Проект по самообразованию по теме: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
проект (младшая группа)

Анна Михайловна Гусева

Проект  по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28»

г. Сергиев Посад

План работы по самообразованию на 2020–2021 гг.  по теме:

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Составил: воспитатель Гусева А.М.

 

Пояснительная записка.

     Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказкиначинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

  Почему именно сказка?  

    -  Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

      - Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

        -Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Цели:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1.Расширять  представления детей о сказках, сказочных героях;

2.Формировать умение оценивать поступки сказочных героев и свои;

3.Изучить историю происхождения сказки как предмета устного народного творчества;

4.Автоматизировать  постановку звуков в связной диалогической и монологической речи;

5.Развивать любознательность, активность, творческие способности;

6.Развивать навыки творческого рассказывания; коммуникативные и художественные навыки;

7.Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам;

8.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

  Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

    После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

               

Перспективный план по самообразованию по теме: 

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»

   

  Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Родительское собрание«Сказка ложь – да в ней намек»: (цель: познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).

3. Консультация для родителей«Как подружить ребенка с книгой».

Октябрь.

1. Изучение темы«Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Курочка ряба», рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей«Роль сказок в развитии детей»«Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: «Репка».

-Дидактическая игра«Угадай сказку».

Консультация«Особенности чтения сказок о животных».

3. День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

Декабрь.

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. Методические приемы:

- Дидактическая игра«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

2. Родительское собрание: по теме «Сказочная книга».

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: «Теремок».

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

-Консультация для родителей«Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему«Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Рассказывание сказки «Три поросёнка»

Март.

1. Изучение темы«Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра«Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей«Как выбрать полезную сказку для малыша».

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Апрель.

1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

2. Совместный досуг родителей и детей на тему«В стране добра и зла».

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Презентация проекта«Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.

2.Инсценировка сказки по ролям «Курочка Ряба».

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева«Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова«Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева«Иное царство русских сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...

Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"

Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная запискаВ настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовномобогащ...