Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Колокольчик” Тема: «Волшебный Новый Год»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Новый год отмечают не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Хотите узнать, как же именно его отмечают? Сейчас я предлагаю вам превратиться в путешественников и отправиться в путь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_novyy_god_podgotov.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 165 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной группе «Колокольчик»

Тема: «Волшебный Новый Год»»

Составитель:

Безносова А.А.

первая квалификационная категория

г.Новосибирск, 2020

Цель: формировать представления о «Новом годе» как веселом и добром празднике.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях и обычаях праздника;

2. Развивающие:

 - Развивать речь детей: учить давать полные и развернутые ответы;

 - Развивать интерес к новогоднему празднику;

- Развивать игровую деятельность детей.

3. Воспитательные:

-  Воспитывать любовь к семейным традициям.

Методы и приемы:

Игровой: сюрпризный момент.

Словесный: рассказ, беседа, вопросы, поощрения, художественное слово.

Наглядный: показ иллюстраций.

Материалы: картинки с изображением елочных игрушек и предметов, которые не относятся к ним (для игры «Нарядим ёлку к празднику»), фотографии детей на празднике в семейном кругу, фотографии с изображением столиц разных стран Мира  (мультимедийная презентация)(Англии, Германии, Франции, Японии, России).

Активизация словаря: Англия, Германия, Япония, Новый Год, традиции, Древняя Русь, канун Нового Года, можжевельник,

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, отгадайте мою загадку, а когда отгадаете, мы с вами отправимся в самое интересное путешествие.

«Что за праздник на дворе

Наступает в декабре?

В это время все вдруг рады,

Малыши подарков ждут,

Ради нескольких минут

Собирается семья:

Мамы, бабушки, родня.

И держа в руках бокалы,

Сосчитав часов удары,

Все от радости визжат,

Шутят, прыгают, шалят.

Прочь кошмары и ненастья,

В эту ночь ждут только счастья,

Это праздник без хлопот,

Это праздник - (Новый год)

Воспитатель: Правильно дети, это «Новый год». А что вообще такое «Новый год»? (ответы детей)

  1. Основная часть.

Воспитатель: «Новый год – это праздник». Я думаю, что очень трудно найти человека, который бы не любил «Новый Год». С раннего детства «Новый Год» является самым любимым, домашним и очень теплым праздником для каждого из нас. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь давайте послушаем песню «Идет к нам «Новый год» (музыка и слова Е. И. Морозовой) Прослушивание аудозаписи.

Беседа о появлении «Нового года».

Воспитатель: «Новый год»- один из самых весёлых праздников. Его всегда встречают с хорошим, весёлым настроением. А знаете ли вы, как появился праздник Новый год? А как вы думаете, дети, откуда пришел к нам этот праздник? (Ответы детей)

Воспитатель: В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. И вот больше 300 лет назад русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по другому обычаю (европейскому) – 1 января. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на «Новый год» ветками сосны, можжевельника и ели.

Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

Первоначально на «Новый год» украшали деревья конфетами, печеньем,

фруктами, орехами и даже овощами.

Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки.

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает.

Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований.

Вот таким образом и появился наш «Новый Год», который мы привыкли встречать с самого детства.

Воспитатель: А сейчас дети давайте отдохнем и немного поиграем.

Физминутка «Новый год»

У всех «Новый год»,

И у нас «Новый год». (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)

Возле ёлочки зелёной хоровод, хоровод.

К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)

Он игрушек, и хлопушек,

И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

Он добрый у нас,

Он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)

Возле ёлочки зелёной

Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)

Беседа о том, как отмечают «Новый год» в разных странах Мира.

Воспитатель: Дети, а как вы думает, везде ли отмечают «Новый год» одинаково? (ответы детей: во всех странах Новый Год отмечают по разному)

Воспитатель: Давайте все вместе отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют «Новый год» в других странах. (Воспитатель показывает фотографию (презентацию) с изображением столицы Англии – Лондона)

Воспитатель: Это Лондон – столица Англии. В Англии на «Новый год» к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей. (Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок)

(Воспитатель показывает изображение Берлина – столицы Германии)

Воспитатель: А это ребята Берлин – столица Германии.

