Конспект активного занятия (совместно с родителями) в старшей группе: «Верность родной земле» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
методическая разработка (старшая группа)

Седых Татьяна Павловна

Через занятие дети и родители становятся активными участниками. Осваивают социокультурную категорию "Вера".Формируются представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, подвигах русских богатырей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_aktivnogo_zanyatiya.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект активного занятия (совместно с родителями)

в старшей группе на тему:

«Верность родной земле»

по программе «Истоки» и  «Воспитание на социокультурном опыте»

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

Образовательные:

  • Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера».
  • Способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, защитникам земли Русской.
  • Расширять знания о славе богатырской.
  • Повысить культуруродителей в вопросах патриотического воспитания детей через обращение к культурному наследию предков.

Развивающие:

  • Развивать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
  • Развивать восприятие мудрого слова сказок, былин и пословиц.
  • Обогащать образную речь через характеристику образа русского богатыря 

 (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый).

Воспитательные:

  • Воспитывать гордость, уважение к родной стране, её героям – богатырям.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная.

Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый,

Игровой.

Методические приёмы: Словесные: художественное слово (пословицы), пояснения, поощрение, эмоциональный настрой, беседа, вопросы и ответы, уточнения, объяснения.

Наглядные: «Оберег моей семьи», доспехи и снаряжение богатыря и современного воина.

Практические: общение детей при выполнении задания «Оружие и одежда русских богатырей и современных защитников» , эксперимент «Березовые прутики», общение детей с воспитателем и родителями при создании оберега.

Игровые: пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать»,

физкультминутка «За высокими горами».

Формы организации: фронтальная, работа в паре.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-

эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: колокольчик, картинки славян; игра «Оружие и одежда русских богатырей и современных защитников» (Русские богатыри: лук, стрелы, меч, палица, булава, шлем, кольчуга, копьё, латы и плащ. Современные воины: граната, пулемёт, автомат, ракеты, пистолет, фуражка и китель, сапоги, бескозырка); берёзовые прутики по 2 шт. на каждого ребенка; заготовки для аппликации «Оберег для моей семьи»

Предварительная работа:

Чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина; раскрашивание образов русских богатырей (доспехов); заучивание стихов и пословиц по теме.

Ход занятия:

I Мотивационно-побудительный этап

 

Организационный момент

 (дети и родители под звон колокольчика становятся в круг)

Психологический настрой:

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть,

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить.

Воспитатель: «Гой еси, добры молодцы и красны девицы!». Как вы думаете, что я сейчас сказала?

Воспитатель: Я с вами поздоровалась. Так здоровались очень много лет назад. Слово «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». «Ты сейчас есть и будь живым еще!». Я пожелала вам жизни на многие лета (года).

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, присаживайтесь.

(Мам, папы берут своего ребенка за руку и сажают его на стул, сами садятся позади своего ребенка.)

Работа в круге

Воспитатель: Ребята, в какой  стране мы с вами живем? (Россия)

Воспитатель: Расскажите, какая наша Россия (родная, красивая, большая, огромная, любимая, богатая, необъятная…).

Воспитатель: А всегда ли наша Родина была такой?

Воспитатель: Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Повернем колесо истории назад, и оно покажет нам защитников нашей страны в глубокой древности. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза, пойдем по кругу и скажем такие слова: «Мы по кругу пойдем и в глубокую древность попадем!».

II Основной этап

Дети и родители присаживаются на стульчики

Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне (показывает иллюстрации). 

Воспитатель: На что похоже слово «славяне» по звучанию? (Это слово напоминает слова «слава», «славный».) 

Воспитатель: Славяне – это славный, хороший, добрый народ. Им нужно было где-то жить, и поэтому места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

Воспитатель: Подумайте, почему славяне в древности селились в лесах и вблизи рек? (в лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу).  Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть». Они разводили домашних животных, а, расчистив участок леса, выращивали хлеб.

Воспитатель: Когда то наша страна называлась  Русью  и враги очень часто нападали на Русь, а охраняли и защищали её, как вы думаете, кто?

Воспитатель: Правильно, богатыри.

Воспитатель: А откуда люди узнавали о подвигах богатырей? (Из былин)

Воспитатель: А что такое былина? Как вы думаете, откуда произошло это слово? (Слово «былина» произошло от слова быль. Быль – это  то, что было).

Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов. Из былин мы узнали что, богатыри были сильными, много  тренировались: упражнялись в умении владеть мечом, копьем, луком, упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте, скачках на конях,  боролись друг с другом, от того и были такими сильными и могучими.  Русский богатырь обладал особой силой духа. Это был, прежде всего,  человек, готовый в любую минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Верность родной земле помогала могучим богатырям одержать множество славных побед.

Воспитатель: Давайте попробуем защитить Русь.

Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать»

1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются». 

Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу

«ножки»).

Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы). 

Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак). 

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о вере и о верных людях нашей русской земли.

