Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".
материал

Белянская Светлана Вениаминовна

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений
— одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников.

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений
— одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. Результатом деятельности дошкольного учреждения является овладение ребенком набором компетентностей (компетенция - знания в определенной области; компетентность - умения действовать в рамках этой компетенции; компетентность = знаю + умею + хочу + делаю. Быть компетентным означает способность (умение) использовать в данной ситуации полученные знания и опыт.)

Ключевые компетентности на этапе дошкольного детства:

Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).

Социальная компетентность: ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

Здоровьесберегающая компетентность: ребёнок осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.  Информационная компетентность: ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Коммуникативная компетентность: ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

Одной из главных является коммуникативная компетентность, т.к. в современном обществе она рассматривается как показатель образованности человека, как одно из условий жизненной успешности (в учебе, в построении карьеры, межличностных отношений и т.д.). Человек тем более понятен, чем увереннее он может объяснить, донести до других людей свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения составляет понятие коммуникативная компетентность (или совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения).

Под коммуникативной компетентностью дошкольника понимается способность ребёнка эффективно и адекватно решать проблемные ситуации, возникающие в разных видах социального взаимодействия (в общении, совместной деятельности и др.) в соответствии с усвоенными им нравственно-этическими нормами. Структура содержит следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Содержание каждого компонента раскрывается через другие. Во время общения все компоненты должны быть включены в работу.

    Критерии коммуникативной компетентности дошкольников:

1. Умение вступать в общение;

2. Ориентироваться в ситуации общения;

3. Согласовывать свои действия, мнения с товарищами по общению;

4. Доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

5. Оценивать результаты совместного общения.      

       Одним из средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде, согласно концепции А.А.Леонтьева (психолог и лингвист), является речевая коммуникация.  При этом речевая деятельность рассматривается как специализированное употребление речи для общения, частный случай коммуникативной деятельности. Формирование функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, связной речью.                                                                                                         

      Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (Бородич А.М. «Методика развития речи детей»). Связная       речь включает в себя развитие двух форм-                                                                                                  диалогической и монологической. Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику.

Диалогическая форма речи (диалог) - первичная по происхождению форма речи - умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи ребенка зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь, как речь с собеседником, предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирована. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет не только к отставаниям в овладении языка, но и к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях (т.е. к несформированности коммуникативной компетентности). Диалогическая форма речи подготавливает развитие монолога, а с появлением монолога развивается параллельно с ним.

Монологическая форма речи (монолог) - понимается как связная речь одного лица. Это психологически более сложная форма. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.  Для того чтобы речь была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Характеристика

Диалогическая речь

Монологическая речь

Форма речи

Первичная

Развивается на основе диалога

Цель

Потребность непосредственного живого общения

Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности

Возраст формирования

3 - 5 лет

Начинает к 5 годам

Система языка

Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса

Условия коммуникации

Связность высказываний

Ситуация возникновения

Ситуативная

Запрограммированная (планируемая)

Виды предложений

Реплика, вопрос - ответ, преобладание простых предложений

Связное развернутое изложение

Невербальные средства (мимика, жесты, интонация)

Широко используется

Мало используется

Работа педагога

Развивать

Целенаправленно обучать

В основе развития связной речи лежит решение других частных задач обучения родному языку: словарная работа (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно); формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа); воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).

К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

Практическая часть

1. Игровые упражнения «Рифмы», «Доскажи словечко»

- Посмотрите-ка, ребята, ведь играют тут…  (котята).

-Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели - это…(мяч).

- Очень чисто вымыт пол, на него поставим… (стол).

ИЛИ : Медведь спит в берлоге, а волк…

У кошки котята, а у слонихи…

Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)

2.Игра «Похожие слова». (Подобрать существительные к прилагательному

по ассоциации).

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком - вагон.

Есть кислое слово – лимон!

Задание: А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

 3. Работа со словом.         

 Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.).

«Палочка-выручалочка» для «ленивого» зрительного восприятия»

Символ

Последовательность работы со     словом

Пример

Назвать слово

снег

Однокоренные слова

снежинка, снежный, снегоход, снеговик, снегопад

Антонимы

дождь

Синонимы

лёд

Ассоциации

зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка

Далее продолжаем работать с этим словом.

Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных, причастий): белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…

Что со снегом можно делать?  (глаголы): копать, лепить, подбрасывать, ловить(снежинки), растопить, строить (горку, постройки)

С чем можно сравнить снег? (сравнения): с пухом, одеялом, покрывалом и т.д. Почему? Объяснить названные варианты.

4. «Синквейн» — это методический прием, который представляет собой составление нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 строк.

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Пример синквейна для дошкольников.

1.Осень 2. Солнечная, тёплая 3. Дарит, радует, светится 4. Осень дарит богатый урожай 5. Золото

Семь преимуществ синквейна:

1. Помогает детям понять и запомнить новое содержание. Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.

2. Развивает коммуникативные и речевые навыки. Отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов.

3. Обогащает словарный запас.

4. Учит формулировать ключевую фразу (идею).

5. Подготавливает к краткому пересказу.

6. Совершенствует творческие и мыслительные способности.

7. Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности. Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо.

Задание: педагогам предлагается составить синквейн по теме «РЕЧЬ».

1.Речь. 2. Диалогическая. Богатая. 3. Слушать. Произносить. Обдумывать. 4. Речь должна быть грамотной. 5. Язык(предложение).

5. Совместные рассказывания, где используются такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».  Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

Задание: воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов.

- Пошел первый…; - Утром дети …; - Девочка Маша играет…

Игровое упражнение «Почемучки» направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.

 Задание: задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».

Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему засыхают цветы? Почему весной тает снег? Почему летом не носят шубы? Почему люди берут зонты? Почему пришел врач? Почему деревья мокрые? Почему мяч катится? Почему ребята не едят яблоки?

6. Мнемотехника (Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова) - система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблицы можно составлять самим. Изображения на мнемотаблице можно располагать: на отдельных листах или карточках, на одной полосе бумаги, на одном листе, поделив его на несколько частей (таблица).

Задание: педагогам предлагается по мнемотаблице вспомнить известные стихотворения и рассказать их.

«Кораблик»

Матросская шапка,

 Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

 И скачут лягушки

 За мной по пятам

И просят меня:

 - Прокати, капитан!

«Зайка»

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

7. Художественная литература играет немаловажную роль в развитии ребенка. Произведения литературы дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Так, с целью развития связной речи можно использовать такой игровой прием, как рассказывание сказки от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Всем вам известна сказка «Колобок». Я сейчас дам образец сказки от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. д.» таким образом, рассказываем сказку до конца.

Задание: рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица курицы, яйца.

8. Дидактическая игра «Длинная история» или «Сочиняем сказку».

Цель: развивать воображение при составлении коллективного рассказа или сказки.

Предлагается специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Нужно вытащить из колоды, не глядя, одну карту – картинку. И первый участник начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. Далее продолжает другой участник и т.д. Каждую последующую карту нужно связать с предыдущей, сохраняя логическую цепочку. Задание: придумать коллективный рассказ.

9. Настольные игры-бродилки – это один из видов дидактических игр, которые выполняют следующие функции:

- тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют;

 -дают детям возможность совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (произвольность поведения, умения действовать по

правилам);

-развивают личностные качества честности и справедливости, позволяют испытать чувство победы и поражения и другие;

-развивают познавательную сферу: память, словесно-логическое и образное мышление, внимание, воображение,

-активизируют речевую деятельность;

-формируют навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Подводя итоги нашего практикума, хочется отметить, что владение ребенком разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Отсюда вывод: развитие связной речи является средством формирования коммуникативной компетентности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...

Развитие диалогической речи детей с ОНР как средство формирования коммуникативной компетентности.

Комплексное, систематическое обучение навыкам общения с использованием речевых ситуаций, ролевых игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией...

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...

Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации....

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...