План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
методическая разработка

Актуальность.

Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического слуха и восприятия и т.д. Все эти нарушения, если не исправить в дошкольном возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т.е. ведут к закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В норме, к четырем годам дети свободно говорят распространенными фразами, а к пяти годам окончательно формируется правильное звукопроизношение.

Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка речевого развития. Р.Е.Левина определила это нарушение как общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, фонематики, лексики, грамматики и как следствие связной речи.

У детей с общим недоразвитием речи одними из самых значимых несформированных аспектов являются фонематический слух и восприятие.

Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих, и на развитии собственной речи. На основе фонематического восприятия и слуха формируются фонематические представления, фонематический анализ и синтез, которые являются залогом успешного обучения в школе.

Содержание этой методической разработки направлено на развитие фонематического слуха и восприятия, на предупреждение возможных последствий недоразвития фонематических процессов в условиях специальных групп компенсирующей направленности  для детей с общим недоразвитием речи.

 

Цели и задачи методической разработки.

Цель: развитие и коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

- развитие фонематического слуха;

- формирование фонематического восприятия, фонематических представлений;

- формирование элементарных форм звукового анализа и синтеза.

 - повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.

- разработать перспективный план работы с детьми.

- подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года. Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

- подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Роль фонематического слуха в развитии речи детей».

- распространить опыт работы в данном направлении.

- оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки». Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

- с помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия. При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование 2021-2023 г.310.04 КБ

Предварительный просмотр:

Герб

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2021-2023 учебный год на тему:

«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

Учитель-логопед:

Г.М. Абдукаримова

Актуальность.

Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического слуха и восприятия и т.д. Все эти нарушения, если не исправить в дошкольном возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т.е. ведут к закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В норме, к четырем годам дети свободно говорят распространенными фразами, а к пяти годам окончательно формируется правильное звукопроизношение.

Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка речевого развития. Р.Е.Левина определила это нарушение как общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, фонематики, лексики, грамматики и как следствие связной речи.

У детей с общим недоразвитием речи одними из самых значимых несформированных аспектов являются фонематический слух и восприятие.

Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих, и на развитии собственной речи. На основе фонематического восприятия и слуха формируются фонематические представления, фонематический анализ и синтез, которые являются залогом успешного обучения в школе.

Содержание этой методической разработки направлено на развитие фонематического слуха и восприятия, на предупреждение возможных последствий недоразвития фонематических процессов в условиях специальных групп компенсирующей направленности  для детей с общим недоразвитием речи.

Цели и задачи методической разработки.

Цель: развитие и коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

- развитие фонематического слуха;

- формирование фонематического восприятия, фонематических представлений;

- формирование элементарных форм звукового анализа и синтеза.

  - повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.

- разработать перспективный план работы с детьми.

- подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года. Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

- подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Роль фонематического слуха в развитии речи детей».

- распространить опыт работы в данном направлении.

- оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки». Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

- с помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия. При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

Принципы коррекционно – логопедической работы:

Содержание коррекционно-логопедической работы строится в соответствии с принципами логопедии.

-Принцип   системности опирается на представление о речи, как осложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

-Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

-Патогенетический  принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.

-Онтогенетический   принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Формирование фонематического восприятия должно опираться на предшествующие его появлению в онтогенезе процессы. Последовательность выработки фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.

-Принцип   опоры  на   сохранные  функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

-Принцип   поэтапного   формирования  умственных   действий  (по П.Я.Гальперину) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.

-Принцип комплексного  подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

Методы и приемы коррекционно – логопедической работы по     формированию фонематических процессов.

Ведущим видом деятельности у старших дошкольников является игра, поэтому в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

Работу по формированию фонематического слуха и восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально - психологических особенностей детей.

Для каждого ребенка индивидуально определяется содержание логопедической работы и отправная ступень в коррекции. В связи с этим в рекомендательной методике указаны основные направления работы и виды упражнений по ним. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Если материал не усваивается ребенком, то необходимо повторение упражнений предыдущего этапа. 

В коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР использовались фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации обучения.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития компонентов речи и подготовке детей к школе.

Фронтальные занятия проводятся в утренние часы с 9.00 часов, продолжительность их 25 минут. Фронтальные занятия проводятся согласно перспективному плану, по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, обучению грамоте. В первой половине дня также осуществляется подгрупповая и индивидуальная работа логопеда с детьми.

