Конспект открытого занятия по развитию познавательной деятельности с использованием STEM-технологий «Посылка в космос»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Караева Ирина Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Центр образования № 12»

имени  Героя Советского Союза И.А.Маликова»

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по развитию познавательной деятельности с использованием STEM-технологий  «Посылка в космос»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

Воспитатель первой категории

Караева Ирина Михайловна

 

 

 

 

 

 

Ногинск

Тема «Посылка в космос»

Цель: объединение образовательных STEM- модулей в единую систему для решения поставленной задачи. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Задачи:

Обучающие: закреплять навыки работы по STEM образованию.

Развивающие: развивать познавательскую деятельность в процессе экспериментирования.

Развивать исследовательские навыки, любознательность, наблюдательность, моторику рук, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности.

 

Оборудование. Пять  STEM-модулей :

1. Модуль «Логические блоки Дьенеша»- часы и карточки с заданием для работы

2. Модуль «Робототехника»-beebot, коврик с заданием «4й лишний» и кубики для программирования

3. Модуль «Конструирование»-набор LEGO

4. Модуль «Дидактическая система Фрёбеля»-наборы №3-№6

5. Модуль «Экспериментирование»- колбы разных размеров, ёмкости с водой

Так же: картонный макет ракеты, коробки-посылки, карточки «4-й лишний»

 

 

 

Ход занятия

 Вступление. Дети и воспитатель  встают в круг

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте, всем скажем «Здравствуйте».

Чтобы нам было веселей, чтобы было нам светлей давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу и нашим гостям.

 Приветствия  Здравствуй, Небо!

Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу:

Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

 Ответы детей: День Космонавтики!

Воспитатель: Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле « Восток » - это было важным событием для ученых всего мира. - Ребята вы знаете , что среди космонавтов были и женщины – космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина – космонавт.

Воспитатель:- Дети а вы знаете кто был самыми первыми космонавтами до людей?

Ответы детей: Собаки Белка и Стрелка.

Воспитатель: Правильно ребята самые первые кто отправился в космос это были собаки Белка и Стрелка, они облетели вокруг Земли на космическом спутнике, 17 раз облетели вокруг Земли  и провели в полёте 25 часов.

Воспитатель : -Ребята, посмотрите, какую посылку мне прислала моя бабушка (Показывает большую коробку). Там, наверное, очень много разных конфет, давайте откроем и посмотрим.

Воспитатель открывает посылку и с удивлением вытаскивает из коробки тюбики с надписями «Котлеты» и «Борщ», большую открытую бутылку с надписью «Кислород».

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, это вовсе не похоже на посылку от бабушки. Как вы думаете, что случилось? 

Ответы детей: Наверное  посылку перепутали, или она затерялась.

Молодцы ребята, правильно.

Воспитатель: - А чью посылку нам прислали, кто обедает борщом из тюбика и кому необходим баллон с кислородом? 

Ответы детей: Космонавтам

Воспитатель: Правильно ребята

Воспитатель: Наверное, посылку из Звездного Городка по ошибке прислали нам. Это получается, что космонавты останутся без провизии и воздуха? Что делать ?

Ответы детей: -Надо отправить космонавтам эту посылку.

Воспитатель: Да ребята, мы можем постараться сами отправить посылку космонавтам. Для этого нам нужно знать индекс и адрес. Но посылка у нас необычная и индекс на ней записан тоже необычно. Посмотрите (обращает внимание детей на боковую часть посылки, там изображены циферблаты часов). Давайте сядем за столы и попробуем разгадать индекс нашей посылки.

(Кубики Дьеныша)

 Практическая часть

Дети садятся за столы по двое, на каждый стол раздается карточка с изображением двух циферблатов. Воспитатель у доски показывает время на демонстрационных часах и просит детей сказать, сколько часов и сколько минут на каждом циферблате. В конце из комбинации цифр составляется индекс.

Воспитатель: -Молодцы, ребята. Индекс нам известен, но теперь нужно узнать адрес, а он  почти стёрся. Давайте позовём на помощь нашу Пчёлку! Пчёла поможет найти правильный ответ на загадки. Отгадав их, мы поймём какой адрес на нашей посылке.

Дети  подходят к столу, на котором лежит коврик,bee-bot ,кубики для программирования и карточки с заданиями. Для команды приготовлены карточки «4-й лишний».

Воспитатель: Дети, вам нужно найти лишнюю картинку и направить Пчёлку в нужное  направление.

 Правильно ответив на вопрос, объяснив ответ, дети находят лишнюю картинку и программируют путь пчёлки до нее. 

