«Детское волонтерство как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
материал

Тараканова Анастасия Михайловна

Детское волонтерство – это новая форма общения в социальном окружении,  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников - младшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_volonterstvo_1.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3

 

«Детское волонтерство как средство социально нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

 

Подготовила:

Воспитатель Тараканова А.М.

г. Красноуральск

 

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой сказал: 

«Чтобы поверить в добро, надо его делать»

Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость.

 Исходя из этого, внедрила и реализую авторскую технологию социализации Натальи Петровны Гришаевой «Дети-волонтёры». 

Детское волонтерство – это новая форма общения в социальном окружении, которое предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников - младшим.

В соответствии с этим основной целью реализации технологии «Дети-волонтеры» является: формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Работа по данной технологии ведется системно в соответствии с разработанным планом.

1 этап организации работы Волонтерского движения – Внедрение педагогической технологии «Дети-волонтёры»

На этапе внедрения технологии «Дети - волонтёры», первоочередной задачей с детьми является–мотивация детей на волонтёрскую деятельность.

На данном этапе с детьми были проведены следующие мероприятия:

  1. Беседы с обыгрыванием проблемных ситуаций по темам «Что значит добрый человек?»«Что такое добро?»«Как поделиться добротой?» 
  2. Чтение художественной литературы: такой как «Два жадных медвежонка»«Искорки добра», В. А. Сухомлинский   В. Катаев «Цветик – семицветик»,  
  3. Обыгрывание русские народные сказки о дружбе.
  4. Слушание детские песни о доброте и дружбе.
  5.  И конечно же   играли в игры, где ребята дарили свои объятья, улыбки друг другу и свои добрые сердечки.   «Объятия», Игра «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек, Игра «Тропинка», «Гномики», Игра «Раздувайся пузырь», Игра «Паровозик», «Пирамида любви» и т.д.

 Таким образом, после проведенной предварительной работы все мои воспитанники волонтерское движение приняли с большим интересом и на мой вопрос «Кто хочет помогать?»  

Все громко ответили «Я хочу помогать!»   

Начался второй этап работы- Формирование волонтёрского движения:

Визуальный образ нашего волонтёрского отряда начинался с обсуждения девиза, эмблемы.

  Например, для этого из предложенных эмблем ребята, выбрали наиболее понравившуюся.

А к выбору девиза подключились и родители.

Официальное принятие в волонтеры прошло с участием уже более опытного отряда детей волонтеров из школы № 8.

Итак, сформировалась команда Детей – Волонтёров – «Добро начинается с меня».

На языке детей «Дети волонтёры» означает – делай добрые дела!

Поэтому мы дальше с детьми отправились в Путешествие в мир добрых дел и поступков.

3 этап организации работы Волонтерского движения -

«Путешествие в мир добрых дел и поступков»

 В мире добрых дел и поступков волонтёры занимались с малышами в различных режимных моментах.

Утром и после сна вместе с малышами делаем зарядку, оказываем помощь при одевании детей на прогулку, на прогулке помогаем расчищать участок от листьев, и снега, а после прогулки помогаем ребятишкам умываться перед обедом.

Но любимой волонтёрами движением являются игры с малышами, ведь волонтеры, как и все дети, любят играть: но при этом они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.

Нашими детьми-волонтёрами организована «Книжкина больница», где они с большим старанием лечат книжки вместе с малышами.

Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца.

 Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.

 Сказки учат доброте, ласке, дружбе и труду. Хорошо, когда сказку можно не только услышать, но и увидеть. Дети нашей группы регулярно показывают малышам инсценировки любимых сказок. Ребята в такие моменты очень эмоциональны, с большим удовольствием перевоплощаются в персонажей сказок, переживая происходящие в них события. Их выступление всегда выразительны и яркие.

Наше волонтерское движение является активным участником не только акций на уровне ДОУ, но и на уровне города. Так, например, мы с ребятами приняли участие в акции «День книгодарения».

Книга во все времена считалась самым лучшим подарком, ведь книга – это великий дар, способный творить чудеса. И каждый может подарить это чудо окружающим. К акции мы подошли творчески: ребята совместно с родителями своими руками создали интересные книжки-малышки, про которые сами рассказали малышам, а после торжественно вручили их, а малыши с благодарностью их приняли и рассматривали с большим интересом.

Также мы собрали книги для сельской библиотеки. Родители с детьми принесли прочитанные книги из домашней библиотеки и подарили им вторую жизнь, чтобы подаренная книга доставила радость своим новым читателям. Собранные книги, мы передали директору библиотеки филиала №2, поселок Дачный, городского округа город Красноуральск, которая выразила ребятишкам огромную благодарность, отметив их огромный вклад в пополнение  фонда сельской   библиотеки.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия необходимы для их благоприятного роста  и развития. Мы стараемся создавать условия для того, чтобы дошкольники на деле проявляли заботу о природе.

С этой целью мы приняли участие в городской акции «Огород на окне». Дети с   большим желанием помогали «сажать огород», а затем с интересом наблюдали за ростом растений. Большую помощь в оформлении огородов оказали и родители. Они помогали с землей, горшками, приносили семена различных растений и   группе появился небольшой огородик, в котором представлено   разнообразие огородных растений лук, петрушка, укроп, огурцы, помидоры, а также цветочные растения. Фотографии нашего огорода были размещены в социальной сети В Контакте и получен сертификат за участие в акции.

Отдельно хочется сказать об масштабной всероссийской акции #СвоихНеБросае#, которая прошла в городах России и сплотила сотни россиян и наши дети волонтеры не остались в стороне и присоединились к этой акции.

Сейчас наши солдаты нуждаются в поддержке, в теплых словах благодарности, внимание и любви. Наши ребята нарисовали рисунки, и совместно с родителями были собраны посылки «Поддержим наших», благодаря им, наши российские солдаты увидят нашу благодарность, почувствуют нашу любовь и поддержку. Пусть наши солдаты знают, что мы гордимся ими, что они самые лучшие и самые смелые.

Немаловажная задача - научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему. Хорошей традицией нашей группы стало участие детей и их родителей в акции «Братья наши меньшие».  Во время проведения акции в группе с детьми проводились беседы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», составили рассказы из личного опыта «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме», «Как вести себя с животными», «Как я помогал животным», читали художественную литературу: С. Маршак «Усатый полосатый», Г. Новицкая. «Дворняжка», А. Дмитриев «Незнакомая кошка».

Результатом проделанной работы стало проявление у детей неравнодушного отношения  к братьям нашим меньшим и для них были собраны и переданы в приют «Девять жизней» корма, пеленки, наполнители для туалета, кормушки.

4 этап организации работы Волонтерского движения - Рефлексия

Ежедневно с детьми волонтёрами проводим рефлексию. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Для детей дошкольного возраста внешние атрибуты любой деятельности весьма привлекательны.

Они исполняют роль внешнего мотива, стимула, позволяют поддерживать интерес к данной работе длительное время.  

Эту же цель я преследую, оформляя совместно с детьми и родителями фотовыставки, выставку рисунков «Поделись своей добротой».

Все это происходит непосредственно, в игровой форме.  

Волонтерское движение – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

И может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа.

 Но все же, хотя наше движение существует не так давно, уже можно сделать выводы:         

Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми отмечается, что:

1. дети имеют представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям);

 2. Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Дети – волонтёры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим.

Волонтерское движение нашей группы будет работать и в дальнейшем, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...

Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"

   Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора ку...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...