Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Скоро в школу» для детей от 5 до 7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Харькина Виктория Михайловна

Структура программы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию

1.3. Основные принципы обучения чтению

1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Возрастные особенности детей раннего возраста

2.2.Направления образовательной работы обучения чтению

2.3. Структура непосредственно-образовательной деятельности

2.4 Работа с букварём Жуковой Н. С.

2.5. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка «Скоро в школу»

3.2. Список литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx54.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ  № 2 «Ромашка»

Рабочая программа

к дополнительной общеразвивающей образовательной  программе

«Скоро в школу»

для  детей от 5  до 7 лет

   Автор рабочей программы:

                                                                                                                                                                                         Харькина В.М.

Структура программы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию

1.3. Основные принципы обучения чтению

1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Возрастные особенности детей раннего возраста

2.2.Направления образовательной работы обучения чтению

2.3. Структура непосредственно-образовательной деятельности

2.4 Работа с букварём Жуковой Н. С.

2.5. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка «Скоро в школу»

3.2. Список литературы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнана и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе. Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.

Дополнительная образовательная программа «Скоро в школу (обучение чтению)» (далее просто «Программа») имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

• Устав учреждения.

Программа является модифицированной и реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного

этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Данная программа является модифицированной, она составлена с учетом основной общеобразовательной программы МАОУ Апрелевская СОШ №3 с УИОП ДОШ  «Ромашка» разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и учебного пособия «Букварь» Н.С. Жуковой

Пособие «Букварь» - это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С. Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.

Наталья Жукова – известный логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников, ее многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных изданиях. Имя Жуковой известно в широких кругах психологов, логопедов, педагогов. В основе обучения дошкольников чтению по авторской методике Н.С. Жуковой лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в игре различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать. Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения.

Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии.

Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

. 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию

Цель программы: определить наиболее эффективные пути и методы обучения грамоте детей дошкольного возраста видами речи: чтение, письмо, слушание, говорение, в основе, которой лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи; помочь детям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения. познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков.

Задачи: развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями;

образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений;

воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

1.3. Основные принципы:

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

*принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

*принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

* принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям

последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

*онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

- Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, пении, чтении.

- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре.

- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими.

- Речь ребенка становится более выразительной, четкой, грамотной.

. - Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть со звуками и словами.

. - Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Возрастные особенности детей 4-5 лет, 5-6 лет

Для детей 4-5 лет становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш

способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Усвоение происходит в игровой деятельности, при содействии положительных эмоций, непроизвольного внимания, непроизвольной памяти. Для правильной организации системы формирования фонематического слуха дошкольников преподавателю необходимо знать не только их возрастные, но и индивидуальные особенности. Индивидуальные качества детей преподаватель должен учитывать уже с первых дней занятий. Педагог должен спокойно, доброжелательно объяснять детям, как важно прислушиваться к каждому звуку и слову в родном языке. Это приучит детей быть более внимательными к звуковой стороне родного языка. Преподаватель выясняет, что больше всего привлекает ребенка в процессе занятий, и дает ему возможность заняться языковыми упражнениями, но не изолированно, а вместе с группой, что и позволяет малышу наиболее полно проявить свои речевые возможности.

2.2. Направления образовательной работы обучения чтению

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим

. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое .

2.3. Структура образовательной деятельности

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей возраст  5-7 лет

Численность в группе: 16 человек.

Форма организации занятий: групповая

Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

Общее количество: 69 занятий.

Пояснения: кружок функционирует с 14 сентября по 30 мая.

В январе в связи с каникулами занятия начинаются с третьей недели. Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Требования к уровню подготовки детей к концу года

Обучающиеся должны уметь:

*достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

* соблюдать орфоэпические нормы произношения;

* владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

* свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

* правильно согласовывать слова в предложении;

* понимать смысл прочитанного;

* составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т.п.; *ориентироваться на странице книги;

* правильно использовать предлоги;

* правильно произносить звуки.

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.

Реализуется следующая схема проведения занятия:

- прорабатываются упражнения для губ или язычка;

- уточняется правильность произношения звука;

- описывается звук;

- игра со звуком;

- рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву; - знакомство с новой буквой;

- читается стихотворение о букве;

- работа с кассой букв;

- определение место звука в слове

- физминутка

- чтение

Примечание: * Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;

* Подводя итоги, педагог спрашивает: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны. Можно рассказать, чем дети будут заниматься на следующем занятии.

Занятия носят интегрированный характер, каждое из которых включает в себя программные задачи из разных образовательных областей:

- Образовательная область «Формирование Целостной Картины Мира» - систематизация знаний об окружающем.

- Образовательная область «Физическая культура» - формирования потребности в двигательной активности.

- Образовательная область «Художественное творчество» - развития детского творчества.

