Доклад к родительскому собранию «Значение музыкально-ритмической деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
классный час

Тимофеева Татьяна Владимировна

Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально-ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных возможностей музыки и разнообразных движений (физических, музыкальноигровых, танцевальных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_2021.docx28.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Умка» г. Павлово

Доклад к родительскому собранию

«Значение музыкально-ритмической деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Тимофеева Т.В.

2021г.


Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально-ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных возможностей музыки и разнообразных движений (физических, музыкальноигровых, танцевальных).Ритмика получила широкое распространение в XX столетии во многих странах Европы и в России. Однако идея синтеза музыки и движения высказывалась еще философами древней Греции (например, Платоном), где музыка имела особое значение в воспитании и образовании подрастающего поколения, объединяя поэзию, танец, философию и творчество. Огромный вклад в развитие теории и методики музыкально-ритмического воспитания внес известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865—1950), который в начале XX в. выдвинул идею использования движений как средства развития музыкальности детей и формирования у них представлений об особенностях музыки как искусства. По мнению Э. Ж.-Далькроза, с первых лет жизни ребенка следует развивать в нем так называемое «мышечное чувство», то есть умение различать напряженное и ненапряженное состояние мышц. В зависимости от характера звучания музыки одно и то же движение может исполняться по-разному — с большим или меньшим напряжением мышц, с внезапным или постепенным напряжением или расслаблением мышц и суставов. Э. Ж.-Далькроз разработал систему музыкально-ритмических упражнений, в которой основой является музыка, поскольку она — «идеальный образец организованного движения».Прогрессивные идеи Э. Ж.-Далькроза получили широкое распространение во многих странах мира. На них было основано музыкальноритмическое воспитание и в нашей стране, благодаря усилиям известных отечественных ритмистов — Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, М. А. Румер, Е. В. Коноровой и др. Эти специалисты уделяли большое внимание подбору музыкального репертуара для занятий ритмикой, считая, что для этой цели должны использоваться высокохудожественные произведения классической музыки, народной, а также произведения современных композиторов, отличающиеся яркостью, динамичностью музыкальных образов.Система дошкольного музыкально-ритмического воспитания создавалась усилиями таких педагогов-музыкантов, как М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, Н. А. Ветлугина, А. В. Кене- ман, С. Д. Руднева и др. Они внесли огромный вклад в развитие теории и методики музыкально-ритмического воспитания детей, справедливо считая восприятие музыки ведущим в этом процессе, а движение — средством ее познания.

