Картотека дидактических игр, для работы с детьми с ОВЗ
материал

Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в целенаправленном обучении. И значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры. т.к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт. Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_detmi_ovz.docx78.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  дидактических игр для работы с детьми с ОВЗ

https://ruzaregion.ru/fotosnews/20562.jpg

Пояснительная записка

Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в целенаправленном обучении. И значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры. т.к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Актуальность дидактических игр для дошкольников с ОВЗ обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

В первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем - игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем - игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт, обобщенный в слове, уметь оперировать образами-представлениями, вызванными этим словом.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Каждая игра обязательно должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определённые игровые действия, которые являются обязательным компонентом дидактической игры. При выполнении игровых действий необходимо соблюдать определённые правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и самим воспитательно-образовательным процессам.

Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относится к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи.

Цель:  повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ в условия ДОУ.

Предполагаемый результат: у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья развивается сенсорно – моторная зона посредством дидактических игр. Дети приобретают опыт действовать согласованно, объединяться в подгруппы для проведения игры, по желанию расширяют понравившееся игровое правило и действие.

 

Дидактическая игра "Спрячь крышку в бочонок"

Цель: закрепление умения соотносить однородные предметы по цвету.

Материал: крышки разных цветов, коробка с бочонками разных цветов, чудесный мешочек.

Ход игры

Дети садятся за стол. Педагог задает им вопросы, ориентируясь на бочонки:

- Каких цветов цветочки на бочонках?

- Какого цвета крышечки? (и др.)

Дети, ориентируясь на свои знания о цветах, подбирают нужную крышечку к цветочку такого же цвета.

Дидактическая игра "Надень коту сапожки"

Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.

Оборудование: картинка Кота в сапогах, несколько пар сапожек разного цвета.

Ход игры.

Ребёнку предлагается обуть кота. При этом педагог сначала предлагает выбрать два одинаковых сапожка. А в дальнейшем, как вариант игры, выбирает сапог одного цвета, а ребёнок должен подобрать пару.

 

Дидактическая игра "Наряди птичку"

Цель: развивать умение подбирать парные предметы по цвету.

Оборудование: птички разных цветов, бантики на липучках таких же цветов как птички.

Ход игры:        

Педагог предлагает украсить птичку и подобрать ей бантик такого же цвета. Как сама птичка.

Дидактическая игра "Посади букашку на цветок"

Цель: развитие умения соотносить предметы по цвету.

Оборудование: цветок с семью лепестками разного цвета, букашки и прищепки такого же цвета.

Ход игры.

Педагог предлагает посадить букашку на лепесток такого же цвета как букашка и чтобы она не улетела закрепить букашку прищепкой.

Дидактическая игра "Выложи картинку из пробок"

Цель: формирование умения выкладывать картинку по схеме, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки –схемы, цветные пробки.

Ход игры.

Педагог предлагает ребёнку картинку- схему, с выделенными кружочками, местами для выкладывания из пробок. Рассматривает с ребёнком картинку. Затем показывает разноцветные пробки и ребёнок должен выложить пробки на рисунок в соответствии с цветом рисунка.

Дидактическая игра "Стиральная машина"

Цель: развитие умения различать цвета.

Оборудование: коробочки в виде стиральных машин - автоматов с барабанами разных цветов, одежда таких же цветов.

Ход игры:

Педагог предлагает ребёнку подобрать для каждой стиральной машины одежду соответствующего цвета.

Дидактическая игра "Подбери окошки к домику"

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления.

Оборудование: домики разного цвета с окошками из разных геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующие окошкам.

Ход игры:

Педагог говорит, что наступила ночь и надо закрыть окошки в домиках, для этого нужно подобрать геометрические фигуры, которые подойдут по цвету и форме и закроют окошки на ночь.

Дидактическая игра "Пробки"

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация логического мышления.

Оборудование: дощечки с наклеенной липкой лентой, одна полоска – лента одной стороны, другая –лента другой стороны; пробки с липучкой разных сторон.

Ход игры.

Педагог предлагает закрепить пробки на дощечке. Т.к. лента липучки наклеена разной стороной на дощечку и на пробки, то ребёнок должен догадаться и подобрать правильную пробку. Если пробки держатся крепко и не падают, то задание выполнено верно.

Дидактическая игра "Чей хвост?" (с прищепками)

Цельразвитие мелкой моторики рук, закрепление знаний детей о диких животных.

Оборудование.

Картинки с животными, у которых нет хвостовой. И картинки хвостов, приклеенные на прищепки.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть диких и домашних животных и задает вопрос: «Чего не хватает?». Предлагает детям подобрать соответствующий хвост, для животного. Дети находят хозяина хвоста, и прикрепляют его на место. Педагог обращает внимание на правильные ответы на вопрос: - чей хвост? (лисий, волчий, и т. д).

Дидактическая игра "Укрась матрёшку"

Цель: развитие мелких движений рук, умения соотносить геометрическую фигуру с контуром.

Оборудование: матрёшки с сарафанами, украшенными разными геометрическими фигурами, соответствующие геометрические фигуры.

Ход игры.

Педагог предлагает ребёнку украсить сарафан для матрёшки. Ребёнок должен подобрать соответствующую по контуру и цвету фигуру.

Дидактическая игра "Пицца"(на липучках).

Цельразвитие мелких движений рук, закрепление знаний о продуктах питания.

Оборудование.

Круглое игровое поле (основа под пиццу), вырезанные и заламинированные элементы ингредиентов для приготовления пиццы.

 

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку испечь пиццу.

Уточняет, что для этого есть основа из теста и продукты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...