Воспитатель:   Ребята, как вы понимаете слова «Верность родной земле»? (Ответы детей)

Воспитатель:   В чем проявлялась верность славных богатырей родной земле?

Воспитатель:   Русский народ придумал много пословиц о силе и верности. Уважаемые мамы и папы, если вы знаете их, расскажите. (Родители рассказывают пословицы)

Воспитатель:   Ребята, назовите богатырей, которые стояли на рубежах Русской земли? (Ответы детей.)

Воспитатель:   С кем они сражались и кого победили в трудном бою?

Воспитатель:   Какими качествами обладали богатыри? (Дети перечисляют) 

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а в наше время есть богатыри? (Ответы детей.) 

Воспитатель Кого можно назвать богатырями? (Ответы детей.)

Воспитатель Правильно, они днем и ночью охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

 

Игра «Оружие и одежда русских богатырей и современных защитников»

Воспитатель: Перед вами разложены картинки, на которых изображены оружие и одежда. Вам надо выбрать то, что относится к оружию и одежде русских богатырей, а что к современным защитникам, назвать и разложить рядом с карточками с изображением древнерусского и российского воинов. А в конце игры мы проверим, друг у друга правильно ли вы выполнили задание (Русские богатыри: лук, стрелы, меч, палица, булава, шлем, кольчуга, копьё, латы и плащ. Современные воины: граната, пулемёт, автомат, ракеты, пистолет, фуражка и китель, сапоги, бескозырка).

Воспитатель: Молодцы, ребята вы правильно выполнили задание, а вы знаете, что богатыри после тяжелого боя любили отдохнуть, так вот и я вам тоже предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка.

За высокими горами, (поднимают руки вверх) 

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой) 

Дозором шли богатыри (шагают на месте) 

Очень сильные (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают

кулаки)

Очень зоркие (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя) 

Свой народ освободили  (руки вверх, кричат: «Ура!»).

Воспитатель:  Почему наш народ любит и помнит русских богатырей?

Воспитатель: В народе говорят: «Один в поле не воин». Как вы понимаете эту пословицу.

Воспитатель: Давайте проверим.

Эксперимент «Березовые прутики»

Воспитатель: Возьмите в руки один прутик, и попробуй его сломать. Что произошло? (Прутик сломался)

Воспитатель: Трудно было его сломать? (Нет)

Воспитатель: А, как вы думаете почему?

Воспитатель: А теперь возьмите по 10 прутиков, попробуйте их сломать. Что произошло? (Прутики не ломаются)

Воспитатель: Легко сломать много прутиков? Почему? (Тяжело. Потому что много прутьев сломать)

Воспитатель: Когда я один меня легко сломать - один в поле не воин, когда нас много никто не сможет нас сломать - когда мы вместе мы сила.

Воспитатель: Вот вам мой  богатырский наказ: «Должны вы все вместе стоять за свою Родину, и тогда не один враг не ступит на нашу землю».

Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам

Земли Русской? »

Задание для родителей и детей.

Воспитатель: Вам сейчас надо разделиться на микрогруппы, подумать и ответить на вопрос: «За что люди благодарны защитникам Земли  Русской?». Делегирование ответа поручается ребенку из каждой  микрогруппы.

(Дети и родители предлагают свои варианты ответов на заданный вопрос,

приходят к общему решению.)

Воспитатель:  Если вы готовы, то начинайте свой ответ со слов, мы считаем….

Воспитатель: Мы все говорим о богатырях защитниках Земли Русской, скажите, какой предмет защищал богатыря в бою? Верно, это щит. Слово «щит» означает навес, защита.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на щите у богатыря означает знак Солнца.  (Предположения детей.)

Воспитатель: Солнце – знак непобедимости. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Так вот, я вас приглашаю в мастерскую сделать оберег (щит), который будет защищать вас и вашу семью как русских богатырей.

(Родители и дети проходят к столам и делают обереги)

III Заключительный этап

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами еще раз вспомнили подвиги русских богатырей.

Воспитатель: Я думаю, что когда нашей Родине потребуется ваша помощь и защита, вы будете достойными богатырями своего времени!

Воспитатель: Наши дети счастливы, они живут в мире, где нет сил темных, нет зла.  Важно научить детей ценить то, что имеют современные люди, благодаря современным защитникам Отечества.

Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? Почему, по вашему мнению, важно воспитать у ребенка преданность и верность (Отчизне, семье, своему народу)? (Ответы родителей.)

Воспитатель: А теперь послушайте ребята, какой наказ нам оставили богатыри.

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» ЗадачиПрисоединение  родителей к  отечественным  традициям.Оказание родител...

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» Задачи1.     Присоединение  родителей к  отечественным  традициям.2....

«Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокул...

Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Тема занятия «Мудрость сказочного слова».

Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».Тема занятия  «Мудрость  сказочног...

«Конспект активного занятия с родителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

laquo;Конспект активного занятия с роителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...