НОД в старшей группе "Путешествие в мир звуков"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Обобщать представления детей о звуке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_puteshestvie_v_mir_zvukov.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 13 «Улыбка»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Путешествие в мир звуков» с использованием опытов и экспериментов

Подготовила:

Каширина Светлана Евгеньевна

2020г


Цель: обобщать представление детей о звуке.

Задачи:

воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость;
  • дать детям почувствовать радость открытий;
  • развивать любознательность, познавательный интерес.

обучающие:

  • научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов
  • Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;

развивающие:

  • развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

Предварительная работа:

Прослушивание аудиозаписей, проделывание опытов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Вы знаете, что у нас сегодня случилось. Я пришла утром в детский сад, а на пороге нашей группы лежит вот это письмо. На нем так и написано: «Для группы №3». Давайте, его прочитаем

(Читает письмо)

Дорогие ребята!

Обращаюсь к вам с большой просьбой. В нашем королевстве произошла большая неприятность. Кошки начали лаять как собаки, колокольчик звучит как барабан, журчание ручейка превратилось в грохот камней и, даже, птички теперь не щебечут, а рычат, как медведи. В общем, все звуки перепутались. Мы, жители королевства, очень просим вас помочь нам вернуть звуки на прежнее место. Только тогда мы сможем опять жить мирно и спокойно в нашей стране.

Королева звуков!

Ну что, ребята, поможем, жителям страны звуков? (Ответы детей)

Для этого нам с вами надо выполнить несколько заданий.

Итак, приступаем, задание №1.

Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос:

Откуда звуки возникают,

Пора задуматься всерьез.

Здесь за ширмой спрятаны различные предметы, а вы по звуку должны угадать, что звучит за ширмой, и что я делаю.

(Дети стоят, а воспитатель за ширмой переливает воду из стакана в стакан, мнет бумагу, шуршание пакета, барабан, колокольчик, рвет бумагу).

Воспитатель: Что вы услышали?

Какой звук: тихий или громкий? (Ответы детей)

А как вы догадались, ведь предметы не были видны (Ответы детей). Правильно, вы слышали и представляли в своем воображении тот или иной предмет.

Значит, звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если нельзя увидеть.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

Теперь, задание №2

Ребята, хотите узнать, как мы слышим звуки? (Да!)

На нашем столе лежит линейка. Зачем она нужна?

Ответы детей: чертить, измерять.

Воспитатель: Хорошо, правильно.

Мы с вами можем проверить, могут ли от линейки идти звуки.

(Положив на край стола линейку, придерживая отпустить ее. Получились колебания.) Что вы услышали?

Ответы детей: звук, линейка задрожала.

Да, правильно, значит можно сделать вывод, что от дрожащих предметов появляется звук.

Переходим к следующему заданию №3

А теперь положите руку себе на горлышко вот так, прижмите пальчики  и произнесите звук (З-з-з.) Чувствуете, как слабо дрожит ваше горлышко. А теперь произнесите звук (Ж-ж-ж.) Горлышко дрожит сильнее. А теперь все вместе (У-у-у.) Сильно задрожало горлышко.

Это дрожат голосовые связки, когда мы говорим, эти колебания передаются по воздуху, и звук тоже дрожит. Еще их называют звуковыми волнами. Они расходятся по воздуху как круги по воде. Вот посмотрите (показать картинку).

Помните, когда идет дождь, круги расходятся по воде.

Воспитатель: А еще ребята, запомните – звуковые волны передаются только по воздуху, если нет воздуха, мы ничего не услышим. А сейчас мы с вами немножко поиграем.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик бегает по крыше        ладошки, хлопки (по всей спине)

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –         пальчиками

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите        кулачками

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите        ребра ладони

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте        большими пальцами

Бом! Бом! Бом!

А уйду тогда гуляйте…        поглаживают ладонями

Бом! Бом! Бом!

Следующее задание №4 «Поющая вода»

Подходите, к столам

(Перед детьми стоят несколько стеклянных стаканчиков с водой в равных количествах)

- Дождик помог нам наполнить стаканчики водой.

- Что надо сделать, чтобы стаканчики издали звук? (ответы детей, постучать по ним).

Но надо помнить, что стаканчики из стекла, поэтому стучать по ним мы будем осторожно.

- Но звук во всех стаканчиках какой-то одинаковый. Попробуем его изменить. (Воспитатель наливает в стаканчики разное количество воды)

- Как вы думаете, стаканчики будут звучать одинаково или по-разному? (ответы детей)

- Ребята, давайте это проверим и послушаем? (вос-ль стучит)

- Одинаковые ли звуки мы слышим?

- Почему стаканчики звучат по-разному? Что влияет на звон?

Вывод: На звук влияет количество воды, звуки получаются разные. Чем меньше воды в стаканчике, тем звук звонче.

А хотите, сами извлечь, звук из воды и воздуха? (Ответы детей)

Возьмите по 2 камушка.

Один камушек мы кинем в емкость с водой, только кидаем не сильно,

А второй в пустую емкость.

Где звук получился громче? Когда в какую емкость мы кидали?

Ребята, а вы знаете, как усилить звук? (ответы детей сказать в микрофон). На концерте артисты пользуются микрофоном, а капитаны на корабле – рупором.

Ребята, а давайте представим, что мы все капитаны, но у нам нет рупора, тогда матросы не услышат нас. Рупор можно сделать самим, попробуем.

Дети берут заготовки и сворачивают их, что получилось – рупор. Если мы будем говорить в рупор, звук усилится или нет?

Как вы думаете?

Давайте попробуем.

Скажите в него слово «внимание!»

Лучше слышно? (ответы детей)

Как вы думаете, ребята, помогли мы жителям королевства звуков (ответы детей) Я тоже думаю, что теперь у них все будет хорошо, ведь мы очень старались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".

В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...

Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»

Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".

Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звуки В и Вь".

Конспект составлен с использованием ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А"

Материал представляет из себя конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук А" и презентацию к ней. Будет полезен логопедам  и воспитателям логопедических групп....