Мастер - класс "Развитие музыкально – ритмических движений в музыкальной деятельности детей"
методическая разработка (младшая группа)

Тимофеева Татьяна Владимировна

Музыкальное воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста музыкальный руководитель осуществляет с помощью основных видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкальных игр, игре на музыкальных инструментах. Особое место занимают музыкально-ритмические движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022g.master_-_klass.docx23.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Умка»  г Павлово

Мастер – класс для педагогов

« Развитие музыкально – ритмических движений в музыкальной деятельности детей»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Тимофеева Т.В.

2022г.


Музыкальное воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста музыкальный руководитель осуществляет с помощью основных видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкальных игр, игре на музыкальных инструментах. Особое место занимают музыкально-ритмические движения.

В процессе обучения дошкольников музыкально – ритмическим движениям решается такая важная задача, как укрепление здоровья детей. Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.

Занятия музыкально-ритмической деятельностью, помогают развивать воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с различных позиций.

Помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных движений.

Музыкально-ритмические движения способствуют развитию музыкального слуха, ритма, речи, интеллекта, мышления, памяти.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: музыкально – ритмические движения не только всесторонне развивают детей, но и способствуют укреплению детского здоровья.

Поэтому, одним из главных направлений работы музыкального руководителя является развитие музыкально – ритмических движений у детей

Давайте, рассмотрим основные виды музыкально - ритмических движений, которые используются на музыкальных занятиях.

Музыкально-ритмические упражнения включают целый комплекс.

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях, построения, перестроения. Эти упражнения формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

 (Физкульт-ура Чичков, торжественный марш.) (Показ).

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. (речевые игры, пальчиковая гимнастика, музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, музыкально – речевые игры и др). К этому списку относится и логоритмика. Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы и т. д. практически рассмотрим примеры логоритмики.

Предлагаю педагогам  логоритмическую игру:

 «Похлопаем в ладошки» Макшанцева.

3. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности.

В играх присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. В играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку. Перед детьми в игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведения. Для мотивации детей используются музыкальные инструменты, игрушки. Например, «Игра с бубнами». При разучивании несюжетной игры сначала дается слушание музыки,  затем я спрашиваю детей, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? То есть здесь мы стремимся научить детей самостоятельно разбираться в характере музыки и форме музыкального произведения. Затем мы объясняем и показываем игру.

Танцевальные движения.

В работе над танцем большое значение имеет подготовительная работа. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры.

Рассмотрим пример разучивания движений с детьми шага с носка. Упражнение «Ледяное царство»

Описание: «Мы попали с вами в царство, где все из стекла — стены, потолок, пол. В глубине зала, где мы находимся, — дверь, за которой спит заколдованная злой феей такая же маленькая девочка (мальчик, как и вы. Если мы сумеем пройти так, как я вам сейчас покажу, чтобы стеклянный пол не разбился, то двери откроются, и девочка проснется. Мы возьмем ее к себе, и она будет играть и веселиться вместе с нами».

 После рассказа я покажу  и объясню, как надо двигаться: «Встаньте прямо, плечи не поднимайте и не напрягайте, голову держите прямо, тогда ногам будет легче ступать. Ступать следует аккуратно, ногу ставить с носочка, чтобы не повредить пол».

 Незаметно для детей одновременно с усвоением правильного движения шагом начинается формирование осанки и постановки головы. При изучении всех последующих движений, задач, этюдов педагог должен напоминать детям о том, как следует ходить — ставить ногу с носка, корпус и голову держать прямо, поскольку из этих элементов состоит основа будущей танцевальной культуры.

Музыкально-ритмическая деятельность неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства,  воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре, в частности. Когда смотришь на танцующего, то, кажется как легко и просто все исполняется, но за этой легкостью стоит большой и напряженный труд, как ребенка, так и педагога. Танец- это итог работы.

Танцевальное творчество

Если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально "выплескивают" свои эмоции. Ритм можно "переживать". И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить движения, их последовательность, мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Приемы

Имитация

Игровой прием «Рисуем цветочек» или «Выставление ноги на носок» - используется во всех возрастных группах. Этот прием очень эффективен на практике, потому что просто добиться вытягивания носка у ребенка сложно. Как только начинаешь с ним играть в карандашик, который рисует цветочек, то дети проявляют свое воображение дополняя движение «как-бы цветным карандашиком». Цветной карандашик может определяться по цвету колготок, носочек, гольф. А если еще и подбадривать детей словами отточенный, новенький, остренький, положительный результат не заставит себя ждать. Как только был найден образ карандашика, отточенного – всё! – ни о каком согнутом колене уже не было и речи!

Осанка.

В процессе занятий важным является постановка спины или формирования правильной осанки. Осанкой принято называть способности человека держать свое тело в различных положениях. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать корпус и голову прямо. Ребенок, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно.

Предлагаю педагогам выполнить упражнение

Упражнение «Строим домик»

Цель – Постановка корпуса

Рассказать детям, что мы сейчас будем строить домик волшебный. Почему волшебный, потому, что мы его строим сверху – вниз:

-шея тянется вверх,

- плечи вниз опускаем,

- лопатки собрали и «завязали в узелочек» на красивую ленточку,- животик втянули,

«хвостик» спрятали

- колени ровные.

Язык

Так называемый птичий язык или как его еще называют в методике «условный язык».

 Например, при кружении еле заметно кручу пальчик перед собой, а при выполнении лодочки складываю ладони перед собой гнездышком, ладони сомкнуты- ноги вместе, круг, два круга, приставной шаг, покачиваня корпуса влево-вправо, поворот. Если дети уже хорошо знают порядок движения в танце, то им эти подсказки- скорее нужны как психологическая поддержка.

Исполнение ритмического рисунка.

При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения) можно использовать следующие приемы: выложить ритмический рисунок на фланелеграфе, прохлопать, протопать, проиграть на музыкальном инструменте этот ритмический рисунок, или готовый, пройти его шагами; прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди; пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя)

Предлагаю педагогам провести игру «Ритм и ласковое слово»

Первому участнику нужно пропеть свое имя, хлопнув при  этом в ладоши столько раз, сколько слогов в имени. Все остальные участники пропевают ласково имя первого участника, шлепая при этом по коленям. И так пропевают свои имена все участники.

(Пример: Первый участник – «Та-ня», остальные участники – «Та-неч-ка»)

«Музыкально – ритмическая игра Новоселье у Гномов» (Видео)

Для развития  музыкально – ритмических движений используются схемы танца, танцевальных движений.

Музыкально-ритмические движения – это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения развития музыкальности дошкольников и формирования их творческих качеств личности.

Музыкально-ритмические движения обеспечивают выход повышенной двигательной энергии ребенка, способствуют организации рационального двигательного режима дошкольника и развитию его музыкальности. Учат управлять своим телом, а музыка вносит в этот процесс свойственную ей гармонию. Ведь все музыкально — ритмические движения выполняют общую задачу: добиться слитности характера движений и музыки.

Последовательная, систематическая работа над решение задач музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональному динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»

Мастер-класс по теме «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»...

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...

Мастер-класс по теме «Особенности изучения музыкально-ритмических движений и элементов творчества и у детей дошкольного возраста.»

Выступление на РМО музыкальных руководителей в рамках Единого Методического Дня  «Влияние музыки на познавательно-речевое развитие, двигательную активность детей дошкольного возраста&r...

Консультация для родителей. «Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»...

«Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»

Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично...