Развитие связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Козина Татьяна Геннадьевна

Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi.doc55.5 КБ
Office presentation icon razvitie_kommunikativnyh_navykov.ppt555.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет по проблеме

«Развитие  связной речи как средства формирования коммуникативной компетентности дошкольников»

           Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 28  

                                   Козина Т.Г.

                                                 

                                                                                   2015г

1

Ни для кого не секрет, что речь – это средство общения между людьми. Умение общаться является неотъемлемой частью жизни каждого человека, залогом его успешной социализации.

А потому для становления личности дошкольника чрезвычайно  важно научить его общаться с окружающими уже в детском возрасте. В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни именно эта сторона жизни ребенка становится наиболее уязвимой. Взрослые члены семьи работают, обеспечивая материальное благополучие, а в арсенале    детских развлечений занимают телевидение и компьютер- увлечение которыми не оставляет времени для живого общения со сверстниками и взрослыми.

Поэтому серьезную роль в формировании навыков общения, т.е. коммуникативных навыков у детей, играет детский сад.

Общие задачи по коммуникации вы можете увидеть на экране (слайд 2)

Планируемые ООД в данной области по программе предусматривают обучению общению с использованием вербальных и невербальных средств  при пересказе, составлении рассказов, драматизации. Но они не дают возможности добиться высокого уровня в развитии умения каждого ребенка выражать свои мысли и чувства, налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать диалогические отношения из-за специфики задач, ограниченного времени и невозможности опроса каждого. (слайд 3)

Учитывая, что  игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников в моей работе.

Понимая, что без объединения нет взаимодействия, разнообразив игровой материал, языковую среду, в первую очередь старалась привлекать детей к играм и упражнениям, способствующим сближению детей друг с другом, такими, например, «Кто позвал?», «Дотронься» - когда дети встают в круг, в центр складывают игрушки.(слайд 4)  Ведущий произносит: дотроньтесь до глаза мишки, колеса машины, правой ноги куклы… Кто не находит необходимого предмета – становится водящим. Игрушек при этом должно быть меньше, чем детей. Или, например, игра «Газета» - на пол кладется развернутая газета, на которую встают 4 ребенка. Затем ее складывают пополам – дети должны встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто – то из участников  не сможет встать на газету.

Для развития интонационной выразительности, пантомимических навыков, умения сочетать движения и речь организовывала специальные игры, речевые разминки, которые формируют умение воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестами, движениями, позволяют расслабиться, снять телесное напряжение, идти охотнее на контакт. Например, этюды на выражение разных эмоций (новая кукла, болит живот, разъяренная медведица), на выражение черт характера (смелый заяц, вежливый ребенок), на расслабление мышц (сосулька, спящий котенок). Многократно применяла задания, где дети произносили фразы с разной эмоциональной окраской, силой голоса, в разном темпе. Дети читали и составляли пиктограммы, определяли эмоции по фото, участвовали в играх, например «Тень» или «Зеркало» - просила представить детей, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – «зверюшки».

         «Зверюшки» ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения мордочек.

Очень помогают для релаксации и  развития мелкой моторики рук игрушки – головоломки, мягкие мячики, шнуровки, предметы и пособия с кнопками, которые тоже нашли применение в нашей группе. (слайд 5). Продолжая обучение детей общению, использовала обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций с участием театральных кукол, персонажей, игрушек, которые провоцировали детей на активное включение в конкретную ситуацию общения. Стремилась, чтобы каждый ребенок был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации в группах, в парах, вместе со всеми, индивидуально.

В ходе таких ситуаций, как «Поможем Буратино», «Что можно сделать для друга?», дети учились замечать и оценивать качества и поступки других детей, персонажей, выражать свои эмоции и  эмоции партнера, усваивали моральные нормы и правила поведения, правила вежливого обращения и этикета. С этой целью применяли игры типа «Клубок пряжи», «Хвалебные бусы», «Комплименты» - когда дети в кругу брались за руки и глядя в глаза соседу говорили несколько хороших, приятных слов (хвалили) по кругу. А иногда использовала задания типа «Составь рассказ» - метод незаконченных предложений. Темы брала разные «Я люблю, когда … », «Когда меня обижают, то…».

Одновременно с этим вела активную работу по обогащению речевого опыта детей видами диалога, чтобы научить говорить по очереди, придерживаясь правильного темпа разговора. Сначала дети только воспроизводили  потешки  с готовым текстом, слова персонажей в подвижных играх, потом усложняла задачи, использовала игры, где дети применяли не только заученные реплики, но и строили свои. (слайд 6)

По этому принципу учила вести диалог по телефону: звонок другу, в поликлинику, цветочный магазин. Одновременно знакомила с этикетом телефонного разговора и с традиционными речевыми фразами (включала как часть ООД) и закрепляла в играх. Например, приглашала к игре, спрашивала – Хотите поиграть в телефонную игру?

