Конспект НОД по экспериментированию «Живая земля» по теме: «экологическое воспитание»
план-конспект занятия (старшая группа)

Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование у детей представления о значении почвы в природе, познакомить с составом почвы, с некоторыми свойствами почвы. Также это занятие активизирует словарь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию

«Живая земля»

по теме: «экологическое воспитание»

/для детей старшего дошкольного возраста/

Задачи:

  • Формировать у детей представления о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми свойствами почвы и песка;
  • Упражнять в умении сравнивать, анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;
  • Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
  • Активизировать словарь за счет слов: сыпучий, рыхлый, плодородная, воздухопроницаемое, перегной;
  • Учить работать в паре, формировать коммуникативные навыки; воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц» и энциклопедии для детей «Почемучка»; экспериментирование с водой. Воздухом, песком; рассматривание макета, отражающего расположение слоев почвы; выращивание цветочных ростков в прозрачном горшке.

Оборудование и материалы: посылка, мисочки с песком и землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, сито, фартуки, шапочки, воронки, стаканы – по количеству детей.

Ход деятельности

Воспитатель: ребята, на адрес нашей группы пришла посылка. Посмотрите, на посылке знак «SOS». Вы знаете, что означает этот сигнал? (ответы детей.) Да, кому-то срочно нужна помощь! (Открывает посылку, читает письмо.) Это письмо от Маленького принца.

        «Здравствуйте, мои дорогие друзья с большой планеты Земля! На моей планете астероиде Б-612, приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, у нее пожелтели и стали опадать лепестки. Я узнал, что помочь ей сможет только «Живая земля», которая есть на вашей планете. Я собрал грунт, в котором росла моя Роза, и отправил его в вашу исследовательскую лабораторию, так как самостоятельно понять, из каких веществ состоит «живая земля», я не могу».

         Поможем Маленькому принцу? Давайте порассуждаем, что нужно для жизни живому существу – человеку, растению?

         Скажите, пожалуйста: что нужно человеку для его существования? (Воздух, вода, свет, питание.)

Чем питается человек? (ответы детей.) Молодцы, правильно!

         Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (ответы детей.)

         Человек и растение – живые существа, им нужны, свет, воздух, вода и, конечно, питание.

         Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля. Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой «еды», тем лучше себя чувствует растение.

         У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. Значит, землю можно назвать «живой». А у маленького принца цветок вянет. Почему? Давайте узнаем. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

         Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта группа стала лабораторией. Надевайте фартуки и шапочки для работы и садитесь за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Выберите, с кем в паре вы хотите работать. (Дети садятся по два человека за стол. На столах мисочки с песком и землей, вода, ложечка, салфетки, лупы, воронки, сито, стаканы.)

       У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей.) Нам предстоит определить, в чем отличие нашей почвы от почвы, присланной принцем. Для сравнения необходимо провести опыты с помощью таблицы, которая подскажет нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти. Предлагаю рассмотреть ее. (Воспитатель объясняет правила заполнения таблицы, дети становятся в 1,5 м от вывешенной таблицы.)

        Для начала надо определить, есть ли различия во внешнем виде нашей земли и грунта Розы. Ребята, как вы думаете, как можно это определить? (Рассмотреть и сравнить). Что, по-вашему, означает этот знак – радуга? Если есть различия, необходимо их отметить кружками разного цвета, а если нет – одинаковыми кружками.

       Далее необходимо выяснить, из чего состоит наша земля и земля принца, то есть что в них содержится. Как это сделать? Для этого необходимо пропустить землю через сито, рассмотреть через лупу, определить и отметить, имеются ли в ней камни, глина, песок, чернозем и другие примеси.

        Все, что увидите, нужно отметить красными кружками в таблице.

        Затем необходимо определить, какая почва более сыпучая. Как нам это определить? Будем пересыпать землю и отмечать, какая быстро и ровно пересыпается из емкости в емкость. Наиболее сыпучую отметить в таблице двумя красными кружками.

        Далее необходимо провести более сложные опыты по определению воздухопроницаемости и удержанию влаги. Эти опыты мы проведем вместе, я буду совершать действия, а вы внимательно наблюдайте и отмечайте все результаты.

         (Воспитатель пытается скатать шарик из двух образцов почвы: почва Маленького принца рассыпается, из почвы, взятой из цветочных горшков в группе, шарик получается.)

        Значит, эта почва содержит достаточное количество влаги и воздуха.

Воспитатель: теперь нам нужно выпрямить спины и немного размяться.

Физкультминутка

РАЗ – и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА – и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ – сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте.

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ – камни мы,

Крепкие ребята,

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

ПЯТЬ – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

После опытов проводится анализ обследования двух образцов почвы и подводится итог.

Воспитатель: итак, что вы можете рассказать о том, почему прекрасная Роза вянет и какая земля ей нужна?

Дети: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает воду, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.

        Земля, присланная принцем, более светлая, состоит из песчинок, сыпучая, пропускает воду и не удерживает влагу, в ней нет полезных примесей, благодаря которым растение может хорошо расти.

        Земля Маленького принца – это не плодородная земля, а обыкновенный речной песок, который не удерживает влагу, быстро сохнет под солнцем, поэтому Роза быстро гибнет.

Воспитатель: молодцы, ребята, нам удалось выяснить причину болезни Розы. Как можно помочь принцу исправить ситуацию?

Дети: для того, чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения – это земля «живая».

Воспитатель: давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой» земли.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Живая Земля"

Занятие "Живая земля" является заключительным занятием к блокам: "Камни, глина, песок" и "Почва" В нём, на мой взгляд, удачно сочетаются различные методические приёмы: эксперементирование, наблюдение,...

Конспект группового родительского собрания в младшей группе Тема: «Экологическое воспитание в работе с детьми с нарушением зрения младшего дошкольного возраста».

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания младших дошкольников.Задачи:1. Повышать роль семьи в воспитании у детей любви к природе.2. Обс...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которы...

Конспект родительского собрания в младшей разновозрастной группе     Тема: «Экологическое воспитание в семье».

Ознакомление детей с природой необходимо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, ведь оттого, как будет воспитываться отношение к природе у самых маленьких граждан, зависит будущее природы,...