родительское собрание тренинг "Давайте начнем с себя"
методическая разработка (старшая группа)

Бондаренко  Татьяна Александровна

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://png.pngtree.com/thumb_back/fw800/background/20190221/ourmid/pngtree-simple-spring-festival-literary-fresh-image_45560.jpg

МБДОУ д/сад № 39

                                                                   

                                                                            Конспект

родительского собрания - тренинга

на тему

«Давайте начнем с себя»

Бондаренко Т.А.

Конспект

родительского собрания - тренинга

на тему

«Давайте начнем с себя»

Бондаренко Т.А.

Пояснительная записка

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.

Мысль о том, что задача воспитателя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить родителей, я стараюсь донести до каждого из родителей.

http://festival.1september.ru/articles/509357/img1.gif

         

Во время пребывания ребенка в детском саду, мы (дети,  и родители) составляем треугольник <Рисунок 1> (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.

Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в дет. саду.

Участие родителей в  жизни  детского сада детей имеет большое значение и для детей, и для меня, и для самих родителей.

Особое значение играют родительские собрания. Правильно построенное общение родителей и воспитателя – это залог успешного воспитания дошкольника -  Благородным Человеком. Общаясь с родителями, я лучше узнаю детей, знакомлюсь с тем, чем “живет и дышит” семья, и мне становятся более понятны “детские трудности”. Беседы, анкеты,  встречи с психологом, обсуждения статей, обмен опытом по вопросам воспитания, помогает родителям познавать, лучше понимать своих детей, а порой и самих себя.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка
  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Ход занятия.

Перед началом собрания родителям раздаются по одной ромашке (ромашки двух цветов) для того чтобы разделится в ходе собрания на две команды.

Здравствуйте уважаемые родители. Мы очень рады снова вас видеть в нашем детском саду. Сегодня у нас родительское собрание пройдет немножечко необычно, мы с вами будем выполнять упражнения тренинга. Тему  нашего тренинга вы видите на доске («Давайте начнем с себя»). Мы попробуем с вами усилить наши способности к пониманию  и чувствования эмоционального мира своего ребенка. Итак, начнем..

Давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.

Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.

Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.

Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.

Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

Здравствуйте все.

   

Хорошо, а сейчас давайте встанем на ноги и проведем упражнение на сплочение.

 «Шанхайцы». 

Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)

Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль».  В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние.

Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи мы приготовили притчу и хотим  вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Нет это не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

- Ребенок – это и есть Путник  Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

https://urok.1sept.ru/articles/509357/img2.gif

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

https://urok.1sept.ru/articles/509357/img3.gif

5. У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.

(Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…)

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

(Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…)

(Родители помещают еще одно сердечко в чашу со своим хорошим качеством).

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.).

Продолжим наш тренинг и следующее упражнение

 «Перебежки»: 

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
  • Встать и поменяться местами тем,  кто часто читает своему ребенку
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто целует своего ребенка
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто хвалит своего ребенка

«Пословицы» 

Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:

  • Без корня и трава не растет.
  • Не мы на детей походим, а они на нас.
  • Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
  • Похвальное слово гнило бывает.

Релаксация

«Очищение от тревог»

Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...

Садитесь поудобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...

Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!

Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...

Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)

Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

А сейчас мы с вами немножечко разомнемся

«Танцы по кругу»

Участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Я Вера, я танцую вот так» (показывает свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Вера, Вера танцует вот так» (показывают ее движение жестами). Затем следующий показывает свое упражнение.

А сейчас давайте потянемся к солнышку.                                                                    Встаньте, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно растягивая все тело. Начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, грудным отделом, поясницей и ногами, не отрывая пяток от пола. задержать дыхание – кончиками пальцев тянемся к солнышку, выдох. Опуская руки, расслабиться.

Упражнение «Подарок».

Родителям   раздаются открыточки и предлагается  подарить друг другу.

Давайте подведем итог нашей встречи.

Вернемся к притче которую вы услышали в начале нашей встречи. Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?

- Ребенок.

- Каким должен быть этот Путник?

- Благородным Человеком.

- Кто же воспитывает его?

- Мы, Взрослые.

- Наша задача воспитывать Благородного Человека.

Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать …

- Себя!

И завершая нашу встречу, хочу вам предложить похлопать друг другу за проделанную работу, хлопать будем по очереди, начнем с меня.

 

 Приложение:             Тест « Истинное «Я»

Вопрос 1.

ты общительная?

да

нет

Вопрос 2.

считаешь себя замкнутой?

да

нет

Вопрос 3.

любишь я ркие или мрачные цвета?

яркие

мрачные

Вопрос 4.

тебя обзывают в школе?

да

нет

Вопрос 5.

если да, обращаешь внимание?

да

нет

Вопрос 6.

любишь шумные и большие компании?

да

нет

Вопрос 7.

когда тебе плохо ты становишься меломаном?)

да

нет

Вопрос 8.

ты люьишь спокойствие?

да

нет

Вопрос 9.

ты считаешь себя идиальной?

да

нет

Вопрос 10.

работаешь над собой? (если ты выбрала вариант что ты идиальна, то делаешьли ты это чтоб подлерживать себя в форме?)))

да

нет

                                         10 заповедей для родителей

  • Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не думай, что ребёнок твой: он Божий.
  • Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты дела ешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагода рить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третье му: это необратимый закон благодарности.
  •  Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в ста рости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
  • Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него ещё нет при вычки.
  • Не унижай!
  • Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, мучь — если можешь и не делаешь.
  • Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве): для ребёнка сделано недоста точно, если не сделано всё.
  • Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому ребенку то, чего не хотел бы, чтобы дру гие сделали твоему.
  • Люби своего ребёнка любым: неталантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, по тому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.

                                           Литература:

  1. Ш.А. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
  2. Издательский дом Шалвы Амонашвили
  3. Лаборатория гуманной педагогики МГПУ Москва 2006

https://fs.znanio.ru/d5af0e/13/dc/030f4efe616e9ebc60dbceac84824fe199.jpg

Данный тренинг проводился с родителями старшей группы доу. Его цель - переосмысление родителями своих  личностных качеств и качеств своего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания-тренинг на тему »Давайте начнем с себя»

собрание тренинг с родителями детей старшей группы...

Воспитание ребенка в семье: начни с себя.

Современные  детские психологи констатируют печальный факт: общение родителей  со своими детьми сошло на «нет». Вина тому - сумасшедший поток жизни, в котором родители поглощены не только за...

Консультация для педагогов ДОО по пропаганде интереса к ЗОЖ у воспитанников ДОО и их родителей "Начни с себя"

В данном материале подчеркивается, как важен пример педагога, его стремление к ЗОЖ, для  воспитания увлеченных спортом детей, для пропаганды ЗОЖ среди семей воспитанников. Материал можно использо...

Начни с себя!

Римскому императору Марку Аврелию принадлежит афоризм: «Жизнь — штука лёгкая. Если тебе тяжело жить, значит, ты живёшь неправильно»....

Конспект родительского собрания - тренинга на тему "Давайте начнем с себя"

Конспект  родительского собрания - тренинга  на тему  "Давайте начнем с себя"...

родительское собрание "Начни с себя"

Презентация для родительского собрания группы Аистята "Начни с себя"...

Тема родительского собрания «Давайте начнем с себя»

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Задачи тренинга:• усиление способности родителей к пониманию и...