Давайте позвоним в цветочный магазин. Как вы думаете,  зачем звонят туда?( чтобы узнать, есть ли нужные цветы или чтобы заказать букет). Я буду звонить в магазин, а кто – нибудь из вас будет продавцом.

- Алло, добрый день. Это цветочный магазин? Будьте добры, скажите, какие цветы я могу сегодня купить ко дню рождения своей мамы?

- А есть ли в продаже свежие розы? Какого они цвета?

- Сколько будет стоить букет из 5 роз? Это вместе с оформлением букета?

- Подскажите, пожалуйста, как доехать до вашего магазина? А вы закрываетесь на обеденный перерыв? Спасибо за консультацию. Всего доброго.

- Кто хочет позвонить в цветочный магазин? (дети разыгрывают ситуацию самостоятельно)

После этого предлагала сходные ситуации, например, давайте представим, что мы переехали в новую квартиру и хотим украсить комнату растениями. Я позвоню в цветочный магазин. Кто будет продавцом?

- Алло, здравствуйте. Я хотела бы узнать, какие комнатные растения есть в вашем магазине? Что вы можете предложить?

- А есть ли у вас фиалки? Очень жаль. В каком магазине их можно купить? Большое спасибо, до свидания. (Если есть фиалки – какого они цвета, как за ними ухаживать)

- Кто позвонит в магазин и узнает о фиалках? (далее подобные диалоги дети самостоятельно использовали в играх – драматизациях, театральных, сюжетно-ролевых играх, импровизациях, инсценировках)

По такому же принципу заказывала такси по телефону в сюжетно – ролевой игре, давала образец.

- Алло, это диспетчер такси? Доброе утро, могу я заказать такси.

- На какое время?

- На 8 утра

- Ваш адрес

- Куда поедете?

- В детскую поликлинику

- Назовите ваш телефон

- Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания!

Затем используют подобные диалоги самостоятельно. (слайд 7)

Разговоры по телефону дети стали постоянно применять в сюжетно – ролевых играх. В этом виде деятельности  я постоянно упражняла детей в ведении ролевого диалога. 

Сначала давала свой  образец  разговора, например продавца и покупателя, затем, если ролевой диалог не получался, от имени взятой на себя косвенной роли побуждала детей наводящими вопросами к продуктивному общению.  Часто использовала ролевой диалог, как словесное упражнение «Представьте себе, что мы пришли на прием к врачу». Далее дети в парах проговаривают различные варианты диалога. Таким же образом я предлагала и другие варианты (водитель –пассажир, парикмахер – клиент, учитель – ученик и т.д.) (слайд 8)

Продолжая усложнять задачи, предлагаю словесные игры, которые побуждают детей строить диалогические реплики самостоятельно. Это игра без готовых текстов. Например, «Да» и «Нет» - дети строили  вопросы в определенном порядке, чтобы получить в ответ «да» или «нет», догадаться, какой предмет спрятан в волшебном сундучке. В совместной деятельности проводили с детьми игру «История в картинках», где дети составляют рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся действием, например –  лесная прогулка.

Как -  то раз или однажды  …  По дороге в парк Шарик  увидел…. И вдруг … Шарику стало … Но настоящий  друг…  ». На следующем этапе я предлагала придумывать варианты концовки развития сюжета.  

     Или игра «Турнир знатоков». Одна команда формулирует вопросы, другая ответы. Игра может посвящаться разным темам из содержания познавательного раздела программы, например «Космос»

- Как звали первых космонавтов?

- Что является спутником Земли?

- Есть ли жизнь на Луне? Почему?

Игра  «Любимые  места города».  Одни дети описывают какую либо достопримечательность города, не называя ее, а другие угадывают, высказывая предположения, которые либо отклоняются, либо принимаются.

Игра «Интервью» - вопросы и ответы от лица журналиста к жителю города.

- Назовите себя, пожалуйста.

- Вы давно живете в городе? Я слышала, что жители любят проводить время в парке, расскажите о нем. Где расположен? Какие там есть аттракционы?

