Программа дополнительного образования "Радуга красок"
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Цель:

Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

-Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

-Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_raduga_krasok.docx182 КБ

Предварительный просмотр:

Принято                                                                        Утверждено

на заседании педагогического совета                                                  приказом заведующего

МАДОУ детский сад № 36                                                                    МАДОУ детский сад № 36

Протокол от 28.08.2023г. №1                                                                Приказ от  09.2023г. №____

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАДУГА КРАСОК»

на 2023-2024 учебный год

                                                                     Разработчик программы: воспитатель

Сафина Резеда Ралифовна

Нефтекамск, 2023


                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ детский сад №36

И.С. Гарипова  _____________

Список воспитанников, посещающих кружок

«Радуга красок», руководитель Сафина Резеда Ралифовна

Группа № 4

п/п

Фамилия Имя Отчество ребёнка

1

Акчурина Азалия

2

Алексеева Анастасия

3

Байдавлетова Алсу

4

Биктимиров Эмир

5

Галиева Арина

6

Зарипов Давид

7

Муллакаев Ислам

8

Мухаметова Сафия

9

Тойгузина Валерия

10

Шайхисламова Софья

Группа № 7

п/п

Фамилия Имя Отчество ребёнка

1

Альтеева Милана

2

Атыев Максим

3

Епанешников Клим

4

Даутова Злата

5

Замалиева Валерия

6

Наимова Камилла

7

Никитюк Анна

8

Приходько Вика

9

Сеньгина Ксения

10

Шакирова Азалия

11

Хаматьяров Тагир

                                                                                                                          

                                                                                                                           Утверждаю     

                                                                                                                            Заведующий

                                                                                                                            МАДОУ детский сад № 36

                                                                                                                            _______________________

                                                                                                                            Гарипова И.С.

                                                                                                                            «____»_____________2023г.

        

График работы кружка

«Радуга красок»

Занятия проводятся один раз в неделю.

№ группы

День недели

Время

№ 4

Вторник

15.10-15.30

№7

Вторник

15.10-15.40

                 Пояснительная записка

          Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

          Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мы -волшебники» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

       Актуальность  программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 Практическая значимость программы

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

Педагогическая целесообразность

       Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

         Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

 Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

-Развивает уверенность в своих силах

- Способствует снятию детских страхов.

-Учит детей свободно выражать свой замысел.

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.

-Развивает мелкую моторику рук.

-Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель: Развитие у детей творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

-Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

-Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детям среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

       Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Средняя группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе  -20 мин

 Старшая  группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей  группе  -25  мин.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

Содержание программы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются  нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физ. минутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т. п.

Этапы работы:

 На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Средства: 

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда.

 В программе используются различные

 методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

 метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

 словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

 эвристический (развитие находчивости и активности);

 частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

 сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение);жест руки.

Структура занятий программы:

 - Мотивация детей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Главный игровой персонаж программы сказочная Кисточка, расколдовав которую с помощью шуточного заклинания, ребята отправляются с ней в удивительную страну Чудес Нетрадиционного рисования . Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог выступает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

Художественно-изобразительная  деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного исскуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании,  дизайн-творчестве.

Выставка - презентация  детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изо творчества.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий,  семинары -практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, DVD и др.

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разно фактурной бумаги.

- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

-  Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам ;

-  Демонстрационного  наглядного  материала .

Ожидаемый результат:

- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

- Расширение и обогащение художественного опыта.

- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

- Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности .

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативности.

- Индивидуальный «почерк» детской продукции.

- Способность к активному усвоению художественного опыта.

- Развитие общей  ручной  умелости .

- Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.

- Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.

 -  Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

 -  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

 Диагностика

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают  работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

В разработанной мной программе используется следующая диагностика

Тема исследования: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».

Целью исследовательской работы является:

-изучение механизмов  формирования и развития  художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

-выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности

Методы исследовательской работы:

-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

-эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

-анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

-метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Задачи исследовательской работы:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих  способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

- разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками;

- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих  способностей старшего дошкольного возраста.

 Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками.

Основные направления изучения художественно-творческих способностей:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3)   способность рационально применять различные нетрадиционные  техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи  является  способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных  техник живописи.

Исследовательская работа состоит из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:

посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: детские выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков ,создание  журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем ».

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе кружков изо деятельности творческих мастерских , как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования. Программа прошла успешную апробацию в нашем ДОУ.