В Германии живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто в течении года вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.

(Воспитатель показывает фотографию с изображением Парижа – столицы Франции)

Воспитатель: А это Париж – столица Франции.

Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.

(Воспитатель показывает фото с изображение Токио – столицы Японии)

Воспитатель: А это, ребята. Токио – столица Японии.

Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин «Новый год».

Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан, а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают «Новый год» в новой одежде. Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году

 (Воспитатель показывает фотографию с изображением Москвы – столицы России)

Воспитатель: Вот мы с вами вернулись домой. Это Москва – столица нашей страны России. В России «Новый год» – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, обращение президента России, а в 0:00 прогремит звон кремлевских курантов, которые ознаменуют начало нового года в столице, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку. А какие подарки подарить детям на «Новый год» Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником (предложить детям написать письма Деду Морозу)

Воспитатель: Скоро наступит «Новый год» в нашей стране. А как же вы, ребята обычно отмечаете «Новый год»? (Дети начинают показывать свои семейные фотографии и рассказывают о том, как они дома отмечают праздник)

Беседа с детьми о новогодней ёлке.

Воспитатель: Ну как ребята расскажите, а у кого дома уже стоит нарядная елка? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот скажите, чем же можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями? (Ответы детей)

Игра «Нарядим ёлку к празднику».

Дети делятся на две команды. Перед ними картинки с изображением елочных игрушек и предметов, которые не относятся к ним (шарики, сосульки, звезды, лисичка, зайчик, табуретка, коньки, гвоздь, Дед Мороз, Принцесса, Снегурочка, конфеты, брюки, молоток, посуда.) Ребята приступают к украшению елочек. Побеждает та команда, которая не только быстро украсит елку, но и правильно. Итоги игры дети подводят сами.

Отгадывание загадок.

Воспитатель: Какие все молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки? За каждую правильную отгадку вы получаете снежинку.

Воспитатель загадывает загадки:

Вся она приходит в белом,

Укрывает она снегом

Все деревья и дома,

Называется … (зима)

В Новый Год мы не грустим,
Мы под елочкой сидим
И друг другу с выраженьем
Говорим мы…
 (поздравления)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (
хоровод)

На деревьях, на дорожках,

на ребячьих, на сапожках.

Он зимой лежит на всех

Ну конечно, это … (снег).

Все резные, кружевные –

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (Снежинки)

Его дети из снега слепили

Из морковки приделали нос

Даже шарфик ему подарили

Чтобы в сильный мороз не замёрз

Кто же он знает каждый ребёнок

Во дворе за окошком стоит

Друг мальчишек и друг девчонок

Добрый толстенький друг … (снеговик)

«Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем «Новый год».

(месяц декабрь)

Всюду в этот праздник грохот!
Взрыв, за ним веселый хохот!
Очень шумная игрушка –
Новогодняя… (
хлопушка)

Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это … (ёлка)

Мы замерзнуть не боимся

Мы танцуем и поём

Мы смеемся, веселимся

И подарки ждём

И вокруг нарядной ёлки

Водим хоровод

Не боимся мы замёрзнуть

Мы встречаем … (Новый Год)

Дед мороз спешит на елку,

Тянет за собою санки.

А на них мешок тяжелый,

И в мешке лежат … (подарки)

С мешком подарков, с бородой,

Веселый взгляд и красный нос.

Он приходит к нам зимой

Добрый дедушка … (Мороз)

Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка… (
Снегурочка)

«Раз, два, три! — Звучит команда, —

Ну-ка, елочка, гори!

Зажигает фонари

Новогодняя … (гирлянда)

На ёлке всё, что хочешь, есть:

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые …» (шары).

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки и озера

Покроет скользкий толстый … (лёд)

По льду летаем, словно ветер.

В глазах – веселья огоньки.

Мы сапоги обули, скороходы,

Они называются … (коньки)

С горки снежной катятся

Вадик и Оксанка.

Словно ветер мчатся

Их новенькие … (санки).

Их на ноги обуваем

Быстро мы с горы съезжаем

Почему ответ не слышу?

Ну конечно это … (лыжи)

Уцепившись за карниз

Капельки бросает вниз

Не игрушка, не свистулька,

А прозрачная … (сосулька)

  1. Заключительная часть

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось наше занятие? Чем?
Дети: Мы узнали, какие бывают Деды Морозы в разных странах мира. Поиграли в интересные игры.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.

Воспитатель: Вот на этом наше с вами путешествие подошло к концу. Всех поздравляю с наступающим «Новым годом»!

Тема:  «Кто такой Дед Мороз?»

 

Цели:

 1. Развивать речь детей, мышление, память, внимание.

 2. Дать представления детям о том, где живет Дед Мороз; вызвать интерес к празднику Новый год, Деду  Морозу и Снегурочки, любознательность и желание узнать о сходствах и различиях Деда Мороза и Санта Клауса.

Словарная работа: Великий Устюг, Дед Мороз, Санта Клаус.

 Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Предварительная работа: подготовка к Новогоднему празднику (разучивание стихов, песен, хороводов), подготовка выставки поделок «Зимняя карусель», украшение групповой комнаты к празднику.

Материал: Презентация «Кто такой Дед Мороз?».

ТСО: Мультимедийная установка, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи.

Ход

1. Организационный момент.

Воспитатель:

 «Лесом частым, полем вьюжным

 Зимний праздник к нам идёт.

 Так давайте скажем дружно:

 Здравствуй, праздник – Новый год! »

- Приближается самый любимый, самый красивый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут этот праздник. Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный взрослыми и детьми праздник - Новый год! Атрибутов у него много.

- Ребята, назовите их (новогодняя ёлка, разноцветные гирлянды, шарики, хлопушки). И каждый год на наш любимый праздник приходят новогодние герои, которые проводят с нами новогодний утренник. Отгадав мои загадки, вы сможете увидеть их на экране.

Загадки:

1) Весь он в золоте сверкает,

 Весь искрится при луне,

 Ёлку в бусы наряжает,

 И рисует на стекле.

 Он такой большой проказник –

 Ущипнет за самый нос.

 К нам сюда пришёл на праздник.

 Кто он, дети?..               (Дед Мороз)          

- Слушайте вторую загадку.

2) Я - внучка Мороза и Вьюги,

 Являюсь сюда каждый год!

 Со мною снежинки-подруги

 Весёлый ведут хоровод.   (Снегурочка)      

 - Ответьте, кто же эти герои? (Дед Мороз и Снегурочка).

-Молодцы ребята!  И сегодня мы узнаем про Деда Мороза: откуда появился, где живёт, как он готовится к такому большому празднику.

2.  Кто такой Дед Мороз?

Воспитатель: Дед Мороз – добрый волшебник, властелин зимнего леса, создающий нам праздник. Все ребятишки и взрослые знают, что живёт Дед Мороз в лесу, дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает её и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей.

Как вы думаете, во все страны мира приходят Деды Морозы? (ответы детей).

- Деды Морозы всегда одинаково одеты? (ответы детей)

 -В разных странах выглядят они по-разному. У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки - каждый делает это по-своему.

3. Игра «Найди  отличия!»

(изображения Деда Мороза и Санта Клауса)       

Дети рассуждают, а потом воспитатель обобщает.

Сравнение

Дед Мороз

Санта Клаус

Головной убор.

Шапка, отороченная мехом.

Ночной колпак с помпончиком.

Борода.

Длинная, до пояса., серебристо-белого цвета, как и волосы.        

Короткая, лопатой.

Верхняя одежда.

Тёплая шуба до пят, подпоясанная.

Короткая куртка.

Цвет шубы.

Может быть красная, синяя и белая, длинная, расшитая серебром.

Только красная.

Транспортное средство.        

Может передвигаться пешком, может в санях, запряжённых тройкой лошадей.

Ездит в повозке, запряжённой оленями.

В руках.

Держит посох, по легенде он посохом и морозит.        

Ничего нет.

Пояс.        

Белый пояс либо с оторочкой под цвет шубы.        

Ремень с пряжкой.

Помощники.

Помогает внучка – Снегурочка.         

Работают эльфы.