Игру  «Интервью» можно использовать по-разному. Как вариант, дети загадывают определенную профессию и с помощью вопросов мы должны ее отгадать. Например, парикмахер. Вопросы – У человека этой профессии есть спецодежда, Какого она цвета, Чем пользуется в работе, Работает в помещении или на  улице, Использует ли он в своей работе технику, Какую? (а теперь я вам предлагаю поучаствовать в подобной игре)

Кроме игровых упражнений с диалогами в течении всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков, умения рассуждать делиться впечатлениями, использовала и другие методы и приемы, например, этические беседы. Темы брала разные, например «Как бы ты поступил? Как вести себя на

 улице?», «Наши хорошие поступки», «Мои товарищи», «Что может случится, если вдруг…», «Что такое дружба?» После чтения рассказа «Урок дружбы», задавала

репродуктивные и поисковые вопросы «Какой урок дружбы получил воробей? Какие слова можно сказать о хорошем друге? Подумайте, кто ваш самый лучший, надежный друг? Расскажите о нем».

Наблюдая за трудом дежурных в уголке природы, также старалась вовлечь детей в разговор, спрашивая: «А что у нас в уголке? Как вы думаете, растения живые предметы? Почему? Как за ними необходимо ухаживать? Какие есть у вас дома? Представьте, что вы забыли их полить. Что  будут чувствовать растения без воды? Что могло бы сказать растение, если бы умело говорить?

Также на прогулке, например, наблюдая за кошкой, после рассматривания ее внешнего вида, предлагала придумать разные истории про нее. Например, как кошка порезала лапку, как потеряла котенка, как стащила на кухне рыбу, как играла с клубком ниток. При этом  предлагала детям выбрать пару и сочинять историю с товарищем. Нет ни одной ООД, где бы я не включала фрагменты речевого общения, например, на ФЭМП при закреплении умения составлять и решать задачи, задавала вопросы, намеренно вызывая детей на построение развернутых ответов: «Из каких частей состоит задача? Что означает каждая часть? Что нужно узнать в задаче? Каким действием будем решать? Почему?»

В течение всех режимных моментов стараюсь комментировать свои действия и привлекать к рассказу ребенка, спрашивая его «Что делаешь ты? Что делает рядом сидящая Маша?». Побуждаю к вопросу предложением «А давай ее саму спросим?»

Такие диалоги происходят и во время уборки оборудования  после занятий, во время одевания на прогулку, в процессе проведения конкурсов, соревнований, продуктивной деятельности, наблюдений, экскурсий. (слайд 9)

В результате такой  работы по данной проблеме я добилась значительных успехов.

82%  наших воспитанников научились охотно вступать в речевое общение, более точно формулировать вопросы и ответы, внимательно слушать собеседника. Стали более дружелюбными, снизилась  агрессивность у проблемных детей. Они научились самостоятельно решать конфликты, договариваться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Слайд 2

коммуникация 1. Речевое общение (умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, иметь высказываться и рассуждать) 2. Словарь (обогащать и активизировать словарь, уметь оперировать словарем, умение понимать смысл слов) 3. Грамматический строй речи ( умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова, совершенствование структуры простого предложения) 4. Звуковая культура речи. (Совершенствование восприятия речи и речевого слуха, дикцию, развитие голосового аппарата)

Слайд 3

Значение игры на формирование коммуникативных навыков. Игра – это деятельность ребёнка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Слайд 4

Игры направленные на сближение детей друг с другом Способствуют укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в коллективе, созданию положительных эмоций Этюды на выражение определенных эмоциональных состояний, позволяют снять напряжение, охотнее идти на контакт

Слайд 5

Кукольный театр Кукольные персонажи, театральные куклы Постановка спектакля всегда - незабываемое событие для актеров и зрителей. А для детей к тому же – важный шаг на пути к творческому самовыражению. Если в обычном театре распределение ролей во многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре вы сможете сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа.

Слайд 6

Игры - инсценировки Помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях ( Оля заболела, к нам пришли гости) Развивают коммуникативные навыки детей (разговоры по телефону)

Слайд 7

Сюжетно- ролевые игры Развивают умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению . Формируют способность ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

Слайд 8

Словесные игры Эти игры не только помогают овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства решения специфических проблем. (пример: попроси вежливо; закончи предложение) Также к этим играм относятся игры – интервью, ролевые диалоги, которые способствуют формированию умения вести беседу, задавать и отвечать на вопросы.

Слайд 9

заключение Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. под воздействием воспитателей игры детей обогащаются эпидотами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была возможность находится в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...

Развитие диалогической речи детей с ОНР как средство формирования коммуникативной компетентности.

Комплексное, систематическое обучение навыкам общения с использованием речевых ситуаций, ролевых игр оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей с речевой патологией...

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...

Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".

ldquo;Ввести ребёнка в мир человеческих отношений— одна из важных задач воспитания личностиребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...