Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"
проект (старшая группа)

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки), о характере.

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло».

Во всём этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой моторикой.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Актуальность данной работы обусловлена потребностью в дошкольном возрасте развития механизмов, необходимых для овладения письмом, создания условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

 

Цель проекта: создание условий, способствующих развитию речи через развитие мелкой моторики рук.

Задачи проекта:

Воспитательные:

- воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

- воспитывать внимательность к выполнению заданий;

- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Развивающие:

- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- развивать грамматический строй речи, диалогическую и связную речь;

- развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные:

- научить детей сочетать различные техники в одной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 « РЯБИНКА» г.АНИВА»










Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук

как средство развития речи у детей 5-6 лет

"Речь на кончиках пальцев"










Пояснительная записка

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки), о характере.

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло».

Во всём этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой моторикой.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Актуальность данной работы обусловлена потребностью в дошкольном возрасте развития механизмов, необходимых для овладения письмом, создания условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Цель проекта: создание условий, способствующих развитию речи через развитие мелкой моторики рук.

Задачи проекта:

Воспитательные:

- воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

- воспитывать внимательность к выполнению заданий;

- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Развивающие:

- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- развивать грамматический строй речи, диалогическую и связную речь;

- развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные:

- научить детей сочетать различные техники в одной работе.

Участники проекта:

Дети

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Срок реализации: 1год (с 05.06.2021 г. по 31.05.2022 г.)

Ожидаемые результаты:

  1. Совершенствование ловкости и точности движений, улучшения внимания, терпеливости.
  2. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
  3. Овладение разными видами трудовой деятельности.
  4. Овладение приёмами работы с разными инструментами.
  5. Расширился словарный запас детей.

Формы проведения итогов реализации проекта

Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

- самостоятельная речь;

-творческая деятельность;

-выставка работ.

1. Роль двигательного анализатора в формировании

речевой деятельности

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию

В.М. Бехтерев

Изучением роли двигательного анализатора в развитии речевой деятельности занимались такие учёные как: Н.А.Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский , М.М. Кольцова, И.П. Павлов, Л.Ф. Фомина.

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикулярный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

У здорового ребёнка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.

Л.В. Фомина обследовала детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй.

Высказывание И.П. Павлова о том, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается многими исследователями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребёнка, возникла мысль об использовании мышечных ощущений от речевого аппарата.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Её необходимость осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познавать мир, в котором он живёт. Навыки тонкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребёнка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Рисование, как и письмо, - инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 5 -6 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

М.М. Кольцова подчёркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребёнка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, можно отметить что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчётливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребёнка. Своевременное развитие движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

2. Исследование состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

2.1.Организация и содержание экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ детский сад № 3 «Рябинка». В исследовании принимали участие 6 дошкольников старшей группы, зачисленных в группу логопедической деятельности.

В процессе экспериментального исследования были использованы следующие методики: «Керна – Йерасека», «Графический диктант», обследование пальчиковой и ручной моторики, диагностика речевого развития (по О. Б. Иншаковой).

2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

2.1. Направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

На основе выявленных особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи нами были определены основные направления коррекционной работы:

  1. Развитие мелкой ручной моторики (кинестетической и кинетической основы движений рук, оптико – кинестетической организации движений «праксис позы»).
  2. Формирование элементарных графических навыков (зрительного внимания, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, развитие координации глаз – рука).

Рассмотрим содержание каждого из направлений.

Для реализации первого направления используются следующие приёмы:

1.Пальчиковые игры. С использованием методики С. Железнова. По его мнению это игры, которые позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. См. приложение.

2.Самомассаж с помощью су-джок мячей. Это метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях, которые соответствуют всем органам и участкам тела. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су - Джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Актуальность использования массажера Су-Джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук.

3. Лепка из пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшить мелкую моторику рук вашего ребёнка.