Движение в ритмике используется как способ активизации музыкального восприятия и развития эмоциональной отзывчивости на музыку. В движениях отражаются характер, настроения музыкального произведения, поэтому качество ритмических движений зависит от их выразительности, тесной взаимосвязи с музыкой. «Движение, подобно музыке, располагается во времени. В соответствии с ритмом меняется характер движений, их направление и форма, развертывается тот или иной рисунок танца, упражнения. Контрастность и повторность построений музыкальных произведений вызывают по аналогии контрастный характер движений или их повторность. Ритмические рисунки, акценты легко воспроизводятся движениями рук, ног. Динамические и темповые изменения влекут за собой разную степень напряженности и скорости движений, изменение их амплитуды и направления». Основой ритмики является формирование у детей восприятия музыкальных образов и способности выражения их в движении. Музыкальный образ, как выражение эмоционального содержания музыки, возникает в результате сочетания разнообразных средств музыкальной выразительности. В процессе движения можно почувствовать выразительность мелодической линии, ладовую окрашенность, гармонию, различные нюансы. Главное же, что может быть выражено средствами движения, — это развитие и смена музыкальных образов, структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические изменения. Поэтому музыкально-ритмические движения — средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования чувства ритма. В музыкальном развитии ребенка особо важная роль принадлежит развитию музыкальных способностей. Следует отметить, что их развитие тесным образом связано не только со слуховыми, но и с мышечными ощущениями. Музыкально-ритмическая деятельность как раз и является одним из видов музыкальной деятельности, в котором мышечные ощущения развиваются у детей особенно активно.Известный отечественный психолог и музыкант Б. М. Теплов отмечал, что главным признаком музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать ее настроению. Выразителями определенного содержания музыки он считал прежде всего звуковысотные и ритмические движения. Чувство ритма выделено им как одна из основных музыкальных способностей, необходимая как при восприятии музыки, так и при движении под музыку. Эта способность связана с активным (двигательным) переживанием музыки, ощущением эмоциональной выразительности музыкального ритма и умением точно его воспроизводить. Как показывают исследования, чувство ритма развивается у детей достаточно рано, примерно к А—5 годам.Важные положения, высказанные Б. М. Тепловым, получили подтверждение в исследованиях А. В. Кенеман и Н. А. Ветлугиной, посвященных выявлению роли музыкально-ритмической деятельности в развитии способностей дошкольника. В них подчеркивалось, что в движениях под музыку, в том числе в музыкальных играх, у детей развиваются музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, ладовое чувство и чувство ритма). Было установлено, что музыкальноритмическая деятельность способствует формированию творческих способностей, а также общему развитию ребенка, его личностному становлению — положительному оценочному отношению к музыке, развитию воображения, мышления, памяти, находчивости, инициативы и др.Специалисты в области ритмики отмечают, что полноценное восприятие музыки детьми и способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем целенаправленной организации восприятия музыки и самих движений детей.Многие исследователи подчеркивают особую чувствительность детей к ритму, в частности, к музыкальному ритму (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. В. Кенеман, М. Л. Палавандишвили и др.). Музыка вызывает у детей разнообразные двигательные реакции и эмоциональные переживания. Благодаря организованным движениям ребенок может почувствовать и пережить образно-смысловое содержание музыки, ее метрическую пульсацию, ритмические акценты, чередование частей, музыкальных фраз, те изменения, которые связаны с характерными выразительными особенностями произведения. Одновременно ребенок получает естественные возможности для удовлетворения своих собственных потребностей в движении и в творческом самовыражении.Н. А. Ветлугина сделала вывод о том, что, вызывая у детей определенные двигательные реакции путем подбора соответствующих музыкальных произведений, возможно влиять на качество движений. Ею было установлено, что музыка вызывает у детей определенное настроение, эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают определенный характер. Таким образом, движение создает условия для более полного, осмысленного восприятия музыкального произведения, его особенностей, а музыка придает выразительность характеру движений, способствует их координации и произвольности. Так, например, звучание бодрого марша вызывает четкие подчеркнутые движения рук и ног. Спокойный характер музыки вызывает желание двигаться не спеша, используя мягкие плавные движения. Музыка, так же как и движение, располагается во времени. Развитие музыкальных образов, принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения или его повторность. Простейшие ритмические рисунки, акценты могут воспроизводиться в хлопках, притопывании, динамические и темповые изменения в музыке вызывают в движениях разную скорость, амплитуду, направление. При этом музыка является ведущей стороной, поскольку ее характер, программа, жанр, совокупность выразительных средств определяют вид, характер, построение движений. Движения становятся средствами выражения художественных образов музыки, поэтому эмоциональное переживание должно пронизывать, окрашивать как восприятие музыки, так и движение под нее. Музыка вызывает у детей моторную реакцию, которая часто остается скрытой. В то же время ребенок чаще всего выражает свое отношение к музыке именно через движение, поэтому нужно создавать условия для естественного выявления моторных реакций в движениях всего тела, воспитывая у детей творческую активность и воображение.

В процессе музыкально-ритмических движений развивается музыкальность детей. Она характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности — чувствовать музыкальный образ. Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. В связи с этим можно говорить о том, что в музыкально-ритмической деятельности развивается активность музыкального восприятия,усиливается его эмоциональная окрашенность, а движения под музыку становятся более выразительными, изящными, координированными.Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научит его правильно воспринимать язык музыкальных образов.В сфере музыкально-ритмической деятельности приобщение детей к музыке идет посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.Занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, зачем ведется данная работа.

Музыкально-ритмическая деятельность способствует физическому развитию детей:

- совершенствуется координация движений,

- улучшается осанка,

- повышается жизненный тонус,

все это создает бодрое, радостное настроение у ребенка и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

  Каждое музыкальное занятие в детском саду включает в себя следующие разделы:

  1. музыкально – ритмические движения;
  2. слушание музыки;
  3. пение;
  4. танец или игра.

Педагоги, которые приводят на музыкальное занятие детей должны иметь основное представление о содержании каждого из разделов.

Одним из разделов музыкального занятия является музыкально - ритмические движения.

