Теория познания коллективного труда у старших дошкольников.
консультация (старшая группа)

Кучмина Елена Анатольевна

В данной консультации описано краткое изучение теории познания коллективного труда у старших дошкольников.  Описаны какие бывают формы коллективного труда . Данная консультация даст краткое представление для воспитателя по данной теме изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Теория познания коллективного труда у старших дошкольников.

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделе труда, помогают друг другу в  случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы. Коллективный труд дает возможность формировать трудолюбие и взаимопомощь одновременно у всей группы детей. Эта форма труда необходима для установления позитивных отношений и сплочения детского коллектива.

Прогрессивные педагоги всех времен отмечали воспитательный характер труда и рассматривали его как естественное условие существования личности, как средство ее деятельности, как первую жизненную потребность человека. Работа воспитывает в себе независимость, инициативность и ответственность. Таким образом, приобщение детей дошкольного возраста к труду обусловлено тем, что дошкольный возраст считается чувствительным периодом в формировании первых форм трудовой деятельности; связан с образовательным потенциалом труда как природно-естественным и естественным средством личностного развития ребенка, является фактором успешной социализации детей дошкольного возраста в современном мире.

Одним из современных инновационных методов обучения является проект. Проектная деятельность – это технология, которая не только учит детей думать самостоятельно, творчески искать информацию, находить и решать проблемы, но и позволяет совмещать образовательную информацию из разных областей знаний, в том числе и работы. Метод проекта очень полезен при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эта возрастная группа характеризуется у детей более стабильным вниманием, наблюдением, способностью начинать анализ, синтез и самооценку, а так же стремление к совместной деятельности. Проект открывает большие возможности в организации совместной познавательной и исследовательской деятельности дошкольников и педагогов. С помощью этой  техники воспитатель постепенно направляет ребенка: наблюдения за деятельностью взрослых, их периодическое участие в ней, затем партнерство и, наконец, сотрудничество. Заинтересовав воспитанника в том или ином проекте, результатом будет сплочённость детей между собой.

Особое значение коллективной трудовой деятельности в формировании интереса к труду придавали Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, в котором видели развитие взаимной ответственности детей, а также средство усвоения правил поведения в детском коллективе, развития справедливости, умения самостоятельно договариваться и распределять объем работы. Работая сообща, выполняя вместе общее дело, помогая друг другу, дети учатся жить в коллективе и нести ответственность за порученное им дело. Только в коллективе формируется такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.

Коллективный труд дает воспитателю возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение корректно обращаться за помощью и с просьбой друг к другу, договариваться о совместных действиях, оказывать помощь ближнему. Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, умению распределять силы и преодолевать трудности, дисциплинирует, способствует воспитанию самостоятельности, инициативе, стремлению хорошо выполнять работу, прививает привычку к сотрудничеству.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой, при общей цели (навести порядок в группе), каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При такой форме организации работы в детском саду каждый ребенок имеет свой участок деятельности и несет ответственность только за себя. Даже при условии выполнения одного задания двум детям, каждый из них трудится самостоятельно.

Рассматривая совместный труд Р.С. Буре предлагает распределять детей на подгруппы. Каждая подгруппа имеет свое трудовое задание, а внутри подгруппы ребята трудятся «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой моет, третий протирает, четвертый снова ставит их на полку (1, с.26).

Коллективный труд объединяет общественную направленность выполняемой деятельности. Это означает, что результатом труда всегда выступает общая польза для всех. Разница же заключается в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений детей.

Рассматривая различные виды труда старших дошкольников, необходимо остановиться на скорости и качестве выполнения заданий. При нарушении общего темпа работы, или выполнении задания не качественно происходит разрыв общей цепочки деятельности. В этом случае ребята регулируют взаимодействие уже самостоятельно.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети совместно с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, оказывают помощь и поддержку товарищу, если это необходимо, стараются качественно выполнить порученное им общее дело. В данном процессе воспитатель должен заблаговременно спланировать педагогические ситуации, которые будут побуждать детей к установлению эффективного взаимоотношения. Педагог не должен допускать случайных объединений ребят, должен продумать,  кого и с кем поставить в пару,  в зависимости от сформированных умений и навыков детей. Коллективная форма и называется коллективной, потому что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (2, с.40-41).

Зачастую коллективный труд организовывается во время прогулки – в первой половине дня, в групповой комнате – во второй половине дня. При необходимости воспитатель помогает детям старшего дошкольного возраста договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними. Кроме того, задача воспитателя состоит в том, чтобы он подсказывал детям, как необходимо поступить в зависимости от создавшейся ситуации.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта. Исследования показывают, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, учитывая сформированные навыки. Так же положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. «Радость труда – могучая воспитательная сила»,-писал В.А. Сухомлинский.

        Список используемой литературы

1)Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2014 – 26 С.

2)Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука ХХI века – 2015 - №3 – С. 40-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Коллективный труд" в старшей группе

Формирование положительного отношения к труду и его результатам....

Конспект коллективного труда в старшей группе.

Самостоятельное проведение коллективного труда с детьми дошкольного возраста.Цель: совершенствование практических умений и навыков по планированию коллективного труда с группой детей дошкольного возра...

Краткосрочный проект Тема: «Коллективный труд детей старшего дошкольного возраста»

Проблема:Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные з...

Технологическая карта по организации коллективного труда в старшем дошкольном возрасте "Стирка кукольного белья"

Возрастная группа: старшаяТема: «Стирка кукольного белья»Вид труда: хозяйственно-бытовойФорма: коллективный трудЗадачи.Образовательные.Учить трудиться сообща в определенной последовательно...

КОНСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

КОНСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ....

Конспект организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста «Мытье игрушек»

 Организация коллективного труда напрвлена на.закрепление у детей умений и навыков в правильном использовании уборочного инвентаря - протирание пыли,  игрушек,  уборка их на мест...

конспект коллективного труда в старшей группе "Дом быта "Солнышко"

Трудовой процесс по мытью игрушек организован в форме ролевой игры "Дом быта"....