Виды деятельности:

Нетрадиционные техники рисования

- рисование пальчиками

- пластилинография

- рисование струёй воздуха (раздувание краски)

- проступающий рисунок

- рисование ватными палочками

- рисование ладошкой

- печатание овощными печатками (картофелем, морковью)

- кляксография

- рисование мятой бумагой

- монотипия

Перспективный план занятий кружка «Радуга красок»

в средней группе

СЕНТЯБРЬ

Nп/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Диагностика

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Укрась платочек

Оттиск пробкой. Рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Осеннее дерево

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Осенний букет

Печатание листьями

Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

 

ОКТЯБРЬ

Nп/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Оттиск  печаткой из яблока

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Улитка

 

Рисование восковыми мелками, солью

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Грибы в лукошке

Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Цыпленок

Рисование с помощью риса, ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

5

Два петушка

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

НОЯБРЬ

Nп/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Рябинка

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои любимые рыбки

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (рыбки). Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Первый снег

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Цыпленок

Гуашь, ватные диски, палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

ДЕКАБРЬ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Зимний лес

 

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои рукавички

Оттиск печатками рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3-4

Овечка

 

Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

ЯНВАРЬ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Снежок

 

Рисование свечой, акварель

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Снеговичок

 

Комкание бумаги (скатывание)

 

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

ФЕВРАЛЬ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Чашка

 

Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

3

Ягоды и фрукты

 

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Плюшевый медвежонок

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Март

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Солнышко

 

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)

Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Подснежники

 

Акварель, восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

АПРЕЛЬ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Неваляшка

 

Кисточка, пуговицы различной формы

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Рисование свечой

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Подарок для кошки Мурки

Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова – круг, уши- маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост – овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

4

Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

МАЙ

N

п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Черемуха

 

Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Салют

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Котенок

 

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Как я люблю одуванчики

Обрывание, восковые мелки,  тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Перспективный план занятий кружка «Радуга красок»

в старшей группе

Месяц

Неде-ля

Тема занятий

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Сентябрь

1

Диагностика

(свободное экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Диагностика

(свободное экспериментирование с материалами)

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

3

Рисование

«Растения в нашей группе»

 

Оттиск поролоном

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

4

Рисование

 «Грибы в корзинке»

Рисунки ладошками

Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки

Октябрь

1

Рисование

«Мое любимое дерево осенью»

Кляксография трубочкой,рисование пальчиками

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.

2

 Рисование

«Осень на опушке краски разводила»

 

 

 

 

Печать листьев

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

3

Рисование «Зачем человеку зонт»

Работа с трафаретом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

4

Рисование

 «Мой любимый свитер»

 

 

 

Оттиск печатками, рисование ластиками

 

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы

Ноябрь

1

Рисование «Улетаем на юг»

Кляксография

Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.

2

«Необычная посуда»

 

 

 

 

 

 

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

3

Рисование

 «Обои в моей комнате»

 

 

 

Оттиск печатками + поролон

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

4

Рисование

«Первый снег»

 

 

 

 

Монотипия, рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Декабрь

1

Рисование «Зимние напевы»

Набрызги

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

2

Рисование

«Дымковская игрушка» (конь)

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

3

Рисование

«Елочка нарядная»

 

Рисование пальчиками, оттиск поролоном

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

4

Рисование солью

«Дед Мороз»

Гуашь + соль

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Январь

1

Рисование

 «Музыкальный рисунок»

Различные

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

2

Рисование

«Зимний лес»

Рисунки из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

3

 

Рисование

 «Морозный узор» 

Восковые мелки + акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

4

Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда» 

 

 

 

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь

Февраль

1

Рисование

«Необычные машины»

Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

2

Рисование

«Галстук для папы»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

3

Рисование

«Зимние напевы»

Набрызг

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

4

Рисование

«Семеновские матрешки»

Оттиск печатками

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

Март

1

Открытка для мамы

«8 Марта»

 

 

 

 

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

2

Рисование + аппликация

«Моя семья»

По выбору

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.

3

Рисование

«Веселые человечки»

Волшебные веревочки

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

4

Рисование

 «Ранняя весна»

 

 

Монотипия пейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Апрель

1

Рисование

«Космический пейзаж»

Граттаж

Научить новому способу получения изображения – граттажу. 

2

Рисование

«Грачи прилетели»

Печать ластиком

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

3

Рисование гуашью с манкой

«Ворона»

Гуашь + манка

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

4

Рисование

«Аквариум»

Рисунки из ладошки

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Май

1

Рисование

«Праздничный салют над городом»

Восковые мелки + акварель

 

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

Рисование «Салют»

 

Воздушные фломастеры

Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги.

2

Рисование

«Красивый пейзаж»

 

 

Рисование песком

 

 

 

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.