Методика формирования элементарных навыков чтения и письма можно разделить на 3 раздела

1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

2. Развитие звукобуквенного анализа слова.

3. Обучение чтению.

На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что

позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру.

Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.

Широко применяется дифференцированный подход. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать.

Чтобы успешно реализовать программу по обучению детей чтению используются разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт?» (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН) и т.д.

2.4. Работа с букварём Жуковой Н. С.

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников.

«Букварь» Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», можно увидеть привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д. В «Букваре» Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ребенок пролистнет несколько страничек – узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв – и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю – миновать самый сложный этап в обучении – объяснить, как из звуков образуются слоги.

Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Мама показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую

букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.

В букваре имеется обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой.

В пособии буквы алфавита расположены в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Графически показано слияние букв в слоги – «человечек бежит к букве». Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Задача пособия – обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.

По совету автора начинать учиться можно в любом возрасте. Но особо оговаривается: устная речь ребенка должна быть достаточно развита.

Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, необходимо обратиться к логопеду.

На каждой страничке под чертой находятся указания для родителей. Необходимо прочитать их заранее, чтобы избежать многих ошибок, узнать, как проще и доступнее преподнести материал.

Затем можно приступать к занятиям. Не заучивать сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь задача педагога, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия.

Выучив первые несколько букв, необходимо переходить к их слияниям. На первых порах нужно помочь ребенку, вести карандашом или указкой от буквы к букве, закрыть белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения.

У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных

слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не нужно торопиться, но и не тормозить. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв.

2.5. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях.

Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

2.5. Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, книги, тетради, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей.

Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.

Раздаточный материал:

1. Буквари Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2011г

2. Жукова Н. С. Я пишу правильно. От букваря к умению красиво и грамотно писать.- М.:ЭКСМО,2011г

3. Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребенка.

4. Индивидуальные карточки на каждого ребенка из «Папки дошкольника».

5. Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка.

6. Фишки: зеленая, синяя, красная на каждого ребенка

7. Цветные карандаши

8. Простые карандаши

Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце учебного года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению.

3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Календарно-тематическое планирование занятий (5-7 лет) Период

Тема

Колич.

часов

Сентябрь-Октябрь

«Мир звуков»

«Звук и буква «А»»

«Звук и буква «У»»

«Звук и буква «О»»

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

1

1

1

1

2

2

Ноябрь

«Сочетания «АУ», «УА»

Сочетания «АМ»,«МА»,«УМ»,«УА»,«АУ».

Сочетания «АС», «УС», «ОС».

Сочетания «МА», «МУ».

Сочетания «СА», «СУ», «СО».

Читаем буквы и слоги из двух букв.

1

1

1

1

2

2

Декабрь

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

«Звук и буква «Ш»»

«Звук и буква «Ы»».

«Звук [Л], [Л'] и буква «Л»»

«Звук [Н], [Н'] и буква «Н»»

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

1

2

1

1

1

1

1

Январь

«Звук и буква И»

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

2

1

2

Февраль

«Звук и буква «Й»»

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»

«Звуки [В] и [В'], буква «В»

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»

«Звук и буква «Ж»»

2

1

1

1

1

2

Март

«Буква «Е»»

«Буква Ь»

«Буква Я»

«Буква Ю»

2

2

2

2

Апрель

Буква «Ё»

«Звук и буква «Ч»»

«Звук и буква «Ц»»

«Звук и буква Э»

2

2

2

2

Май

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»

«Звук и буква «Щ»»

«Буква Ъ»

Обобщающее занятие.

2

2

2

2

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 2 раза в неделю, 30 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и сам

                                    Тематический план занятий.

1.       Количество и счет (15 занятий)

•   числа от 0 до 10;

•   порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...);

•   прямой и обратный счет в пределах 10;

•   нахождение и сравнение чисел-соседей;

•   решение простейших арифметических задач.

2.       Величина (9 занятий)

•   сравнение предметов по форме;

•   сравнение предметов по цвету;

•   сравнение предметов по размерам;

•   сравнение предметов по длине и высоте;

•   сравнение предметов по ширине и толщине;

•   введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;

•   нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;

•   подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;

•   изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);

•   методы наложения и приложения;

•   прием попарного сравнения.

3.       Ориентировка в пространстве (10 занятий)

•        ориентировка на листе в клеточку;

•        ориентировка в клеточке;

•        ориентировка в кабинете по словесной инструкции;

•        понятия: слева, справа, вверху, внизу;

•        направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад;

•        формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;

•        использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.

4.       Ориентировка во времени (6 занятий)

•        название дней недели;

•        название месяцев;

•        времена года, год;

•        формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;

•        формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.

5.      Простейшие геометрические представления (5 занятий)

•        точка, луч, угол, отрезок;

•        прямая, горизонтальная и вертикальная линии;

•        ломаная и кривая линии;

•        разомкнутые и замкнутые линии;

•        ученическая линейка, ее практическое использование;

•        знакомство с мерой длины — сантиметром.

