Использование государственных символов Российской Федерации в образовательных организациях
консультация (подготовительная группа)

Королькова Елена Александровна

Данный материал поможет педагогам не только знакомить воспитанников с государственной символикой, но и правильно размещать ее в образовательном пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №123 «Тополёк» Старооскольского городского округа

(МБДОУ ДС №123 «Тополёк»)

Консультация для педагогов

Использование государственных символов Российской Федерации в образовательных организациях

                                                                                                       

                                                                                                       

                                                                                                      Воспитатель:                                                                                                                                                                                          

Королькова Е.А.                                                                                                                                                              

                                                    Старый Оскол

                                                         2023год

Нормативные правовые акты, регламентирующие изучение и использование государственных символов Российской Федерации в образовательных организациях

1.        Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года (статья 70).

2.        Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 года, 30 июня 2003 года, 7 марта 2005 года, 8 ноября 2008 года, 23 июля, 28 декабря 2010 года, 21 декабря 2013 года, 12 марта 2014 года, 1 сентября 2014 года).

3.        Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 года, 30 июня 2003 года, 10 ноября 2009 года, 28 декабря 2010 года, 23 июля 2013 года, 12 марта 2014 года, 20 декабря 2017 года, 30 декабря 2021 года).

4.        Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 22 марта 2001 года, 21 декабря 2013 года).

5.        Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 года №        561 «Вопросы Геральдического совета при Президенте Российской

Федерации».

6.        Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Использование в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти.

Государственные символы - консолидирующая основа формирования общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, включается изучение на всех уровнях образования при реализации основных и дополнительных образовательных программ, программ воспитания.

Государственные символы Российской Федерации

Государственные символы Российской Федерации для каждого гражданина России выступают символами сопричастности и народного единства, проявления патриотических чувств и принадлежности к российскому народу, огромной стране с великой историей.

Государственные символы Российской Федерации - установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами отличительные знаки государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность.

В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»).

Регулируют вопросы использования государственных символов Российской Федерации федеральные конституционные законы: «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации».

Нормативные правовые акты, регламентирующие ознакомление и использование государственных символов Российской Федерации в образовательной организации представлены в приложении 2.

Порядок использования государственных символов Российской Федерации, установленный федеральными конституционными законами

Государственный флаг Российской Федерации

Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации вывешивается постоянно на зданиях образовательных организаций или устанавливается постоянно на их территориях.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) - левее центра.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и других флагов размер флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации, а высота подъема Государственного флага Российской Федерации не может быть меньше высоты подъема других флагов.

Использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным флагом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации также может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых образовательными организациями, организациями отдыха детей и их оздоровления.

Выносить Государственный флаг Российской Федерации рекомендуется образовательным организациям при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, в том числе финальных этапов мероприятий. Вынос Государственного флага Российской Федерации сопровождается исполнением Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной версии).

Государственный герб Российской Федерации

Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных организаций.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, образовательной организации, организации отдыха детей и их оздоровления Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) - левее центра.

При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, образовательной организации, не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).

Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется: во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской Федерации и других официальных церемоний; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам; в общеобразовательных организациях независимо от форм собственности.

В образовательных организациях рекомендуется еженедельное исполнение Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной его версии), в том числе при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных этапов мероприятий образовательной организации.

Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона «О государственном гимне Российской Федерации», а также надругательство над Государственным гимном Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конституция Российской федерации предусматривает определенные права субъектов Российской федерации, среди которых имеется право на обладание собственной символикой. Устав Белгородской области определяет воссоздание символики области специальным законом, основная цель которого - законодательно закрепить исторические, культурные, духовные и природные особенности Белгородского края.

Описание символики Белгородской области представлено в приложении 3.

Создание и зонирование в образовательных организациях мест размещения государственных символов Российской Федерации

Государственные символы Российской Федерации могут быть включены в общественные пространства образовательных организаций: холлы; рекреации; залы; административные помещения.

При создании и зонировании мест размещения государственных символов в образовательной организации необходимо обеспечить эстетичность и доступность помещения для детей, освещённость и чистоту помещения, пространственные характеристики помещения (государственные символы должны быть размещены в не менее 1 метра от учебного и иного оборудования).