3

Рисование

 «Одуванчики в траве»

Тычок жесткой полусухой кистью + манка

Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

4

Бабочка

Монотипия предметная

Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист

Примерный комплект художественных материалов,

инструментов и оборудования

Бумага, основа для композиций.

-Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, ½ формата А4

-альбомы для детского художественного творчества

-наборы цветной  бумаги

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

- образцы  рисунков

 - демонстрационный наглядный материал.

-пластилин,

-стеки

-кисти разных размеров

-краски гуашевые,

-краски акварельные

-цветные восковые карандаши

-ватные палочки,

-поролоновые губки

-ткань, тряпочки  х/б

-штампики из овощей (картофель ,морковь)

-колпачки от фломастеров, пробки

-коктейльные  трубочки

-вата

-кусочки мятой бумаги

-шерстяные нитки

-фломастеры

-соль крупного помола

-листья деревьев разных пород

-зубные щётки, расчёски

-непролевайки

-палитра

-подставки под кисточки

Оборудование

-мольберты

-фланелеграф

-салфетки бумажные и матерчатые

-фартуки

Пальчиковая гимнастика

1. «Жук». 
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз. 
Я веселый майский жук, 
Облетаю все вокруг.

2. «Вертолет». 
Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем. 
- Вертолет, лети, лети, 
Быстро лопасти крути.

3.  «Помощники»

Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.

 Вот помощники мои, 
Их как хочешь поверни.
 
Хочешь эдак, хочешь так
  
Не обидятся никак.
 

 

4. «Щенок». 
Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой. 
На двери висел замок. 
Взаперти сидел щенок. 
Хвостиком вилял, 
Хозяев поджидал.

5. «Зайчик» 
Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками». 
Зайка серенький сидит, 
Он ушами шевелит. 
Вот так, вот так. 
Он ушами шевелит.

6. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок. 
У тебя есть две руки, 
Есть и 10 пальчиков. 
Будут пальчики трудиться, 
Не пристало им лениться.

7. «Уточка». Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде. 
Уточка, уточка 
По реке плывет. 
Плавает, ныряет, 
Лапками гребет.

8 . «Кошка» 
Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки. 
Шубка мягкая у кошки, 
Ты погладь ее немножко.

9. «Веер» 
Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером. 
Мы купили новый веер, 
Он работает, как ветер.

10 . «Белочка». 
Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. 
Сидит белочка в тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстокожему, 
Заиньке усатому.

Комплекс  физминуток

1 .Сначала буду маленьким, (Присесть, 
К коленочкам прижмусь. обнять колени руками, 
Потом я вырасту большим,
 встать, 
До неба дотянусь.
 поднять руки вверх, встать  

 

2. Ветер дует нам в лицо. ( Машут руками на лицо. 
Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону. 
Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх вниз. 
Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.

 

3. Мы к лесной лужайке вышли, 
Поднимая ноги выше,
 
Через кустики и кочки,
 
Через ветви и пенёчки.
 
Кто высоко так шагал
  
Не споткнулся, не упал.

 

4. Птички в гнёздышке сидят 
И на улицу глядят.
 
Погулять они хотят
 
И тихонько все летят.

 

5. Раз, два, три, четыре, пять, 
Начал заинька скакать.
 
Прыгать заинька горазд,
 
Он подпрыгнул десять раз.

 

6. Гриша шел-шел-шел, 
Белый гриб нашел.
 
Раз - грибок,
 
Два - грибок,
 
Три - грибок,
 
Положил их в кузовок.

 

Дидактические игры по изодеятельности

для старших дошкольников

 

1. «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания:

A) нарисуй «теплый» натюрморт;

Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);

B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

2. «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

3. «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.

4. «Тепло-холодно»

Цель: закреплять представление о цветовом круге.

Игровые задания:

1. Построение с ленточками:

А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;

Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница».

  

5. «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.

Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

6. «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

7. «ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

8. «ВЫСТАВКА КАРТИН»

Цель: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ о картине.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку

9.«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)

Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

10 « ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: карточки с разными цветами.

Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.

Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом

Список использованной литературы\

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
  7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Радуга красок"

Кружок «Радуга красок» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4-5  лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художестве...

Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе

Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу  индивидуальных особенностей развитие творческих способност...

Программа дополнительной образовательной услуги "Приключения Акварельки в городе красок" для детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - очень важный период  в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...

Дополнительная образовательная программа кружка «Радуга красок»

laquo;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок»

Программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок» по ознакомлению детей с видами изобразительного искусства – графика, живопись в те...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир красок»

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к вывод...

Программа дополнительного образования « Радуга красок »

Программадополнительного образования« Радуга красок »...


 

Комментарии

Шарипова Ирина Финасовна

yesБуду заниматься со своими детишками, спасибо.