Опытно-экспериментальная деятельность для старшей группы: "Стекло"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Яцинович Татьяна Ивановна

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Развитие познавательной инициативы ребенка.

Задачи:

1. Обобщить и уточнить знания о свойствах стекла, ее значимости для человека.

2. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь.

3. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Ход опытно - экспериментальной деятельности:

В группе оборудована мини-лаборатория, выставка предметов из стекла.

Воспитатель: - Ребята, добро пожаловать в нашу лабораторию. Сегодня мы вместе с вами займемся увлекательным занятием – экспериментированием. Угадайте, с чем мы сегодня будем экспериментировать:

Звучащее, прозрачное, воды я не боюсь, а ударюсь – разобьюсь?

Ответ детей.

Воспитатель: - Правильно, это стекло.

- Стекло производят из песка. (Показываем стакан с песком). Используется кварцевый песок (он мелкий и белый) и специальные компоненты для прочности. Песок нагревают от 300 до 2500 градусов в печи (фото), это очень высокая температура, при которой песок плавится и становится жидким (фото).

- Пока он не остыл - его заливают в форму для того, чтобы получился предмет, или выдувают из него предмет (фото). А какие предметы из стекла вы знаете?

Ответы детей.

– Правильно это посуда, банки, зеркало, аквариум, новогодние шары, очки, лампочки, флакон от духов... Обращаем внимание на выставку стеклянных предметов.

- Стекло бывает прозрачное (показываем стеклянный стакан), но, если на производстве добавить специальный порошок – получится цветное стекло. Показываем зеленую, синюю, коричневую посуду.

- Ребята, если стекло прозрачное, то мы можем увидеть, что находится в емкости? Да.

- Давайте проведем эксперимент.

Эксперимент №1 «Прозрачное стекло».

Материалы: емкость с окрашенной водой, пустой стакан.

Ребенок переливает воду из емкости, в которой не видно, что находится в стакан.

- Видим какого цвета вода? Да.

Вывод: стекло бывает прозрачное и непрозрачное. Прозрачное стекло используют для производства окон, чтобы через него можно было видеть, а непрозрачное – цветное для производства посуды, витражей, украшений.

Воспитатель: - Стекло издает звук. При ударе стекло вибрирует, и мы слышим этот звук. Чем тоньше стекло, тем тоньше и звук – мелодичный, у толстого стекла звук глуше. Проведем эксперимент.

Эксперимент №2 «Мелодичность стекла».

Материалы: фужер, стакан, палочка.

Вызываем ребенка. Ребенок ударяем палочкой о фужер, затем о стакан. Сравниваем звуки.

Вывод: стекло имеет свойство - мелодичность.

- Ребята, люди научились играть мелодии на стеклянных бокалах. Хотите послушать?

Прослушивание мелодии.

- Стекло хрупкое, оно может разбиться (фото осколков стекла). Как нужно обращаться со стеклом?

Ответы детей.

– Правильно, Аккуратно. Что нужно делать, если стекло разбилось?

Ответы детей.

- Позвать взрослых, подмести осколки, пропылесосить.

Физкультминутка «Стекло».

Куда бы нас не занесло, повсюду видим мы стекло

Глазки влево, взгляд в окно, разглядим там стекло.

Взгляд ведем наверх и вот

Стеклянный видим там плафон.

Мы как будто бы во сне к стеклянной подошли стене.

Руками трогаем стекло – очень гладкое оно.

Руки в стороны разводим,

По стеклу руками водим.

Спинку выгнули, прыжок!

И вновь вернемся на урок!

Воспитатель: - Ребята, назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду?

Ответы детей.

- Правильно, это стакан, банка, ваза.

Пропускает ли стакан воду? Проверим?

Эксперимент №3 «Стекло водонепроницаемое».

Материалы: стакан, емкость с водой.

Вызываем ребенка. Ребенок наливает воду в стакан.

Вывод: стекло водонепроницаемое.

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь задумывались - пахнет ли стекло, теплое оно или холодное?

Эксперимент №4 «Запах стекла, холодное стекло».

Материал: стакан.

Всем детям даем понюхать и потрогать стакан.

Вывод: чистое стекло не имеет запаха, стекло холодное – оно само не нагревается, а тепло через него быстро выходит.

Рефлексия:

Воспитатель: - Ребята, вам понравились наши эксперименты? Что нового вы узнали?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...