Программа дополнительного образования, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
рабочая программа (младшая группа)

Сементина Татьяна Борисовна

Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности. Программа содержит комплексно - тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 9 имени Маршала Жукова Г. К.»

Принята на заседании                                                Утверждаю:

Педагогического совета                                                 Директор МБОУ ЦО № 9
                                                                        имени Маршала Жукова Г.К.

Протокол № ______________                                         Приказ № ______________

от «____» ___________2023г.                                        «____» ______________2023г.

Программа дополнительного образования

«Умелые ручки», направленная на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

2023 – 2024г.

                                                                                      Автор-составитель:

                                                                                                       Воспитатель: Сементина Т.Б.                                                                

г. Ногинск, 2023

Содержание:

1. Целевой раздел программы                

1.1 Пояснительная записка        ……………………………………………........3

1.2 Цель программы, задачи программы …………………………………….3

1.3 Принципы построения программы ………………………………………4

1.4 Значимые характеристики для разработки и реализации программы ...4

1.5 Возрастные особенности детей 2-3 лет…………………………………..5

1.6 Планируемые результаты …………………………………………………6

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка ………………………………………………………………8

2.2 Диагностика освоения детьми программы ………………………………9

2.3 Методическое обеспечение ……………………………………………….10

-формы организаций занятий;…………………………………………………11

-приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса ……..11

3. Организационный раздел

3.1 Учебный план ………………………………………………………………12

3.2 Учебно – методический комплекс ………………………………………...12

 - нормативно-правовые документы …………………………………………..12

 - список используемой литературы …………………………………………..13


1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дополнительное образование детей направлено на формирование
и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и получении дополнительного образования. Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребёнком собственных представлений о самом себе
и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ осуществляется только по желанию родителей (или законных представителей). Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным
с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях, организуемых в дошкольном учреждении.

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» предоставляет возможности для развития у детей осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

1.2.        Цель Программы.

Создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

- обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности;

- создать условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общения;

- развивать творческие способности у дошкольников через занятия
в кружках;

- развивать интерес и любовь к художественному слову дошкольников через совершенствование разнообразных форм устной речи;

- удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам;

- совершенствовать управление в организации дополнительных образовательных услуг.

1.3. Принципы построения Программы.

При организации дополнительного образования детей ОУ опирается
на следующие приоритетные принципы.

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка
и сверстников к самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы
в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов
и свойств личности в процессе совместной (ребенок-ребенок, ребенок-педагог, ребенок-родитель) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с разными людьми и т.п.

Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение
с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе. Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Основными участниками реализации программы являются: дети раннего возраста, родители (законные представители), педагоги.

Вторая группа раннего возраста от 2 до 3 лет.

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.

Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной
и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей познавательно - исследовательское развитие ребенка,
в организованной образовательной деятельности.

Программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

В ОУ существует сочетание традиционного дошкольного образования
с дополнительным образованием. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка.

В основе формирования Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;

- учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения
для определения воспитательно - образовательных целей и путей их достижений;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

1.5 Возрастные особенности детей 2-х – 3-х лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка
и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие
и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта
для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения,
в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия , которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой - либо предмет. Типичным является изображение человека
в виде «головонога» – окружности  и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится
наглядно - действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия
с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией
с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.6        Планируемые  результаты

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных
и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.

Целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО) представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Работа в кружке «Умелые ручки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться
за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Планируемые результаты как продукт образовательной деятельности.

К концу курса обучения по программе «Умелые ручки» дети должны уметь:

- воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином (прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

- владеть приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях развития мелкой моторики, отслеживаются педагогом с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.

Ожидаемые образовательные результаты освоения программы – это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Ожидаемые образовательные результаты следует рассматривать как социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Целевые ориентиры (согласно ФГОС ДО п. 4.1.) не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения
с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности
и подготовки детей
.


2. Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Содержание образовательных областей зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и осуществляется на основе разработанной общеобразовательной программы дошкольного образования ОУ, а также примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.В. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

 Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (законных представителей) на основе договора. Использование дополнительных образовательных общеразвивающих программ дошкольного образования (далее – ДООП) стало возможным с развитием новых форм образования дошкольников в кружках, которые организуются в детском саду.

Реализация дополнительного образования недопустима за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Периодичность и продолжительность определена действующими СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Работа по дополнительному образованию проводится за рамками основной образовательной программы на бесплатной основе для обучающихся дошкольного возраста в форме кружковой работы.

Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать
их в познавательно-исследовательской деятельности.

Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические)
и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте
и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.

Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы;
при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер.

2.2 Диагностика освоения детьми программы.

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей
в основе их дальнейшего планирования).

Методы педагогической диагностики:

- беседа;

- наблюдения;

- анализ продуктов детской деятельности;

- диагностическая ситуация;

- диагностическое задание.

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику
и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)        индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

 2)        оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей
и скорректировать свои действия.

Оценка и анализ работ.

Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить эффективность работы педагога и возможности детей. Итогом подведения Программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке, а также выступления детей как в ОУ,
так и на городских мероприятиях. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный период. Показатели сформированности умений

1.        Полнота – овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.

2.        Осознанность – насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполнено.

3.        Свернутость и автоматизм – в процессе овладения деятельностью некоторые действия могут выполняться на уровне подсознания.