6.       Геометрические фигуры (7 занятий)

•        треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;

•        углы, стороны, вершины фигур;

•        измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;

•        выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;

•        группировка фигур по 1-2 признакам;

•        деление фигур на равные и неравные части;

•        сборка целых фигур из 4-8 частей.

7.       Графические работы (10 занятий)

•        штрихование и раскрашивание;

•        рисование по памяти;

•        рисование узоров по клеточкам на слух;

•        срисовывание предметов по клеткам и по точкам;

•        дорисовывание недостающих частей предметов;

•        копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.

8.       Конструирование и моделирование (10 занятий)

•        собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;

•        собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;

•        собирание кубиков «Уникуб»;

•        работа со строительным материалом (кирпичики);

•        собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;

•        собирание картинок из частей;

•        собирание цифр из счетных палочек;

•        игры с бусинками.

9.       Логические задачи (8 занятий)

•        антонимические игры;

•        продолжение логического ряда;

•        классификация предметов по признакам;

•         нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;

•         головоломки различного вида сложения;

•         занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;

•         игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;

•         математические конкурсы

10.Математические развлечения

  • « Волшебное поле»
  • «Космическое путешествие»
  • Интеллектуальный марафон.

  Итого 69 занятий.

. Содержание программы 

В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

Программа «Занимательная математика» будет способствовать повышению уровня математического развития детей по сравнению с требованиями программы на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), и в соответствии с действующим ФГОС ДО.

Годовой календарный учебный график

Организационно-педагогические условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «занимательная математика» рассчитана на 1 год.  Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Обще количество 64 часа. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой работы.Дополнительной платной услугой могут воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: показ детьми занятий по математике.

 Планируемые результаты

Ребенок должен знать:

•         числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

•         порядковый счет от 1 до 10;

•         числа-соседи;

•         меру длины — сантиметр;

•         простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;

•         понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;

•    геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник;

•    вершины, стороны, углы фигур;

•    основные цвета и их оттенки;

•    название сторон и углов клетки;

•    строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7 см);

•    предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

•    временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

•    название дней недели;

•    название месяцев и времен года;

уметь:

•     считать от 1 до 10 и от 10 до 1;

•     находить и сравнивать числа-соседи, преобразовывать смежные числа;

•     решать простейшие арифметические задачи;

•     находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;

•     изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;

•     подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;

•     ориентироваться в тетради в клеточку (0,7 см);

•     ориентироваться в пространстве;

• ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);

• правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;

• сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;

•        использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;

•        измерять длину отрезков, сторон фигур, записывать их значение в сантиметрах;

•        делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;

•        собирать фигуры из 4—8 частей;

•        рисовать узоры (на слух) в тетрадях;

•        рисовать по памяти;

•        срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;

•        собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;

•        логически формулировать ответы;

•        продолжать логический ряд фигур и предметов;

•        решать математические загадки, ребусы, головоломки.

Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых. Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р.Немова, Д.Векслера, Н.Вераксы.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.

2. Диагностический инструментарий (диагностические задания)

Задание №1. Развитие внимания

Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

Задание №2. Развитие памяти

Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №3. Развитие восприятия

Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень

1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

Задание №4. Развитие воображения

Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено.

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №5. Развитие мышления

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Чего не хватает на рисунке?»

2. «Что лишнее на рисунке?»

3. «Раздели на группы, и назови одним словом»

4. «Сложи картинку»

5. «Что перепутал художник?»

6 «Заплатки к коврикам»

7. «Что сначала, что потом?»

Оценивание проходит по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

 

 Список литературы

1.     Шевелев К.В. Конспекты занятий по математике  с детьми 5-6 лет.-М.:2009

2.     ШевелевК.В.  Конспекты занятий по математике  с детьми 6-7 лет.-М.:2010

3.     Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 80 с.

4.     Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М.: Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.

5.     Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.:ТЦ Сфера, 2014 – 64с.

6.     Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие –М.:ТЦ Сфера, 2012.

7.     Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе.

Рабочие тетради для детей

1.     Шевелев К.В. Учусь писать цифры. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

2.     Шевелев К.В. Готовимся к школе (в 2х частях).  Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

3.     Шевелев К.В. Занимательная геометрия .   Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

4.     Шевелев К.В. Графические диктанты.  Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.

5.     Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи.  Рабочая тетрадь для дошкольников 5-7 лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе по развитию речи «Речевичок» для детей 3- 6 лет

Цель:  Формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.Реализация программы «Речевичок», разработана на основе парциальной программы О...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка "Скоро в школу"

Рабочая программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Раз-ступенька» для детей от 4 до 6 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеАпрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ  № 2 «Ромашка»...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»

Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и  LEGO Spike start)....