Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания в ДОУ
статья

Мельниченко Надежда Александровна

Для успешной реализации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду и организации работы педагогического коллектива в режиме развития, была разработана система методической работы, которая обеспечила повышение педагогической грамотности и профессионального мастерства педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ

Познавательно-исследовательская деятельность является одним из актуальных направлений развития детей дошкольного возраста, так как способствует их всестороннему развитию, проявлению  индивидуальных способностей и обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития воспитанников.

Для успешной реализации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду и организации работы педагогического коллектива в режиме развития, была разработана система методической работы, которая обеспечила повышение педагогической грамотности и профессионального мастерства педагогов.

Нами была определена основная цель методической работы в данном направлении: организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагога для организации познавательно-исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей воспитанников детского сада.

На первом, организационном этапе решались следующие задачи:

- определение уровня владения педагогами профессиональными знаниями по планированию и организации познавательно-исследовательской деятельности, выявление уровня осведомленности о проблеме;

-определение уровня развития умений и навыков детей в области опытно-экспериментальной деятельности;

- оценка созданных условий в группе для познавательно-исследовательской деятельности с детьми;

- оценка системы работы с родителями по данному вопросу.

В ходе основного этапа работы были поставлены задачи:

- изучить научно-методическую литературу, в которой рассматриваются основные положения о познавательно-исследовательской деятельности;

- содействовать самообразованию педагогов, совершенствуя навыки самостоятельной работы с методической литературой, периодическими изданиями, с сетью «Интернет»;

- создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групп для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

На заключительном этапе нашей работы основными задачами стали:

- контроль и анализ эффективности работы педагогов по организации и руководству познавательно-исследовательской деятельностью воспитанников;

- определение перспектив работы по оптимизации условий для познавательного развития воспитанников;

- привлечение внимания родителей к организации исследовательской деятельности детей.

Основными формами организации методического сопровождения деятельности педагогов стали: консультации, работа творческой группы,

обсуждения, беседы, семинар – практикум, смотр-конкурс, открытые показы. Педагогический совет стал итогом всех методических мероприятий.

На организационном этапе была проведена тематическая проверка «Состояние работы с воспитанниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности».

Анкетирование и опрос педагогов на готовность ведения работы по исследовательской деятельности показали, что всеми критериями ведения исследовательской деятельности владеют 25% педагогов, 45% педагогов владеют подконтрольно, 30% педагогов недостаточно владеют информацией о структуре и функциях детского экспериментирования, слабо ориентируются в способах организации исследовательской деятельности.

Результаты тематического контроля, анкетирования и опроса педагогов показали, что они нуждаются в методическом сопровождении. Для этого была создана творческая группа в составе старшего воспитателя и педагогов, имеющих опыт работы с детьми по экспериментально-опытнической деятельности.

Кроме этого, уделили большое внимание самообразованию педагогов, через подбор и изучение литературы по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете была оформлена тематическая подборка книг, журнальных статей, посвящённых исследовательской деятельности дошкольников.

Теоретической базой для данной работы были определены труды психологов и педагогов Л.А. Венгера и Н.Н. Подъякова.

Изучая основные закономерности становления и развития детей дошкольного возраста, они доказали, что на определённых этапах развития ребёнка происходят процессы саморазвития и “самодвижения” детского мышления. Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей Н.Н. Подъяков определяет детское экспериментирование, которое является ведущим на протяжении всего дошкольного детства.

C целью создания комфортных и методически правильных условий для познавательно-исследовательской деятельности, в детском саду был проведен «Смотр-конкурс на лучший уголок экспериментирования «Центр науки» среди всех возрастных групп.

Одними из критериев оценки конкурса были: наличие коллекций, центра «воды и песка», разнообразие оборудования и материалов, участие родителей в создании и обогащении «Центра науки», оформление папки с методическими материалами по детскому исследованию для просвещения родителей и др.

В состав центров экспериментирования вошли: мини-лаборатории с предметами и материалами, стимулирующими поисковую активность дошколят; центры воды и песка, «огород» на окошке, полочки «умных» книг и коллекций, составлены картотеки опытов в соответствии с возрастом детей.

Родители воспитанников сшили для юных исследователей халаты, фартуки, сделали полочки, оказали помощь в пополнении оборудования и материалов. Педагоги подготовили рисунки-символы, комплекты алгоритмов последовательности проведения несложных опытов.

  Для повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены консультации по педагогическим аспектам познавательного развития детей.

Во время консультации-иллюстрации «Способы фиксации результатов экспериментальной деятельности», педагогам было предложено сделать зарисовки, карточки-схемы наблюдений и опытов.

При проведении консультации-диалога «Введение эксперимента в разные виды детской деятельности», два педагога освещая одну тему, познакомили коллег с разными подходами к проблеме. Один педагог организует исследовательскую деятельность в экологическом направлении.

  Другой педагог познакомил с играми-экспериментами по темам «ЗОЖ» и «Безопасность». Слушатели проанализировали, оценили «педагогические находки» коллег, пополнив свою педагогическую копилку. Возникновение разных мнений способствовало развитию творчества педагогов.

Повышению качества образовательного процесса способствовала работа педагогов в составе творческой группы. На её заседаниях педагоги общались, обменивались опытом, что привело к более тесному сотрудничеству и сотворчеству. Творческая группа помогала в составлении плана работы, разработке положения о смотре-конкурсе, конспектов занятий, в проведении педсовета.

Среди действенных форм методической работы особую роль играют практикумы, на которых теоретические вопросы, решаются различными видами практической деятельности. С этой целью проведен семинар-практикум «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов развития интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы детей дошкольного возраста». Участники семинара-практикума приняли участие в тренировочных занятиях, в ходе которых они прошли полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Педагогам был предложен раздаточный консультативный материал по темам «Детское экспериментирование».

Открытые показы НОД также способствовали выработке исследовательских умений педагогов детского сада. Педагоги не только показывали работу с детьми, но и обсуждали с коллегами полученные результаты, делая акцент на методах и приёмах, которые обеспечили эффективность работы.

На заседании педагогического совета «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей путем развития креативного потенциала педагогических кадров» состоялся обмен опытом среди участников по теме: «Маленькие открытия». Педагоги продемонстрировали оригинальные методы и приемы для активизации мышления и творчества детей, различные виды взаимодействия в процессе активной поисковой деятельности, проведена деловая игра «Креативный педагог - креативный ребенок».

Таким образом, методическое сопровождение педагогов по проблеме организации детского исследования, как эффективного метода познания, способствовало профессиональному росту педагогов, формированию педагогического мастерства в решении профессиональных задач.

Экспериментальная работа объединяла коллектив в открытом обмене мнениями, в творческой дискуссии. Сотрудничество начинающих и менее творческих педагогов с более опытными коллегами послужило хорошей практикой и стимулом к развитию.

Исследовательская деятельность, явилась той нетрадиционной формой работы с родителями, которая помогла сделать их активными участниками в жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Методическое сопровождение педагогов по организации межгруппового взаимодействия

Современная система образования направлена на перестройку деятельности дошкольного учреждения, что предполагает поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса.  В соответств...

«Методическое сопровождение педагогов в малокомплектном детском саду »

Консультация для педагогов малокомплектных детских садов. В которых отсутствует старший воспитатель и методист. ...

Методическое сопровождение педагогов в организации питания дошкольников

В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных зада...

Проект методического сопровождения педагогов в организации сюжетно-ролевой игры дошкольников

Проект методического сопровождения педагогов направлен на обогащение компетентности педагогов в организации сюжетно-ролевой игры дошкольников. В проекте представлены мероприятия, формы проведения и ме...