Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды по шахматам как фактор развития детской одаренности»
консультация (подготовительная группа)

Горбунова Ольга Михайловна

Данный материал для педагогов ДОУ, по оснащению предметно-пространственной среды .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Доклад на тему:

«Создание

предметно-развивающей

среды по шахматам

как фактор развития детской одаренности»

Подготовила:

воспитатель I кв.категории

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова О.М.

Мир шахматной игры полон новых, неизведанных дорог. Ребенок познает его руками,

глазами и слухом. Если ребенок чувствует, значит - знает. Творчество - это тот канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души.

 Цель: создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.

Задачи: привить дошкольникам любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

  Предметная развивающая среда обучения игре в шахматы в группе - важный компонент обучения игре в шахматы детей в детском сад. Она способствует развитию творческой личности, формирует образ мира ребенка. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей. Она строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для целенаправленной и разнообразной деятельности.

 Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию.

Шахматы весьма благотворно влияют на подготовку к школе. Детсадовская пора пройдёт, но дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше будут успевать в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делать домашние задания.

Шахматы - спортивная игра.

Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования.

Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей.

Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.

Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Для детского сада обучение шахматам играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои творческие возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.

 Для создания у детей интереса к шахматам, мы создали обогащённую развивающую среду. В группах старшего дошкольного возраста стоят шахматные столы, где дети могут самостоятельно сыграть в шахматы. В учреждение есть магнитная шахматная доска, которую мы используем на занятиях по шахматам. Разработали ряд дидактических игр по тематике: «Узнай чьи следы?», « Угадай фигуру», «Найди пару»

Находясь в группе, ребёнок повсеместно наблюдает шахматную символику и атрибуты.

 В уголке изодеятельности дети лепят шахматные фигуры, создают композиции шахматных баталий.

 Основная форма занятий с дошколятами - игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устаёт при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес. Важно не перегружать ребенка, в серединке - физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.).

 Используем также мини – соревнования между группами старшего дошкольного возраста. Для этого у нас имеются несколько комплектов шахмат, также напольные шахматы.

 Для лучшего обучения детей в шахматы используем мультимедийные развивающие игры: «Динозавры учат шахматам», «Алладин – волшебные шахматы», «Шахматное королевство», «Chessmaster 10-th».

Чтобы обучение было как можно менее навязчивым, читаем обучающие сказки шахматной тематики, и инсценируем их с помощью кукольного театра. Например, рассказываем сказку о пешке, которая сумела преодолеть все трудности и стала ферзем. Или инсценируем охоту на шахматной доске за какой-нибудь фигурой. Привлекаем на помощь мультфильмы, посвященные шахматной тематике. Это так нравится малышам!

Чтобы закрепить знания о фигурах, используем следующие игры:

  • «Волшебный мешочек» (ребенок на ощупь определяет, какую фигуру он вытащил);
  • «Что общего?» (нужно сравнить две фигуры – чем они похожи и чем отличаются, например, цвет, верхняя часть и другое).
  • Устраиваем эстафеты на быструю и правильную расстановку фигур на доске.

Используем любые моменты для повторения пройденного. Рекомендуем родителям по дороге из садика вспомнить, чему научились за доской во время игр.

На прогулке просим детей показать (или начертить палочкой), как ходит та или иная фигура, нарисовать, как она выглядит. Помогаем запомнить названия фигур, их ходы, учим видеть горизонтали и вертикали шахматной доски.

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, для этого просто необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.

Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Он должен «со вкусом, в игре постигать новые знания. Постепенно у него возникнет стойкий интерес к шахматам, и можно будет двигаться к более сложным заданиям, к новым вершинам в освоении этой мудрой игры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы II краевой научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.) Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы

Материалы II краевой научно-практической конференции(15-16 октября 2015 г.)     Развитие детской одаренности в современнойобразовательной среде: опыт, пробле...

Влияние образовательного пространства и развивающей среды на развитие детской одаренности. Выполнила: воспитатель 1 к.к. Александрова О.А.

Изучение детской одаренности как психологического явления изначально актуализировано образовательной практикой. Появление новых тенденций в развитии общества вывело эту проблему в число основных.В сов...

Консультация для воспитателей "Факторы, влияющие на развитие детской одаренности"

В консультации представлены факторы, влияющие на развитие детской одаренности...

Доклад: Развивающая предметно-пространственная среда группы, как ведущий фактор развития ребенка 28.08.2018г

Выступление на круглом столе муниципального уровня в 2018г. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда группы, как ведущей фактор развития ребенка...

Доклад " Взаимодействие с семьей в развитии детской одаренности"

Доклад " Взаимодействие с семьей в развитии детской одаренности"...