Подгрупповые занятия – дополнительные занятия с детьми по подгруппам 4-6 человек. В подгруппы объединяются дети, которые на фронтальном занятии не воспринимают материал в полном объеме. Состав подгруппы меняется, т.к. во время фронтальной работы затруднения возникают у разных детей. Работая с подгруппами, появляется возможность ликвидировать или уменьшать разницу в умениях и навыках дошкольников, а дети получают возможность осваивать последующий программный материал на фронтальных занятиях. Индивидуальная работа с детьми планируется, исходя из индивидуального речевого развития ребенка, его индивидуальных особенностей определенных в результате логопедического обследования и заключений ПМПК. Продолжительность индивидуального занятия – 10-20 минут.

Этапы реализации:

-логопедическая диагностика состояния речевых функций у старших дошкольников (в начале учебного года);

-коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые);

-мониторинг уровня речевого развития старших дошкольников (в конце учебного года);

-консультативная помощь семьям, педагогам ДОУ.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения специальной коррекционной работы по формированию фонематического восприятия, дети старшего дошкольного возраста должны владеть следующими умениями и навыками:

- уметь различать дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка;

- осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи;

-последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять позицию звука в слове;

-быть подготовленными к усвоению программы школы.

Содержание методической разработки.

В работе по формированию фонематических процессов выделяют три этапа.

1 этап (подготовительный) - развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слухоречевой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Цель игр и упражнений на первом этапе: формирование базы для развития фонематического слуха.

В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.

Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:

– восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, действий

– дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...)

– дифференциация по темпу (быстро – медленно)

– дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

– дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:

– дифференциация по тембру, силе голоса, интонации, высоте.

Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.

2 этап (основной) - развитие речевого слуха.

Цель 2 этапа: развитие фонематического восприятия.

Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

– дифференциация фонем;

– дифференциация слогов;

– дифференциация слов, близких по звуковому составу

Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.

3 этап – развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Цель третьего этапа: развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Третий этап имеет определенную последовательность:

  • определение количества слогов в словах разной сложности; 
  • выделение первого и последнего звука в слове;
  • выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
  • различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
  • определение места, количества, последовательности звуков в слове;
  • творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками);
  • построение моделей (звуковая схема слова).

План работы

на 2021-2023 учебные годы

Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического слуха и восприятия.

2021-2022 учебный год

Месяц

Название этапа

Цель

Содержание работы

Сентябрь 1-14

Диагностика

 1) Развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки.

2) Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Проводятся игры и упражнения направленные на различение неречевых звуков.

Сентябрь

Октябрь

1этап

(подготовительный)

Ноябрь

2 этап

(основной)

1) Различение высоты, силы, тембра голоса на материале

одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

различение слов, близких по звуковому составу, дифференциация фонем и слогов

Проводятся игры и упражнения направленные на различение речевых звуков

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

3 этап

1) Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

2) Формирование у детей навыков слогового анализа.

Проводятся игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза

Май 15-30

Диагностика

2022-2023 учебный год

Месяц

Содержание

Цель

Содержание работы

Сентябрь 1-14

Логопедическое обследование

 Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.

Задачи и содержание коррекционного обучения в старшей логопедической группе.

Выступление на родительском собрании.

Консультация для родителей:

«Ум на кончиках пальцев»

Сентябрь

Октябрь

-Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года;

-Разработать календарный, перспективные планы коррекционной работы;

Ноябрь

-Изучение методической литературы

Оформить папки передвижки на темы:

         

Провести консультации для родителей по темам:

Подготовить и провести консультацию для педагогов по теме:

Тема: «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР». «Звуковой анализ слова». «Фонематический слух - основа правильной речи».

«Как расширить словарный запас ребенка».

 «Наши пальчики играют».

«Как расширить словарный запас ребенка»  

 «Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе»

Консультация для родителей:

«Фонематический слух - основа правильной речи»

 «Готовим руку к письму» (развитие графомоторных навыков)».

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

-составить комплекс упражнений, дидактических игр и  материала;

-Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки»;

- Принять участие в ПМПк, пед. советах, методических объединениях;

Подготовить и провести мастер-класс на тему:

Проводятся  различные игры и упражнения с помощью различных дидактических материалов.

«Кинезеологический калейдоскоп» для педагогов

Май 15-30

Логопедическое обследование

Написание годового отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление на педсовете. Подготовить мониторинг логопедического обследования на конец учебного года.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Система игр и упражнений по развитию фонематического слуха и  восприятия у детей с общим недоразвитием речи. 

