесенка» Автор: В.Г. Щур

Слайд 33

Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка с семью ступеньками, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Слайд 35

Процедура исследования Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке – самые плохие и т. д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку.

Слайд 36

Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору. Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми. По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках). Беседа с одним ребенком занимает примерно 20-30 минут.

Слайд 37

Неадекватно завышенная самооценка Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Завышенная самооценка После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Адекватная самооценка Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Обработка и анализ результатов

Слайд 38

Заниженная самооценка Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Слайд 39

Методика «Оценка мотивационной готовности» (Д. В. Солдатов)

Слайд 40

Стимульный материал данного теста представляет собой комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 кар­точки с сюжетами обучения, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с игровыми сюжетами. Процедура тестирования. Положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов. Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор из оставшихся еще два раза. Таким образом, определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.

Слайд 41

После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изоб­ражения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься: «А теперь по­кажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься». Выбранная карточка от­кладывается, а ребенку предлагается сделать такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время не интересуют. В заключение из оставших­ся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно — с отрицаемым видом деятельности. В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три груп­пы: в первой группе — четыре с предпочитаемыми видами деятельности, во второй группе — четыре с отрицаемыми видами деятельности и в треть­ей — одна, оставшаяся не выбранной.

Слайд 43

Обработка результатов . Количественной обработке — суммарному подсчету — подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности — в 1 балл и, наконец, игровой — 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

Слайд 44

Опираясь на результаты многочисленных исследований, принятым критерием хорошей мотивационной готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4—5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ваш ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности — когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 — от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации вам необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его (читать соответ­ствующую художественную литературу, рассказывать, объяснять) со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.

Слайд 45

Рисуночная методика “Что тебе нравится в школе”

Слайд 46

Анализ детских рисунков на тему: “Что тебе нравится в школе” Рисуночные методики с успехом используются для диагностики проблем, возникающих у детей с поступлением в школу. Эти методики, как никакие другие, позволяют выявить тревожность, негативное отношение к школе. Вот некоторые аспекты оценки рисунков на тему “Что тебе нравится в школе?”: Несоответствие теме указывает на: Отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. На таких рисунках ребята изображают свои игрушки, дом, домашних любимцев, узоры. Это свидетельствует о мотивационной неготовности ребенка к школьному обучению. Детский негативизм. Если ребенок категорически отказывается рисовать на заданную тему и рисует то, что он хорошо умеет рисовать, то это может свидетельствовать как о завышенных притязаниях, так и о возможных трудностях, которые могут возникнуть у него при выполнении школьных требований. Неверное понимание и толкование поставленной задачи. В этом случае ребенок вообще ничего не рисует или пытается “подсмотреть” у соседа. Такое поведение, по мнению психологов, свойственно ребятам с задержкой психического развития

Слайд 47

При несоответствии рисунка заданной теме при подведении итогов за рисунок проставляется 0 баллов. Соответствие заданной теме свидетельствует в целом о том, что ребенок испытывает положительное отношение к школе. Но здесь есть несколько нюансов, которые связаны с сюжетами, выбранными ребятами для своих рисунков. Учебная ситуация . На таких рисунках ребята изображают фрагменты урока, учеников за партами, себя у доски и т.д. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации. При количественной оценке таким рисункам проставляется 30 баллов Ситуация неучебного характера, но, так или иначе, связана со школой. Дети рисуют школьный двор, школьное здание, школьный автобус, школьный музей и т.д. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но на первый план у них выступает внешняя атрибутика. Для них очень важен статус ученика, т.е. пока на первый план выступают социальные мотивы, которые при умелом воздействии со стороны учителя и родителей вполне могут перерасти в познавательные. Количественная оценка – 20 баллов.

Слайд 48

Игровые ситуации, связанные со школой. На таких рисунках изображены игры на переменах, игрушки и другие предметы, непосредственно не относящиеся к учебе, находящиеся в классе. Такие рисунки характерны для детей с положительным отношением к школе, но преобладающей игровой мотивацией. Количественная оценка – 10 баллов.

Слайд 51

Проективная методика: «Рисунок школы». Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Инструкция : Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Слайд 52

Обработка результатов Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям: 1) цветовая гамма; 2) линия и характер рисунка; 3) сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются. 1) Цветовая гамма: 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.) 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный). 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

Слайд 53

2) Линия и характер рисунка: 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия. 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 3) Сюжет рисунка: 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток. 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер. 1 балл – обе характеристики присутствуют.

Слайд 54

Анализ результатов 6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школеДля того чтобы исследовать степень готовности ребенка к школьному обучению, педагог-психолог должен оценить:– объективные данных о состоянии здоровья ребенка в соответств...

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ МЕТОДИКА - «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской

Цель: определение уровня овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого....

Диагностический инструментарий для диагностики готовности к школе

Данный подбор методик может быть использован для проведения диагностики готовности  ребёнка к школе...

Диагностика психологической зрелости, готовности к школе детей подготовительных групп.

Анализ уровня готовности к школе детей подготовительных групп по результатам диагностики(тест школьной зрелости Керна-Йерасика)...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Основные идеи при разработке диагностического модуля:1. В контексте готовности ребенка к школе на первое место выходит сформированность предпосылок учебной деятельности, о наличии которых говорят пара...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....