Размещение государственных символов осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами о государственных символах Российской Федерации.

Государственные символы как ценностные ориентиры в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организация

Использование государственных символов в образовательных организациях должно отвечать приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.

Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа России.

Знакомство детей с государственными символами Российской Федерации рекомендуется направить на воспитание бережного отношения и уважения к символам государства, на формирование актуальных знаний детей об истории создания и конституционных требований к использованию государственных символов, на раскрытие содержания ценностей и смыслов, заложенных в государственных символах.

Государственные символы должны восприниматься детьми как ценность, иметь личностное значение для восприятия собственной принадлежности к государству и обществу.

При изучении государственных символов Российской Федерации важно учитывать особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формировать предпосылки для консолидации усилий образовательной организации, семьи, общества и государства, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

Воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образования. Воспитание        обучающихся        при        освоении        ими        основных

общеобразовательных программ в образовательных организациях осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

В основе программы воспитания - создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, формирование системных знаний о различных аспектах исторического развития России, в содержание которых рекомендуется включать знания о государственных символах Российской Федерации. Программа воспитания призвана обеспечить формирование у обучающихся основ российской идентичности.

Изучение государственных символов Российской Федерации рекомендуется осуществлять в рамках календарного плана воспитательной работы образовательной организации, особое внимание уделив празднованию государственных праздников.

Ознакомление воспитанников дошкольных образовательных организаций с государственными символами России начинается через включение установленных знаков в пространственной образовательной среде ДОО.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к государственным символам - важная задача, которая может реализоваться в процессе присвоения ими общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают начальные знания о социальном мире, в котором живет ребенок, составной частью которых является формирование представления о государственных символах России.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации

Содержание дошкольного образования в рамках образовательных областей социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического, физического развития воспитанников может включать тематические компоненты о флаге, гербе, гимне в формах, доступных для дошкольников старших возрастных групп.

В рамках программ, входящих в образовательную область «Познавательное развитие», дети старшего дошкольного возраста получают информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о государственных символах, олицетворяющих Родину.

Одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В рамках программ образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у воспитанников детских садов формируется чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых.

Программы образовательной области «Речевое развитие» знакомят дошкольников с книжной культурой, детской литературой, расширяя представления о государственных символах страны и ее истории.

В рамках программ художественно-эстетической образовательной области через творческие формы работы (рисование, лепка, художественное слово, конструирование и др.) дошкольники ассоциативно связывают государственные символы с важными историческими событиями страны.

Формирование основ патриотизма - любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; уважительного отношения к ее символике - флагу, гербу, гимну выступают образовательными задачами для старших дошкольников. Формируя представления детей о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, в детском саду осуществляется ознакомление детей в самых общих чертах в интересной и доступной для них форме с государственным устройством России, армией, флотом, авиацией.

Организация с дошкольниками игровой и театрализованной деятельности, чтение стихов о Родине, флаге страны способствуют эмоциональному принятию и отождествлению государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России должно осуществляется на основе развития патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания.

Очень важно сформировать у детей дошкольного возраста первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Самым значимым событием является победа нашего народа в Великой Отечественной войне.

Источник: Инструктивно - методическое письмо «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в период 2022-2023 г.г.»

2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Важность ознакомления старших дошкольников с государственными символами Российской Федерации.

     М. Монтень говорил:  «Герб и флаг страны отражает историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан»....

Государственные символы Российской Федерации

Презентация содержит материалы о государственной символике России. История появления гербов....

Государственные символы Российской федерации.

Презентация на тему Государственные символы Российской федерации....

Статья Важность ознакомления старших дошкольников с государственными символами Российской Федерации

     М. Монтень говорил:  «Герб и флаг страны отражает историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан»....

Стихи о государственных символах Российской Федерации

В процессе патриотического воспитания необходимо знать символы РФ.Стихи помогут ребятам и педагогам запомнить их....

Педагогический совет «Использование государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей»

Цель:Систематизация знаний педагогов об использовании государственной символики в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: 1.Систематизировать работу по изучению истории государственных символов Р...