4. Аппликация с использованием техники ниткография.  Великолепная техника рукоделия. Еще можно встретить название «картина из ниток», «рисование с нитками». Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет вам реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор.
Основной целью является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности, умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка, развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам, совершенствовать мелкую моторику, воспитывать положительное восприятие процесса творчества.

5. Рисование объемными красками направлено на развитие и обогащение активного и пассивного словаря детей, способствует связной речи, развивает мышление и воображение, помогает в развитии мелкой моторики, формирует эстетический вкус.

6. Раздувание красок помогает детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.

7. Кляксография- это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг. Суть в данной нетрадиционной техники заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой-то образ и дополнить его деталями.

8. Аппликация крупой – это техника аппликации, с помощью необычного материала – злаков, семян, круп. Подделки из крупы требуют сосредоточения, усидчивости, терпения и внимания. Аппликация помогает сформировать эмоционально-доверительные отношения между взрослым и ребенком. Целью является развитие мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, речи, восприятия цвета.

9. Метод штриховки – здесь элементы рисунка создаются методом штриховки. Этим методом удобно рисовать пушистое и лохматое.

10. Монотипия (складывание)- способ зеркального симметричного переноса изображения с одной части сложенного пополам листа на другую его часть.

11. Рисование брызгами с помощью зубной щетки- способствуют развитию творческого потенциала, мелкой моторики рук, воспитывает усидчивость, внимание, аккуратность.

12. Мандалы- работа с мандалами помогает гармонизировать внутреннее состояние, раскрывает творческие способности, гармонизируют личное пространство, наполняет позитивными энергиями, помогает развивать саморегуляцию, развивает мелкую моторику рук.

13. Рисование трубочками и ватными палочками- развивает мелкую моторику и тактильное восприятие, тренирует память, приучает к усидчивости и собранности. Помогает укрепить руку к обучению письма, обогащает внутренний мир, помогает выражать чувства, способствует эмоциональному раскрепощению, развивает воображение, обогащение словарного запаса ребенка.

14. Аппликация из фасоли- лепка из фасоли развивает интеллектуальную сферу и развивает познавательный интерес через обогащение чувственного опыта детей. Развивает мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закрепляет понятие один-много

Для развития кинетической и кинестетической основы движений использовались следующие виды упражнений:

1.  «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

2. «Повтори за мной»

Кроме активации работы полушарий мозга, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшают реакцию, развивает кинестетический праксис, пространственный праксис, формирует планирование, контроль и внимание- задействуются префронтальные отделы коры головного мозга. Формирование схемы тела- базовая функция как система координат по отношению к внешнему миру (теменные доли правого полушария), развитие точности и координации движений- подготовка к письму и рисованию (теменные доли).

3. Использование интерактивных, компьютерных технологий (интерактивная панель).

Зная, что современных детей привлекают красочные, визуальные материалы и интерактивные игры, и, учитывая, что у детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, можно сказать, что интерактивная панель может способствовать развитию и активизации учебной деятельности. Использование интерактивной панели даёт возможность заинтересовать детей учебным материалом, сделать занятия более интересными, повысить мотивацию и предоставить больше возможностей для участия детей в коллективной работе, развитие личных и социальных навыков.

Для реализации второго направления используются такие виды упражнений как:

1. Зайчата.

2. Ёжик.

3.Я мячом круги катаю.

1. Пальчиковая игра с шариками Су-Джок

«На поляне, на лужайке»

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

 Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)

 И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

 Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)

 Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

2. Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Ёжик»

В руках у детей шарики Су-Джок

-Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

На клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (дети катают шарик по большому пальцу впередназад) Очень-очень колкие. (катают шарик по указательному пальцу)

Хоть и ростом ёжик мал, (катают шарик по среднему пальцу)

Нам колючки показал, (катают шарик по безымянному пальцу)

А колючки тоже (катают шарик по мизинцу вперед-назад)

На ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями).

3. Пальчиковая игра с шариками Су-Джок «Я мячом круги катаю»

У детей в руках Су-Джок шарики.

