Доклад " Взаимодействие с семьей в развитии детской одаренности"
учебно-методический материал

Муравицкая Лилия Леонидовна

Доклад " Взаимодействие с семьей в развитии детской одаренности" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_semyoy_v_razvitii_detskoy_odaryonnosti.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»

          «Понимание в семье высокого потенциала детей                                        

является одним из важных условий для развития

                                                 их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой

    «обнищание мысли».

 (А.М.Матюшкин, Ю.С.Багимов и другие).

       Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

       Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

       В общем положении Федерального Государственного образовательного стандарта одним из пунктов основных принципов дошкольного образования является организация сотрудничества с семьей. В связи с этим каждый педагог ДОУ разрабатывает план работы с родителями, где решается одна из основных задач Стандарта - обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, развитие их индивидуальных способностей.

       Но сегодня мне хотелось бы поговорить о взаимодействии с семьей в вопросах развития детской одаренности.

       Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.

       Важность работы с одаренными детьми показана:

- в «Федеральном законе об образовании в РФ» (в статье 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.)

- в «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», где одним из направлений работы является разработка специальных разделов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выявление, развитие и сопровождение одаренных детей, а так же проведение и участие в интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей и молодежи.

- в нашем городе приказом УО за № 413 утверждена Модель выявления, поддержки и развития одаренных детей города Губкинского, в которой обозначена схема социального взаимодействия по поддержки детской одаренности в сфере дополнительного образования. 

        Природой заложен огромный потенциал в каждом человеке, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность достигать больших высот в развитии. Для развития способностей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов и родителей.

        Но любая работа с одаренным ребенком только начинается в образовательных учреждениях. Основная функция в развитии способностей детей принадлежит, конечно же, семье.

        Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы  сформировать у родителей устойчивое желание в поддержке одаренности у ребенка и его дальнейшее развитие.

       Взаимодействие детского сада с семьёй одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить родителей понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль - содействие развитию. Ведь именно в семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка. Поэтому практическая задача педагогов, оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одарённых детей.

     В прошлом году мы выпустили подготовительную группу. На протяжении всей работы были достигнуты высокие результаты в различных направлениях детской одаренности. Апробировались новые формы работы с одаренными детьми. В ходе этой работы обнаружились некоторые противоречия, поскольку не все родители видят способности своего ребенка, и не все готовы принять его таким, какой он есть. Многие из них завышают возможности детей, а некоторые недооценивают его возможности, что происходит чаще всего. Раз возникли такие противоречия, то появилась необходимость организованной работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах воспитания и развития одаренного ребенка. Работа с родителями проводится по таким направлениям как:

  1. Организация информационной среды для родителей  

     Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников нами разработана Модель развития творческого потенциала детей родителями, с которой мы познакомили их на родительском собрании.

Родителям советуем:

-  создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его:

  • Приобретать книги, игрушки, игры, которые полезны для развития детей.
  • Обеспечивать ребенка материалами для творчества (бумага, клей, пластилин и т.д.)
  • Организовывать места для творчества (стол, полка, место для игрушек, игр на полу, комната, уголок).
  • Предоставить возможность  ребенку использовать старые не нужные вещи для создания различных конструкций, поделок.
  •  Предоставить возможность ребенку изменять привычный порядок в доме.
  • Предоставить возможность ребенку для размышления работы в одиночестве.

        - активно участвовать в творческом развитии ребенка:

  • Играть и заниматься с ребенком дома.
  • Обсуждать с ним различные проблемы, искать ответы на интересующие его вопросы.
  • Читать и обсуждать книги.
  • Разгадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, стимулировать придумывание  собственных рассказов, сказок, небылиц.
  • Предоставить ребенку возможность заниматься рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией по его желанию.
  • Просматривать  и обсуждать с ним детские передачи, мультфильмы.
  • Совместно прослушивать музыку, петь, организовывать выставки работ.
  • Предоставить возможность составлять различные коллекции в соответствии с интересами детей.
  • Записывать идеи, размышления, высказывания детей.

