Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий
презентация

Мишукова Наталья Алексеевна

Дошкольный возраст является по-настоящему уникальным: в этот период идет интенсивное развитие, его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу – психического и физического развития. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, и том числе, такие как здоровье и и правильное здоровое поведение. Полученные в этом возрасте знания и привычки закладывают фундамент дальнейшего развития человека. Компоненты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста почень схожи с компонентами любого взрослого человека однако, естественно, существуют определенные нюансы характерные именно для возраста 2-7 лет. Рациональный режим дня, здоровое питание,закаливающие мероприятия, гигиенические мероприятия и навыки, благополучная психологическая обстановка и отношение родителей к своему любимому чаду.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий Подготовила: воспитатель МКДОУ БГО Центр развития ребенка – детский сад № 11 Н .А. Мишукова

Слайд 2

Цель дошкольного образования Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. ФГОС ДОУ

Слайд 3

Принципы здорового образа жизни 1.Творцом здорового образа жизни является человек. 2. Отказ от вредных привычек. 3. Соблюдение принципов рационального питания. 4. Рациональная двигательная активность. 5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека .

Слайд 4

Возрастные предпосылки для формирования представлений о ЗОЖ дошкольника активно развиваются психические процессы; заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку; дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

Слайд 5

Задачи по формированию ЗОЖ Младшая группа 1.Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения. 2.Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнёра, контролировать и координировать движения). 3.Рассказывать о правилах поведения на улице посёлка, города: переходить улицу на зелёный цвет светофора только за руку с взрослыми, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперёд. 4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснять правило «нельзя». 5. рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Слайд 6

Задачи по формированию ЗОЖ Средняя группа 1.Продолжить идентифицировать своё имя с собой; знакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов ; ценить своё тело; знать основные правила заботы о нём; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому. 2.Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек—живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки. Туловище, голова. Рассказать о здоровье ( как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж , закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.

Слайд 7

Задачи по формированию ЗОЖ Средняя группа 3. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть». 4. Развивать настойчивость, целеустремлённость в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности. 5.Рассказывать о Правилах дорожного движения. 6.Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замёрзло лицо на морозе—разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги—попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги—переоденься в сухое.

Слайд 8

Задачи по формированию ЗОЖ Средняя группа 7.Рассказывать о культуре еды, о правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. 8. Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой. Есть аккуратно. Не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами. Не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб. Печенье с общей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям ; пользоваться салфеткой. Спокойно выходить из—за стола, говорить «спасибо». 9. Рассказывать о микробах. Доказывать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Слайд 9

Задачи по формированию ЗОЖ Старшая группа 1.Расширить знания ребёнка о себе, своём имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телесложения , походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши. Глаза, как мы двигаемся. Дышим. Общаемся с другими людьми. Представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама, бабушка, различать половую принадлежность по внешнему облику. 2. Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник—скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках.

Слайд 10

Задачи по формированию ЗОЖ Старшая группа 3. Знакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своём здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать своё время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья. 4.Рассказывать, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега(могут сорваться сосульки); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек. 5.Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.

Слайд 11

Задачи по формированию ЗОЖ Подготовительная группа 1.Формировать положительную оценку и образ себя; обращать внимание на свою внешность. 2.Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, испуг, смех). 3. Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.

Слайд 12

Задачи по формированию ЗОЖ Подготовительная группа 4.Рассказывать об основных правилах безопасности поведения на улице и в помещениях. 5.Рассказывать о человеческих качествах: аккуратность, общительность, драчливость, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, талант, сила. 6. Учить обслуживать себя, осуществлять контроль за самочувствием после физической нагрузки; самостоятельно выполнять правила гигиены, контролировать качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами.

Слайд 13

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. определение Всемирной организации здравоохранения

Слайд 14

Подгруппы здоровьесберегающих технологий ● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; ● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); ● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Слайд 16

Здоровьесберегающие технологии Стретчинг - вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ритмопластика - движения, выполняемые под музыку, приносящие физическое и духовное здоровье, радость. Динамические паузы - короткая разминка среди занятия. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры. Могут быть использованы как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр . Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Слайд 18

Гимнастика как здоровьесберегающая технология Гимнастика пальчиковая - комплексы упражнений для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Гимнастика для глаз - комплексы упражнений для сохранения зрения. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Гимнастика бодрящая - комплексы упражнений после сна, позволяющий детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Гимнастика корригирующая - один из видов специальных гимнастик, применяемая для устранения различных нарушений осанки. Гимнастика ортопедическая - комплексы упражнений для стоп и позвоночника. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Слайд 20

Массаж как здоровьесберегающая технология Самомассаж - система приемов механических воздействий на поверхность тела. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. При этом необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Точечный самомассаж - система приемов выполняемых путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время.

Слайд 21

Психо-коррекционные технологии Арттерапия - вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве, терапия изобразительным творчеством). Проводится сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы. Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий. Сказкотерапия (психологический метод, предполагающий развитие самосознания через психологическую сказку). Занятия проводят 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Слайд 23

Психо-коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия . Применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Технологии воздействия цветом . Проводятся как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Технологии коррекции поведения. Организуются сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2016-2017 учебный год

Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детски...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2018-2019 учебный год

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2018-2019 учебный год...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников на 2017-2018 учебный год

Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ...

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 6 «Рябинка»

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников  6-7 лет (включительно)  подготовительной к школе группы № 6 «Рябинка»...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников старшей группы по средствам современных технологий.

quot;Здоровье- это еще не все, но все без здоровья- ничто", - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления...