Материал выступления на городских педагогических чтениях на тему: «Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических пособий и игр».
статья

Клименко Тамара Николаевна

Материал статьи посвящен разработанным мной играм и пособиям для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.

В статье раскрыты актуальность, цель, задачи, практическая значимость пособий и игр, а также принципы, в соответствии с которыми осуществлялась их разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_klimenko_na_pedagogicheskih_chteniyah.docx48.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

«Детский сад № 13»

Материал выступления на городских педагогических чтениях на тему:

«Музыкально-ритмическое развитие

детей дошкольного возраста

средствами дидактических пособий и игр».

автор: музыкальный руководитель

Клименко Т.Н.

г. Миасс

2023 г.

Содержание

№ п.п.

Наименование раздела

№ стр.

Вступительное слово ……………………………………..

2

Описание разработок музыкально-дидактических игр и пособий ……………………………………………………

2

2.1.

Дидактическое пособие «Мнемокартинки» …….............

2

2.2.

Музыкально-дидактическая игра «Говорим и поём ритмослогами» ……………………………………………

3

2.3.

Дидактическое пособие «В нашем оркестре» …………..

5

2.4.

Мультимедийная игра «Весенний оркестр» …………….

6

3.

Заключительная часть ……………………………………

6

4.

Список использованных источников …………………..

7

  1. Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада Вас видеть.

Своё выступление я посвящаю теме музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста средствами дидактических пособий и игр.

Музыкально-дидактические игры помогают мне решать целый спектр задач по развитию музыкально-ритмических способностей, музыкальности, речи и личности ребенка во всех его проявлениях.

Разработка игр и пособий осуществляется мной на основе принципов педагогической концепции немецкого композитора и педагога Карла Орфа, а именно:

  1. Обучение в действии в игровой форме.
  2. Нацеленность на детей с разным уровнем развития навыков и способностей, даровитых и менее способных за счет:
  • элементарного музицирования – простого, доступного каждому, но не примитивного, когда настроение и ритм музыки воспроизводятся с помощью элементарных инструментов - звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и простейших музыкальных и шумовых инструментов.
  • несложных ритмоформул.
  • простейших поэтических форм – считалок, попевок, загадок, малых жанров народного фольклора (заклички, дразнилки и т.п.).
  • элементарных танцевальных движений.

При этом, именно совместное элементарное музицирование позволяет наиболее естественно, пусть и не в полной мере, но «сгладить» различие между детьми в уровне развития.  

  1. Синтез музыки, слова и движения, ведь ритм осознается и осваивается только в движении.

Поэтому, характер, высота, динамика, тембр, гармония музыкального произведения отображается через слово и движение.

  1. Описание разработок музыкально-дидактических игр и пособий.

2.1 Дидактическое пособие «Мнемокартинки».

Первый вид разработанных мной пособий - это комплекты мнемокартинок для разучивания песен и стихотворений.

В переводе с греческого мнемотехника означает «искусство запоминания».

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей в дошкольном возрасте преобладает зрительно - образная память.

Ребёнку гораздо проще запомнить какую-либо информацию, если он сможет ее с чем-то ассоциировать.

Применение мнемокартинок позволяет значительно облегчить процесс запоминания и разучивания песен и, в целом, сделать привлекательным процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи за счёт обогащения зрительного восприятия красочными изображениями образов песни или стихотворения, которые представлены в доступной для понимания детьми форме.

Мнемокартинки решают также такие задачи, как:

  1. Развитие слуховой и зрительной памяти, ассоциативного мышления, воображения, внимания, наблюдательности.
  2. Обогащение словарного запаса, формирование связной речи.
  3. Формирование положительного эмоционального настроя и раскрепощение детей.
  4. Формирование предпосылок к самообучению, самоанализу.

Последовательность разучивания песни по мнемокартинкам:

  1. Прослушивание музыкального произведения.
  2. Беседа педагога с детьми о характере и содержании произведения.
  3. Определение соответствия мнемокартинок тексту и персонажам произведения.
  4. Разучивание произведения, с последующим исполнением при помощи соответствующих тексту картинок.
  5. Самостоятельное выкладывание детьми дорожки из хаотично расположенных мнемокартинок в соответствии с содержанием произведения.