-Я мячом круги катаю, (круговые вращения шариком по ладони)

Взад - вперед его гоняю. (катаем шарик вверх-вниз)

Им поглажу я ладошку. (гладим ладошку шариком правой руки)

Будто я сметаю крошку, (гладим ладошку шариком левой руки)

И сожму его немножко, (сжимаем шарик в правой руке)

Как сжимает лапу кошка, (сжимаем шарик в левой руке)

Каждым пальцем мяч прижму, (поочередно прижимаем пальчики правой руки к шарику)

И другой рукой начну. (поочередно прижимаем пальчики левой руки к шарику)

Выводы

Состояние мелкой моторики ребёнка имеет большое значение и может расцениваться как один из показателей физического и психического развития.

Исследованиями М.М. Кольцовой и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Анализ состояния проблемы исследования в теории подтвердил актуальность и своевременность изучения особенностей развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Теоретическое осмысление проблемы показало следующее: развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Общение ребёнка с окружающими взрослыми очень важно – при этом малыш получает материал для подражания. Связь функции кисти рук и речи оказывается настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук считается возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей. Ребёнок инстинктивно старается использовать этот фактор – он тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими.

Экспериментальная исследовательская работа заключалась в организации и проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Констатирующий этап был организован с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Результаты, полученные на данном этапе работы, показали, что у детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук, у детей с хорошей речью наблюдается достаточно развитая мелкая моторика.

Таким образом, чем лучше ребёнок говорит, тем лучше у него развита мелкая моторика и, чем хуже ребёнок говорит, тем слабее у него развита мелкая моторика. Это выражается в неточном выполнении движений, недостаточной координации рук, синхронности выполнения движения.

На обучающем этапе работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями может, быть эффективной при соблюдении следующих условий: учёт возраста детей, развитие мелкой моторики должно осуществляться параллельно с развитием психофизиологических функций (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, координации глаз – рука), вся работа должна быть связана с подготовкой детей к овладению навыком письма. Контрольный эксперимент показал что, при целенаправленной коррекционной работе наблюдается качественное изменение в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Положительная динамика в развитии мелкой моторики рук наблюдалась у всех детей с нарушениями речи, принимавших участие в эксперименте.

Эту динамику можно проследить по представленным в работе диаграммам. Детям характерны следующие изменения вмелкой моторики рук: уменьшилось количество ошибок при переключении движений, характерна положительная динамика в смене положения рук. Движения стали плавными. Большинство детей избавилось от мышечного напряжения. Улучшилась координация и сила движений.

Таким образом, по итогам экспериментальной работы можно сделать выводы, что при систематической, целенаправленной, последовательно организованной работе можно добиться положительных результатов в развитии двигательных умений и навыков, что подтвердилось экспериментом, при этом положительную роль и важное значение играют различные упражнения. Также, при совершенствовании мелкой моторики рук, приобретаются навыки, необходимые при обучении письму. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Итак, можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза подтвердилась на статистически достоверном уровне.

Список используемой литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей : учеб.пособие для студентов вузов. – М.: АСТ :Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.- 319 с.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВТК,2009. – 61 с.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медгиз , 1966. – 234 с.
  4. Гадаева Ю.В. Учимся, играя. Пальчиковые игры: Пособие для родителей и воспитателей по развитию мелкой моторики у детей. – СПб.: Корона принт, 2009. – 192 с.
  5. Логопедия. Методическое наследие. Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой : 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн.V. – 480 с.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М.: 1973.- 143 с.
  8. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973. – 122 с.
  9. Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 1997.
  10. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: « САГА», 2002. – 224 с.
  11. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. / Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010. – 160 с.
  12. Потапов А.С. Нейропедагогические обоснования комфортного обучения ребёнка / А.С. Потапов. – Новосибирск : НИПК и ПРО, 2002. – 440с.
  13. Потапов А.С. Психофизиологические основы обучения. / А.С. Потапов. – Новосибирск: НИПК и ПРО , 2001. – 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...