4. Физкульминутка «Мороз Красный нос» (музыкальное сопровождение)

 Ой, Мороз Красный нос,

 Мы тебя все знаем.     (Хлопки в ладоши.)

 И тебя, Дед Мороз,

 Радостно встречаем.  (Руки вытянуты вперед, поклон.)

 Ой, Мороз Красный нос,

 Бей сильней в ладоши!   (Хлопки в ладоши.)

 А у нас веселей

 Затанцуют ножки!   (Ножка на носок, пятку.)

 Я, Мороз Красный нос,

 С белой бородою.   (Показать бороду.)

  Ущипну, так до слез,

 Не шути со мною.  (Взять себя за нос.)

 Для чего, почему ? (Поднимает плечи вверх, удивляемся.)

 Должен я сердиться

 Я пришел к вам, друзья,  (Ходьба на месте.)

 Чтобы веселиться!  (Хлопки в ладоши.)

5. Где живет Дед Мороз?

Воспитатель:  А вот теперь выясним, где живёт Дед Мороз?   

      Дом Деда Мороза находится в сосновом бору на берегу реки Сухона, недалеко от города Великий Устюг. Дом этот очень большой и построен из дерева, можно сказать, что это и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Самая большая комната – это комната желаний. В ней гости присаживаются и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях Дед Мороз узнает, когда ложится спать. У него есть кровать с большой и мягкой периной. Подушек на ней семь, ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за семью печатями.  

      У Деда Мороза есть свое почтовое отделение – главное место работы сказочного дедушки и его внучки Снегурочки, куда приходят письма от ребятишек со всей России. Здесь же есть возможность отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем.                

     Деду Морозу помогает Снегурочка. Она всегда молода, необычайно красива, немного грустна… Но, самая милая. А живёт снегурочка в Костромской области в селе Щелково. Там стоит Голубой дом – резиденция Снегурочки. Хозяйка в белоснежном, искусно расшитом платье. Убранство в доме словно соткано из тысячи искрящихся снежинок. На столе – письма, открытки, сувениры, которые прислали внучке Деда Мороза её друзья из разных уголков России. Если ты побываешь у Снегурочки в гостях, то на память тебе подарят большую  снежинку с пожеланием счастья.   

6. Итог занятия.

Все мы с нетерпением ждём встреч со Снегурочкой и её Дедушкой Морозом, верим в то, что они могут творить чудеса и исполнять самые сокровенные желания.                                                                                                 

Воспитатель: Танец «Замела метелица город мой»

Воспитатель: Пусть ко всем нам в новогоднюю ночь приходят волшебник Мороз со своей Снегурочкой и приносят удачу на весь следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе на тему: "Пассажиром быть не просто!"

Это итоговое занятие по теме "Мы - пассажиры". На очередном "уроке" в "Школе пешеходных наук" дети закрепляют правила пользования общественным транспортом, учатся этическому и безопасному поведению....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе на тему: "Азбуку дорожную знать каждому положено!"

Помогая веселым человечкам изучать дорожную грамоту, дети закрепляют правила поведения на дороге и в транспорте, упражняются в умении различать и понимать, что бозначают некоторые дорожные знаки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе по теме: "Пешеходом быть - наука!"

Итоговое занятие по темам: "На наших улицах", "Светофор - наш верный друг", "Говорящие знаки", "Где можно играть".Помогая веселым человечкам путешествовать по городу, дети закрепляют правила безопасно...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности: Познание ФЭМП в подготовительной группе на тему: «МЫ ЛЕТИМ В КОСМОС». (Итоговое)

Развивать и стимулировать познавательный интерес к теме «Космос», обобщить и систематизировать знания по математике у детей подготовительной группы....

Развитие речи.План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе на тему "Волшебные слова".

Представляю вашему вниманию  конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Волшебные слова», цель которого способствовать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (Подготовительная группа) Снег и лёд

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию(Подготовительная группа) Снег и лёд...

Методическая разработка конспекта непосредственно – образовательной деятельности по математике в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну математики»

Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи: Образовательная:- закреплять знания детей о геометрических фигурах;- продолжать учить решать задачи на сложени...