         - совместно проводить досуг вне дома:

  • Отдыхать вместе с детьми в выходные дни в парке, в лесу и т. д.
  • Заниматься спортом.
  • Совместно посещать выставки, музеи и другие культурно – общественные места.

                     - стимулировать творческую активность ребенка:

  • Поощрять его творческую деятельность (рисунки, стихи, коллекции, конструкции).
  • Поощрять стремления ребенка исследовать окружающий мир.
  • Помочь в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых.
  • Поощрять активное учение ребенка, помогать ему в приобретении знаний и навыков.
  •  Ценить  достижения ребенка, его самого как личность!

Только тогда ребенок вырастит творческой личностью!

     Любое знание намного прочнее усваивается в практической деятельности. С этой целью и было проведено родительское собрание, на котором родители:

- были ознакомлены с теоретическими положениями о детской одаренности,

- смогли проанализировать сами способности своего ребенка и сравнить их с анализом способностей детей педагогом (опрос-анкета),

- сами стали участниками тестирования по выявлению своей собственной одаренности и пришли к выводу, что способности необходимо развивать в детском возрасте,

- увидели творческие выступления своих детей в разных направлениях: художественной, музыкальной деятельности, спортивной…

      Мы преследовали цель в проведении собрания не только ознакомления с Моделью, но и принятия и осознания ее важности.

      Родители обратили внимание на своих детей и на денный момент:

15 человек ходят заниматься танцами в различные хореографические группы,

12 человек посещают школу искусств №2, где продолжают учиться рисовать,

5 человек посещают музыкальную школу,

4 человека занимаются вокалом,

20 человек регулярно посещают детскую библиотеку.

  1. Следующее направление - это психолого – педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка.

     Целью психолого - педагогического сопровождения семьи является обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. Для эффективности этой работы мы проводим анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.

     Работа в данном направлении строго индивидуальна для каждой семьи. Это зависит от:

- социального статуса семьи,

- уровня образования родителей,

- финансово-экономических условий семьи.

       И мы делаем все необходимое, чтобы помочь родителям в создании условий для развития детской одаренности. Выявив детей в разных творческих направлениях, мы предоставляем им возможность развиваться в условиях дополнительного образования на бесплатной основе: кружок «Сударушка», кружок «Топотушки», кружок общей физической подготовки («ОФП»), кружок «Знатоки».

3 направление – это совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей.

     Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

    В ДОУ  проводятся выставки совместных работ родителей с детьми и самих родителей:

- «У мамы ручки золотые»

- «Осенние фантазии»

- «Зимушка хрустальная»

- «День рождения снеговика»

- «Мастерская Деда Мороза»

- «Как на Маслинной неделе»

- «Весна - красна» и др.

Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки, родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.

Детско-родительские проекты:

- «Космос»

- «Наш город»

- «Что за прелесть эти сказки»

- «Год гражданского Единства»

Данные проекты заканчиваются большими общими мероприятиями:

  • «Что за прелесть эти сказки»
  • «Год гражданского Единства»
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • «Сказочный калейдоскоп»
  • «День Нептуна»
  • «Всемирный день театра»

       Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала и участие в совместных мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основная функция ДОУ по работе с семьей в развитии детской одаренности - это:

- показать родителям, что их ребенок одаренный,

- научить родителей работать со своим ребенком,

-продолжать развивать детей по окончанию дошкольного обучения в системе дополнительного образования школ и города.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО"

Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников  в условиях введения ФГОС ДО"...

«Влияние семьи на развитие детской одаренности»

В современном, высокотехнологичном веке очень важно говорить о семье, которая находится уже не на первом месте. Семья – важнейший институт общества, в котором происходит рождение и взросление ма...

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды по шахматам как фактор развития детской одаренности»

Данный материал для педагогов ДОУ, по оснащению предметно-пространственной среды ....

Взаимодействие с семьей и развитие детской одаренности.

laquo;Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли»....