Для развития способности к творчеству, импровизации возможны дальнейшие варианты использования пособия - исполнение песни по мнемокартинкам в сопровождении звучащими жестами, музыкальными и шумовыми инструментами, образными движениями.

Хочу Вас предостеречь, что не нужно злоупотреблять мнемокартинками и использовать их в том случае, когда понять и запомнить содержание стихотворения или музыкального произведения слишком легко, так как это будет препятствовать развитию мыслительных процессов и самостоятельности ребенка.

2.2 Музыкально-дидактическая игра «Говорим и поём ритмослогами».

Следующее дидактическое игровое пособие «Говорим и поём ритмослогами» я изготовила и использую для воспроизведения ритма стихотворений и музыкальных произведений ритмослогами.

В целом дидактические игры с ритмослогами облегчают запоминание текста песен, стихов и ритма музыкального произведения, активизируют к ним интерес и позволяют развивать:

  • музыкальный слух.
  • навык точного воспроизведения ритмического рисунка.
  • зрительно-моторную координацию.
  • связную речь, внимание, волю, память, ассоциативное мышление.
  • творческие способности, в том числе моделирование собственных ритмических формул.

Дидактический материал игр представляет собой ритмические карточки с изображениями звуков разной длительности в виде определенных образов (предметов, музыкальных инструментов) и геометрических фигур.

Пособие состоит из двух комплектов.

Первый комплект представлен карточками с готовой ритмической формулой в виде изображений нескольких звуков разной или одинаковой длительности, расположенных в определенной последовательности и с определенным интервалом.

Они позволяют распознавать по ритму мелодию или песню, а также облегчают их разучивание.

Под изображениями звуков размещен текст в виде отдельных слогов, который нужно произносить в определенном темпе, выделяя сильную  и слабую долю.

Каждому звуку соответствует свой слог.

Для первого комплекта я изготовила карточки:

  1. Для разучивания отрывка придуманного мной стихотворения «Маленький гномик»:
  • «Дудочки» с ритмослогами на основе долгих звуков «Ду», коротких «Ди»:

Ду-ду, ди-ди-ди.

Ту-ту, ти-ти-ти.

  • «Музыкальные колокольчики» с ритмослогами на основе долгих звуков «Динь», «Бам», коротких «Дон», «Бом»:

Динь-динь, дон-дон-дон!  Бам-бам, бом-бом-бом!

  1. «Мяч» для отрывка из песни «Мяч», музыка Ю. Чичкова, слова З. Петровой с ритмослогами: Прыг-скок, Прыг-скок, Не-по-се-да мя-чик!
  2. «Барабанщик» для отрывка из песни «Барабанщик», музыка М. Красева, слова Н.  Найдёновой.

Тра-та-та! Тра-та-та! Дай-те па-ло-чки вы мне.

Второй комплект состоит из карточек, на каждой из которых изображен только один звук определенной длительности.

Например, это карточки с изображением цветочков красного цвета и колокольчиков. Здесь для повышения интереса детей к разучиванию репертуара я использую ситуацию соревнования в воспроизведении ритма разными командами детей. Карточки с красными цветочками для первой команды и колокольчики для второй команды.

Использование карточек с изображением одного звука позволяет детям самостоятельно выкладывать ритмическую формулу прослушанной мелодии.

Также отдельные карточки с изображением звука определенной длительности активизируют детей к творчеству, позволяя моделировать, придумывая собственные ритмические формулы.

Вообще, вариативность игр с ритмическими карточками заключается в сочетании ритмослогов с движениями тела, «звучащими жестами» (хлопками, шлепками, щелчками и т.д.), музыкальными инструментами.

2.3 Дидактическое пособие «В нашем оркестре».

Для развития навыка ансамблевого музицирования я использую музыкально-дидактическую игру «В нашем оркестре».

Эта игра помогает решать такие задачи:

  1. Закрепление знаний детей об инструментах (название, внешний вид, звучание).
  2. Формирование навыка правильного звукоизвлечения разными приёмами.
  3. Развитие навыка точной передачи ритмического рисунка.
  4. Формирование умения одновременно начинать и заканчивать игру.
  5. Формирование умения исполнять музыкальное произведение от начала до конца в едином темпе.
  6. Формирование умения своевременно вступать и заканчивать свою партию.
  7. Формирование навыка игры на различных музыкальных инструментах.

Дидактический материал включает  карточки с  изображением музыкальных и шумовых инструментов. Размер изображения на карточках соответствует звуку определенной длительности для выкладывания ритмической формулы.

Комплект карточек включает следующие карточки: колокольчик, металлофон, бубен, ложки, цветы.

Варианты игры различны:

  1. Выбор детьми карточки с изображением инструмента при:
  • отгадывании загадок про инструменты.
  • определении инструмента по звучанию.
  1. Выбор детьми инструмента и начало своей партии в оркестре в соответствии с изображением на карточке, показываемой педагогом.
  2. Воспроизведение детьми ритма по карточкам.
  3. Поисковая деятельность:
  • составление детьми рассказа про инструмент, изображённый на карточке.
  • моделирование ритма знакомой мелодии и последовательности вступления музыкальных инструментов.

       Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования, и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.

2.4 Мультимедийная игра «Весенний оркестр».

Ещё один вариант музыкально - ритмического развития детей в игровой форме -  это мультимедийные игры.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает преимуществ:

- представление информации на экране в игровой и образной форме, вызывающей огромный интерес и понятной дошкольникам.

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

Всё это позволяет повысить мотивацию к обучению,  облегчить усвоение детьми материала и сформировать их эстетический вкус.

Мной разработана мультимедийная игра для детей старшего дошкольного возраста «Весенний оркестр».

Эта игра направлена на развитие:

  • музыкального слуха, чувства ритма.
  • навыка воспроизведения ритма на музыкальных инструментах и совместного музицирования в оркестре.
  • умения соотносить визуальный ряд с речевым.
  • артикуляции, моторики, координации.
  • памяти, внимания, речи, ассоциативного мышления.

Игра представлена в форме электронной презентации, последовательность слайдов которой соответствует содержанию песни.

Птички приглашают детей к совместному музицированию в оркестре на мелодию к песне «Мамин день» (автор музыки А. Тиличеева).

На слайдах в определённой последовательности изображены музыкальные инструменты, на которых дети воспроизводят мелодию музыкального произведения.

  1. Заключительная часть

Закончить свое выступление хотелось бы на том, что музыкально-дидактические игры являются трамплином от развития музыкально-ритмических способностей до общего развития, предоставляя шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а, следовательно, обогатить духовно-нравственный мир, стать творческой личностью с собственной позицией, которая способна применять полученные знания и сформированные способности в ходе дальнейшего обучения и в жизненной практике.

Список использованных источников.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155.
  3. Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  4. Роот З. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей — М.: Айрис-пресс, 2005.
  5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников - М, Просвещение. 1982.
  6. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
  7. Радынова О.  Беседы о  музыкальных  инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.
  8. Каплунова И.М. Наш веселый оркестр: Метод. пособие. - СПб.: Издательство «Невская НОТА», 2013.
  9. Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
  10. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
  11. Тютюнникова Т. Э.  Уроки музыки. Система Карла Орфа  - М, АСТ, 2000.
  12. Электронные образовательные ресурсы: https://www.consultant.ru/, https://fgos.ru/, https://www.orff.ru/, https://muz-rukdou.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Доклад на тему: "Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику"

В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"

Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» (Презентация)

Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных компонентов современного стандарта дошкольного образования и направлено на развитие ребенка как субъекта познания: его любознатель...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».

Интересный материал для педагогов  по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....

Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"

Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"...

Презентация «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»

В современном мире возросла потребность в выборе эффективных  методов воспитания дошкольников, как возможность формирования интеллекта и  творческих  музыкальных способностей ребёнка-до...