В итоге получается две картинки: красный круг и ракета. Картинки дублируются на доску.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Пчёлка нам загадала такой адрес: красное, круглое и туда можно долететь только на ракете. Как вы думаете, какой адрес? 

Ответы детей: Космонавты отправились в экспедицию на Марс.

Воспитатель:- Правильно ребята!

Воспитатель: Теперь, когда мы знаем адрес, нам нужно придумать, на чём же мы отправим нашу посылку 

Ответы детей: -А давайте  придумаем свою  ракету и построим  ее макет из конструктора?

(конструктор ЛЕГО, дары Фрёбера)

Дети делятся на две команды: первая команда получает конструктор ЛЕГО, вторая –дары Фрёбеля. Дети строят свои макеты ракет.

Педагог эмоционально поддерживает воспитанников. Отдельно отмечает каждую работу. Молодцы ребята!

Воспитатель: Макеты построены, но для запуска ракеты нужна слаженная дружная команда. Я предлагаю нам сейчас сделать физкультминутку, которая сделает нас самой дружной и крепкой командой.

Физкультминутка

Космодром

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.

Молодцы дети!

После физкультминутки  дети вновь делятся на две команды и встают около столов, на которых приготовлены наборы для экспериментирования.

Опыт «Свойства воздуха»

Воспитатель: Ребята, ракеты мы с вами придумали. Но мы совсем забыли, что когда доставали баллон с кислородом из посылки, он был открыт (показывает открытый баллон). Мы же не можем оставить наших космонавтов без воздуха.  Наберем для них в наши колбы чистого Земного воздуха?

Ответы детей: Да.

(дети берут колбы, зачерпывают воздух и закрывают их).

Воспитатель: Но как мы можем понять, что внутри колбы воздух? У него нет ни запаха, ни цвета.

Ответы детей: Надо набрать в колбы воду.

Воспитатель: Правильно ребята, помочь нам в этом может вода.

Ход эксперимента. Необходимо колбу медленно опустить в емкость с водой. Важно обратить внимание, что колбу нужно держать ровно. Обращаем внимание детей, что колба не заполнилась водой до конца. Почему (она заполнена воздухом и он не пускает воду) Детям предлагается немного наклонить колбу, что появляется в воде (видны пузырьки воздуха).

(«Экспериментирование»: пробирка, колбы на подставке)

Воспитатель: -Посмотрите дети, видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Ответы детей: Воздух выходит из колбы.

Молодцы! Правильно!

Воспитатель: Воздух выходит из колбы, и его место занимает вода.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, но может заполнять собой любое пространство.

Дети проводят эксперимент. Убедившись, что в колбе есть воздух, дети вынимают ее из воды, протирают салфеткой и вновь зачерпывают воздух. Все колбы собираются в посылку.

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Теперь у космонавтов хватит воздуха даже для самой долгой экспедиции. Адрес и индекс нам  известны, ракеты построены, воздух упакован.

Воспитатель:- Какие вы молодцы! Мы настоящая команда! А теперь пришло время отправлять нашу посылку в космос (выносится большую картонную ракету, прячет посылку).Ребята, давайте начнем обратный отсчёт и запустим нашу ракету в космос! Только нам нужно будет всем закрыть глаза, чтобы в них не попала пыль.

Дети считают«3,2,1.Пуск» и закрывают глаза. В это время воспитатель уносит ракету и лопает воздушный шар. Дети открывают глаза. Эмоционально обыгрывается запуск ракеты.

Воспитатель: Вот мы и отправили посылку космонавтам на Марс. Интересно, долетела она или нет ?  Стук в дверь. Входит почтальон и отдает другую посылку педагогу.

Воспитатель: Ребята, а вот и наша посылка! Космонавты прислали нам ее с Марса! Давайте же посмотрим, что там внутри! Воспитатель и дети открывают посылку и находят письмо и  подарки от космонавтов.

Воспитатель вместе с детьми проводит анализ занятия :

Воспитатель: -Ребята, мы с вами сегодня помогли космонавтам получить посылку с Земли. Это очень доброе и благородное дело!

Воспитатель: -Какое задание было самое трудное?

Ответы детей: Игра « 4-й  лишний»

Воспитатель: -Какие задания вам показались самыми интересными?

Ответы детей: Опыт с водой.

Ребята, вы сегодня молодцы, вы показали себя, как настоящая дружная команда! Я предлагаю нам взяться за руки и сказать«Всем-всем спасибо! Всем-всем до свидания!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Посылка в космос»24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Центр образования № 12»

имени  Героя Советского Союза И.А.Маликова»

Конспект открытого занятия по развитию познавательной деятельности с использованием STEM-технологий  «Посылка в космос»

Составил:

Воспитатель первой категории

Караева Ирина Михайловна

Ногинск

Тема «Посылка в космос»

Цель: объединение образовательных STEM- модулей в единую систему для решения поставленной задачи. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Задачи:

Обучающие: закреплять навыки работы по STEM образованию.

Развивающие: развивать познавательскую деятельность в процессе экспериментирования.

Развивать исследовательские навыки, любознательность, наблюдательность, моторику рук, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности.

Оборудование. Пять  STEM-модулей :

1. Модуль «Логические блоки Дьенеша»- часы и карточки с заданием для работы

2. Модуль «Робототехника»-beebot, коврик с заданием «4й лишний» и кубики для программирования

3. Модуль «Конструирование»-набор LEGO

4. Модуль «Дидактическая система Фрёбеля»-наборы №3-№6

5. Модуль «Экспериментирование»- колбы разных размеров, ёмкости с водой

Так же: картонный макет ракеты, коробки-посылки, карточки «4-й лишний»

Ход занятия

 Вступление. Дети и воспитатель  встают в круг

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте, всем скажем «Здравствуйте».

Чтобы нам было веселей, чтобы было нам светлей давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу и нашим гостям.

 Приветствия  Здравствуй, Небо!

Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу:

Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

 Ответы детей: День Космонавтики!

Воспитатель: Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле « Восток » - это было важным событием для ученых всего мира. - Ребята вы знаете , что среди космонавтов были и женщины – космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина – космонавт.

Воспитатель:- Дети а вы знаете кто был самыми первыми космонавтами до людей?

Ответы детей: Собаки Белка и Стрелка.

Воспитатель: Правильно ребята самые первые кто отправился в космос это были собаки Белка и Стрелка, они облетели вокруг Земли на космическом спутнике, 17 раз облетели вокруг Земли  и провели в полёте 25 часов.

Воспитатель : -Ребята, посмотрите, какую посылку мне прислала моя бабушка (Показывает большую коробку). Там, наверное, очень много разных конфет, давайте откроем и посмотрим.

Воспитатель открывает посылку и с удивлением вытаскивает из коробки тюбики с надписями «Котлеты» и «Борщ», большую открытую бутылку с надписью «Кислород».

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, это вовсе не похоже на посылку от бабушки. Как вы думаете, что случилось? 

Ответы детей: Наверное  посылку перепутали, или она затерялась.

Молодцы ребята, правильно.

Воспитатель: - А чью посылку нам прислали, кто обедает борщом из тюбика и кому необходим баллон с кислородом? 

Ответы детей: Космонавтам

Воспитатель: Правильно ребята

Воспитатель: Наверное, посылку из Звездного Городка по ошибке прислали нам. Это получается, что космонавты останутся без провизии и воздуха? Что делать ?

Ответы детей: -Надо отправить космонавтам эту посылку.

Воспитатель: Да ребята, мы можем постараться сами отправить посылку космонавтам. Для этого нам нужно знать индекс и адрес. Но посылка у нас необычная и индекс на ней записан тоже необычно. Посмотрите (обращает внимание детей на боковую часть посылки, там изображены циферблаты часов). Давайте сядем за столы и попробуем разгадать индекс нашей посылки.

(Кубики Дьеныша)

 Практическая часть

Дети садятся за столы по двое, на каждый стол раздается карточка с изображением двух циферблатов. Воспитатель у доски показывает время на демонстрационных часах и просит детей сказать, сколько часов и сколько минут на каждом циферблате. В конце из комбинации цифр составляется индекс.

Воспитатель: -Молодцы, ребята. Индекс нам известен, но теперь нужно узнать адрес, а он  почти стёрся. Давайте позовём на помощь нашу Пчёлку! Пчёла поможет найти правильный ответ на загадки. Отгадав их, мы поймём какой адрес на нашей посылке.

Дети  подходят к столу, на котором лежит коврик,bee-bot ,кубики для программирования и карточки с заданиями. Для команды приготовлены карточки «4-й лишний».

Воспитатель: Дети, вам нужно найти лишнюю картинку и направить Пчёлку в нужное  направление.

 Правильно ответив на вопрос, объяснив ответ, дети находят лишнюю картинку и программируют путь пчёлки до нее. 

В итоге получается две картинки: красный круг и ракета. Картинки дублируются на доску.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Пчёлка нам загадала такой адрес: красное, круглое и туда можно долететь только на ракете. Как вы думаете, какой адрес? 

Ответы детей: Космонавты отправились в экспедицию на Марс.

Воспитатель:- Правильно ребята!

Воспитатель: Теперь, когда мы знаем адрес, нам нужно придумать, на чём же мы отправим нашу посылку 

Ответы детей: -А давайте  придумаем свою  ракету и построим  ее макет из конструктора?

(конструктор ЛЕГО, дары Фрёбера)

Дети делятся на две команды: первая команда получает конструктор ЛЕГО, вторая –дары Фрёбеля. Дети строят свои макеты ракет.

Педагог эмоционально поддерживает воспитанников. Отдельно отмечает каждую работу. Молодцы ребята!

Воспитатель: Макеты построены, но для запуска ракеты нужна слаженная дружная команда. Я предлагаю нам сейчас сделать физкультминутку, которая сделает нас самой дружной и крепкой командой.

Физкультминутка

Космодром

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.

Молодцы дети!

После физкультминутки  дети вновь делятся на две команды и встают около столов, на которых приготовлены наборы для экспериментирования.

Опыт «Свойства воздуха»

Воспитатель: Ребята, ракеты мы с вами придумали. Но мы совсем забыли, что когда доставали баллон с кислородом из посылки, он был открыт (показывает открытый баллон). Мы же не можем оставить наших космонавтов без воздуха.  Наберем для них в наши колбы чистого Земного воздуха?

Ответы детей: Да.

(дети берут колбы, зачерпывают воздух и закрывают их).

Воспитатель: Но как мы можем понять, что внутри колбы воздух? У него нет ни запаха, ни цвета.

Ответы детей: Надо набрать в колбы воду.

Воспитатель: Правильно ребята, помочь нам в этом может вода.

Ход эксперимента. Необходимо колбу медленно опустить в емкость с водой. Важно обратить внимание, что колбу нужно держать ровно. Обращаем внимание детей, что колба не заполнилась водой до конца. Почему (она заполнена воздухом и он не пускает воду) Детям предлагается немного наклонить колбу, что появляется в воде (видны пузырьки воздуха).

(«Экспериментирование»: пробирка, колбы на подставке)

Воспитатель: -Посмотрите дети, видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Ответы детей: Воздух выходит из колбы.

Молодцы! Правильно!

Воспитатель: Воздух выходит из колбы, и его место занимает вода.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, но может заполнять собой любое пространство.

Дети проводят эксперимент. Убедившись, что в колбе есть воздух, дети вынимают ее из воды, протирают салфеткой и вновь зачерпывают воздух. Все колбы собираются в посылку.

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Теперь у космонавтов хватит воздуха даже для самой долгой экспедиции. Адрес и индекс нам  известны, ракеты построены, воздух упакован.

Воспитатель:- Какие вы молодцы! Мы настоящая команда! А теперь пришло время отправлять нашу посылку в космос (выносится большую картонную ракету, прячет посылку).Ребята, давайте начнем обратный отсчёт и запустим нашу ракету в космос! Только нам нужно будет всем закрыть глаза, чтобы в них не попала пыль.

Дети считают«3,2,1.Пуск» и закрывают глаза. В это время воспитатель уносит ракету и лопает воздушный шар. Дети открывают глаза. Эмоционально обыгрывается запуск ракеты.

Воспитатель: Вот мы и отправили посылку космонавтам на Марс. Интересно, долетела она или нет ?  Стук в дверь. Входит почтальон и отдает другую посылку педагогу.

Воспитатель: Ребята, а вот и наша посылка! Космонавты прислали нам ее с Марса! Давайте же посмотрим, что там внутри! Воспитатель и дети открывают посылку и находят письмо и  подарки от космонавтов.

Воспитатель вместе с детьми проводит анализ занятия :

Воспитатель: -Ребята, мы с вами сегодня помогли космонавтам получить посылку с Земли. Это очень доброе и благородное дело!

Воспитатель: -Какое задание было самое трудное?

Ответы детей: Игра « 4-й  лишний»

Воспитатель: -Какие задания вам показались самыми интересными?

Ответы детей: Опыт с водой.

Ребята, вы сегодня молодцы, вы показали себя, как настоящая дружная команда! Я предлагаю нам взяться за руки и сказать«Всем-всем спасибо! Всем-всем до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по сенсорно-познавательной деятельности".

Тема"Формирование математических представлений у детей младшего возраста"....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Конспект открытого занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Невероятные открытия Лунтика»

Цель:- развитие любознательности и познавательного  интереса. Задачи:- развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Чем мы дышим?»

Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его  обнаружения. Дать детям элементарные  представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для ...