Раздел музыкально – ритмические движения включает не только развитие чувства ритма у ребёнка через музыку, пластичность движений, но и умение сопереживать музыки, её характер совместно со своими сверстниками.

В музыкально – ритмических движениях младших группах необходимо использовать игровые моменты «Ножками затопали» - дети идут, высоко поднимая колени.

С окончанием музыки : «Топ-топ-стоп!» дети останавливаются. Игровой момент: дети поглаживают свои колени, хвалят свои ножки. Главное, чтобы дети выполняли движения с удовольствием. В каждом возрасте у детей есть свои музыкальные задачи. Дети больше и больше начинают прислушиваться к музыке и выполнять более сложные движения.

Дети младшей группы могут выполнять притоп одной ногой, выставление ножки на пятку, кружение вокруг себя, вертушки (фонарики) руками, и к концу года начинают проявлять некоторую самостоятельность, различать 2-х частную форму (ходим – бегаем, шагаем – прыгаем и т. п)

В средней группе расширяются знания новых движений, приобретаются навыки и умения. Дети начинают прислушиваться к ритму музыки и могут выполнять движения с предметами: флажками, кубиками.

Осваивают в соответствии с временем года: листочки, мишуру, погремушки, цветочки, флажки. Движения становятся более плавными, осмысленными. Бег – лёгкий на носочках. Дети средней группы различают правую и левую руки и ноги, выполняют прямой галоп. К концу года начинают выполнять движение "шаг с подскоком". Дети средней группы приобретая эмоциональный опыт, проявляют творчество.

Они выполняют движения по показу, и только более развитые дети выполняют движения самостоятельно, инсценируя песни и хороводы.

Дети старшей группы имеют определённый запас музыкально - ритмических движений: шаг с подскоком, прямой и боковой галоп, приставной шаг, осваивают хороводные движения, комбинированные шаги, знакомы с сужением и расширением круга, самостоятельно могут строить круг, водить хоровод. Дети подходят к освоению движений осмысленно - делят самостоятельно хоровод на части, могут завивать и развивать "Капустку". Показ воспитателя и его направляющая роль ещё остаётся. Дети подготовительной группы более самостоятельны, по просьбе воспитателя они могут выполнять почти все музыкально - ритмические движения на прибегая к посторонней помощи.

У детей подготовительной группы более развиты навыки и умения, они самостоятельно выполняют сложные движения как - переменный шаг, шаг с подковырками, дроби, комбинированные шаги. Дети инсценируют песни, хороводы привлекая все полученные знания, у них развивается творчество и креативность на основе ранее полученных знаний.

Все движения дети выполняют самостоятельно, воспитатель даёт только словесные указания. Музыкально - ритмические движения дети могут выполнять и по показу более развитого ребёнка.

Дети с нарушением двигательной активности выполняют музыкально - ритмические движения по их силам и умениям.

Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т.е. можно говорить о становлении творческого воображения.

        Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Каждое музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.

        Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.

Развитие музыкально-ритмических движений дошкольников осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, сюжетно-образных драматизациях, доступных и интересных детям.

Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игрыМузыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Важным видом музыкально - ритмического движения являются пляскиОни активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

Ещё одним видом музыкально-ритмического движения являются упражнения. Упражнение – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

Сюжетно-образной драматизации на занятиях музыкой отводится определенное место, так как дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными.

Таким образом, значение музыкально-ритмических движений в жизни детей дошкольного возраста заключается в том, что они развивают музыкальные способности и обогащают эмоциональный мир детей, воспитывают активность, дисциплинированность, развивают познавательные способности и наряду с этим способствуют физическому совершенствованию организма, что ещё раз подтверждает актуальность темы данной работы.

Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

Таким образом, значение музыкально-ритмических движений в жизни детей дошкольного возраста заключается в том, что они развивают музыкальные способности и обогащают эмоциональный мир детей, воспитывают активность, дисциплинированность, развивают познавательные способности и наряду с этим способствуют физическому совершенствованию организма, что ещё раз подтверждает актуальность темы данной работы.

Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально – ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки.

Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».Статья муз.руководителя ГБДОУ детский сад №136 компенсирующего вида Выборгского района Са...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».

Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей. «Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»...

«Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично...

Музыкально-ритмическое занятие "Зимующие птицы" для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Музыкально-ритмическое занятие "Зимующие птицы" для детей дошкольного возраста 6-7 лет на закрепление знания детей о зимующих птицах через музыкальную деятельность....