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

Различение неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

Дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

Дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Полянка».

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

Дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап. Развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер»

Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо»

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя»

Цель: развитие умения менять высоту голоса

Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Близко – далеко»

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Дифференциация слов, близких по звуковому составу

Игра «Правильно-неправильно»

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Какое слово отличается?»

 Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

Дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные»

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?»

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

Дифференциация фонем

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-выделение гласных из ряда звуков.

-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

-узнавание гласных на фоне многосложных слов.

-выделение согласных из ряда других звуков.

- узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

Преподносит нам язык.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко»

Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка).

Игра «Звук заблудился»

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук», «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра с мячом.

Логопед произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

3 этап. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

  • Определение количества слогов в словах разной сложности.
  • Выделение первого и последнего звука в слове.
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.
  • Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий).
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
  • Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
  • Построение моделей.

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и –ква-, а вместе «тыква».

Со- и –ва- итак, «сова».

Ударный слог, ударный слог

- Он назван так недаром…

Эй, невидимка — молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Игра «Слоговой поезд»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Пирамида»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.

Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.

Игра «Найди слову схему»

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов.

Подобрать слову схему.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звукав словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце  слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Найди место для своей картинки».

Цель: учить дифференцировать звуки в словах (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с).

2 домика для каждого звука (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)

Игра «Будь внимателен»

Цель: различение звуков [д]-[т] в словах паронимах.

Точка-дочка, толк-долг, катушка-кадушка, вода-вата, тоска-доска, плоты-плоды.

Игра «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з].а жуку со звуком [ж].

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Игра «Чемодан и портфель»

Цель: различение звуков [ш] – [ж]

Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж], а в портфель со звуком [ш].

Игра «Подарки»

Цель: различение звуков [л] – [л`]; [р] – [р`]

Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], Лена со звуком [л`]. Помоги выбрать подарки.

Тигр - предметы со звуком [р], а тигрёнок со звуком [р`].

Игра «Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] – [р`]

[р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель.

[р*] огурец, редиска, репа, редька.

Игра «Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького.

Цель: различение звуков [з].– [з`]

Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.

Игра «Кому, какая картинка»

Цель: различение звуков [г] – [к]

Голубю - картинки со звуком [г];

Коту Леопольду - картинки со звуком [к].

Фонетическое лото «Звонкий – глухой».

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости- глухости.

На карточку с жёлтым прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.

Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий»

Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости.

На карточку с синим прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.

Игра «Звукоедик»

Цель: определение места звука в слове.

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: … иван, … тул, … льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Игра «Светофор»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук.

Игра «Домики»

Цель: Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Игра «Каждому звуку - свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Сколько комнат в квартире?»

Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.

Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.

Игра «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Игра «Подбери картинку к схеме»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры. У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква, а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.

Игра «Живые звуки, слоги»

ЦЕЛЬ: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

Игра «Весёлые мячики»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.

Ход:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь.

Красный, синий, голубой-

Не угнаться за тобой.

-Весёлые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи, так чтобы получилось слово.

Игра» Собери слово»

Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.

Ход: детям раздаются по одной большой карточке и несколько маленьких.

-Выложите слово машина, выделяя первые звуки из картинок на маленьких карточках.

МАШАНА: мак, арбуз, шапка, ива, носки, аист.

Игра «Прочитай слово по первым буквам»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове, закрепить умение составлять слова из выделенных звуков, читать слова.

Ход: Логопед выставляет картинки и просит назвать первый звук в каждом слове и составить из этих звуков слово.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

1.Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

2.По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Игра «Измени первый звук»

Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом.

 

Литература:

  1. Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2014
  2. Г.А. Волкова Методика псхолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.
  3. С.Петербург «Детство – Пресс», 2004г
  4. Л.М. Граб Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР Москва Издательство Гном, 2005г.
  5. Г.В. Дедюхина, «Работа над ритмом в логопедической практике», «Айрис Пресс», Москва 2006 г.
  6. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990
  7. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда», Москва, «Владос»,1998
  8. Кириллова Е.В. «Развитие фонематического слуха и восприятия у детей раннего возраста», Москва, ТЦ «Сфера», 2010
  9. Т.А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап», Москва, «Владос», 2015
  10. Т.А.Ткаченко, «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Логопедическая тетрадь, Санкт-Петербург, «Детство- Пресс», 2000 г.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Логутина В.А. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Москва, Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...

Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Речь является одной из важнейших высшей психической функцией человека. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие воображе...