Самообразование педагога. "Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО
методическая разработка

Галина Анатольевна Воеводина

"...Я чувствую себя в праве сказать:

да здравствует самообразование во всех областях!....

Только те  знания прочны и ценны, которые вы добыли

сами, побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами"

К.И.Чуковский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 » с. Черниговка, Черниговский район, Приморский край Самообразованию педагога «Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО» Автор : Воеводина Галина Анатольевна воспитатель подготовительной группы

Слайд 2

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение нетрадиционных методов работы с в родителями воспитанников , создание условий для внедрения инновационных форм работы в условиях ФГОС ДО. Задачи : Изучить учебную, справочную, научно- методическую литературу ; овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности в вопросах субъект-субъективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Разработать и реализовать перспективный план работы с родителями; Создать условия для объединения семьи и дошкольного учреждения в воспитании и обучении детей. Организовать практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Сконцентрировать педагогические возможности детского сада и семьи, формировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность, инициативу. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения РППС группы по теме самообразования, повышения компетенции родителей в вопросах взаимодействия с сотрудниками ДОУ. Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Слайд 3

Актуальность В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Слайд 4

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Актуальность темы самообразования состоит в том, что детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.

Слайд 5

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с родителями – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Формы работы с родителями традиционные не исключаем, интегрируем с нетрадиционными формами: Коллективные: Родительские собрания Семейная гостиная Круглый стол Устный журнал Индивидуальные: Беседы Советы Рекомендации Консультации Информационно – ознакомительные Эпизодические посещения родителями детского сада Открытые просмотры Дни открытых дверей Видеофильмы Фотовыставки Информационные проекты

Слайд 6

Информационно – просветительские Информационные стенды Папки – передвижки Тематические выставки Мини – газеты привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы. Информационно-аналитические, информационно-ознакомительные; информационно-просветительские, досуговые, познавательные. Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников: повышение педагогической компетенции по теме самообразования; разработка и внедрение системы ,обобщение и распространение опыта работы с семьей; сформировано умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование нетрадиционных форм и методов работы; повышение качества воспитательно - образовательного процесса. пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы; повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество нетрадиционных и инновационных форм работы с семьями детей.

Слайд 7

Этапы реализации : Этап I «Организационный» (1 месяц) : создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации плана. подбор и изучение методической литературы по теме; планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования; разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику; подбираются видеоматериалы, презентации; изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты). Этап II «Практический» ( 7месяцев) Цель: реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Этап III «Аналитический» (1 месяц) Цель: подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи. Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

Слайд 12

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ». Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые ОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Слайд 13

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки. «Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

Слайд 14

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта». «Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

Слайд 15

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта». «Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы. «Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Слайд 16

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. « Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков. «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, прилагательные , а затем совместно формулируются пути достижения цели.

Слайд 17

Игры для проведения родительских собраний Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка» Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа. Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют». Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов

Слайд 18

Разминка «Овощи» 1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил....(лук) 2.Набирай скорее в миску краснощёкую....(редиску) 3. Отыскали наконец и зелёный....(огурец) 4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет....(картошка) 5.Завалился на бочок лежебока....(кабачок) 6.Разве в огороде пусто, если там растёт....(капуста) 7.Удивляет горожан темнокожий....(баклажан) 8 За ботву, как за верёвку, можно вытянуть....(морковку) 9.Кто, ребята, не знаком с белозубым....(чесноком) 10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет....(репка.) Разминки подбираются к темам мероприятий Разминка «Овощи» 1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил....(лук) 2.Набирай скорее в миску краснощёкую....(редиску) 3. Отыскали наконец и зелёный....(огурец) 4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет....(картошка) 5.Завалился на бочок лежебока....(кабачок) 6.Разве в огороде пусто, если там растёт....(капуста) 7.Удивляет горожан темнокожий....(баклажан) 8 За ботву, как за верёвку, можно вытянуть....(морковку) 9.Кто, ребята, не знаком с белозубым....(чесноком) 10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет....(репка.) Разминки подбираются к темам мероприятий З. Заключительный этап. Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Презентация на педсовете ДОУ.

Слайд 19

Список методической литературы по теме самообразования: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155; 2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с. 3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с. 4. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с. 5. Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94. 6. Давыдова, О.И. « Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О.И.Давыдова . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с. 7. Осипова, Л.Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://www.maam.ru, http://vospitateljam.ru, http://dohcolonoc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО»

В презентации раскрываются  современные методы работы с семьями воспитанников...

«Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников в условиях ФГОС ДОО»

Пояснительная запискаВнедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Развитие ДОУ, переход в...