4.        Быстрота – скорость выполнения работы.

5.        Обобщенность – способность переносить свои умения на другие задания.  

Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы педагога и детей. При отборе детских работ на выставку учитываются:

1.        Оригинальность сюжета, коллекции, цветового решения, разработанность деталей.

2.        Самостоятельность выполнения работы.

3.        Высокая степень воображения.

4.        Аккуратность выполнения работы.

5.        Грамотность при выполнении работы, соблюдение технологии.

Формы подведения итогов:

- оформление выставочного стенда в ДОУ;

- участие в районных и региональных конкурсах;

- выступление на родительских собраниях.

Основными формами учета достижений являются:

- качественная оценка уровня информированности и сформированности умений и навыков;

- проверка усвоения крупных тематических блоков и сквозных тем в форме предметных репродуктивных и творческих игр, эстафет и соревнований.

- выставки работ детей;

- открытые занятия для родителей.

 В целях обеспечения гарантий прав воспитанников на получение дополнительного образования в процессе реализации Программы осуществляется система мер по профилактике не усвоения материала, состоящая в диагностике
и коррекции пробелов в знаниях, сформированности умений и навыков.

Процесс диагностики и коррекции пробелов в знаниях и сформированности умений и навыков включает индивидуальные занятия, разработку рекомендаций родителям.

2.3 Методическое обеспечение.

Реализация Программы предполагает использование учебно-методического комплекса, позволяющего достигать уровня образовательной подготовки обучающихся, предусмотренного требованиями образовательных стандартов. Учебно-методический комплекс включает разноуровневые дидактические материалы, позволяющие дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс с учетом особенности личности детей. Входящие
в состав методического комплекса электронные образовательные ресурсы
и программно-технологические комплексы обеспечивают возможность обогащения содержания образования обучающихся с использованием ИКТ.

Основная образовательная программа. «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева; «Подготовка к STEM–образованию детей раннего возраста» О.А. Головина

Педагогические методики и технологии: «Маленькими шагами в большой мир знаний» И.П. Афанасьева; «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; «Развиваем мелкую моторику» Д. Морозова; «Эксперименты в ванне» А. Бостельман; «Экспериментируем
и играем на подносе» А. Бостельман.

Формы организации занятий.

 Основными формами реализации Программы являются: фронтальные развивающие занятия с детей (в основе которых лежит
личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми); практические занятия, игровые занятия, занятия-инсценировки; игры;
занятия-путешествия; обыгрывание         ситуаций;         экспериментальная деятельность; творческая мастерская; создание коллекций; презентации и другие,
по усмотрению педагога.

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.

Объяснительно - иллюстративный метод в программе используется
при сообщении нового материала для обеспечения его успешного восприятия.
Он раскрывается с помощью приемов: беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования
и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельному решению проблемы.

Методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание мотивации успеха. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя материальное поощрение (в форме призов), моральное (словесное, вручение грамот, дипломов).

В проведении кружковой работы используются разнообразные методы
и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы
и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, экспериментирование помогают детям творчески реализоваться.

Используемые методы способствуют обеспечению высоко качества образовательного процесса и эффективному освоению воспитанниками программы.

3. Организационный раздел.

3.1 Учебный план.

3.2 Учебно – методический комплекс. Нормативно – правовые документы.

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;  

2.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

3.        Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;

4.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями от 27.08.2015);

5.        Устав МБДОУ детский сад №63 «Елочка» общеразвивающего вида
г. Ногинск Богородского округа Московской области;

6.        Основная образовательная программа дошкольного образования
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Список используемой литературы.

Безруких М.М. «Тренируем пальчики». ООО «Дрофа», 2000 г.

Белая А.Е. «Пальчиковые игры – М.»: «Астрель», 2001 г.

Гаврина С.Е. «Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать». – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002 г. 200с.

Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика». – М.: «Астрель», 2006 г.

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь».
Санкт –
 Петербург: 2005г.40 с.

Учебный план.

Название раздела

Количество часов

1.

Пальчиковая гимнастика  

5ч.

2.

Массаж

5ч.

3.

Работа с сыпучими материалами

4ч.

4.

Работа с бумагой

4ч.

5.

Работа со шнурками, с нитками

5ч.

6.

Рисование

4ч.

7.

Моделирование

6ч.

Итого

33ч.

Календарно-тематическое планирование.

Месяц

Тема

Задачи

Количество

часов

Сентябрь

Массаж «Крутись, карандаш».

Пальчиковая игра «Зайчики».

Развивать тактильные ощущения. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Помочь выполнить задание с помощью взрослого.

1ч.

Массаж «Этот мячик не простой».

Пальчиковая игра «Моя семья».

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений

1ч.

Массаж «Этот мячик не простой».

Пальчиковая игра  «Салат».

Развивать мелкую моторику рук. Учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

1ч.

Массаж «Пальчики, ладошка, кулачок».

Пальчиковая игра: «Спрячь в ладошке»

Учить выполняют задание с помощью взрослого.

1ч.

Октябрь

Массаж «Колючий ежик».

Пальчиковая игра «Ягоды».

Развивать тактильные ощущения. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

1ч.

Пальчиковая гим-ка «Мухомор».

Игра с пирамидкой.

Формировать умения выполнять простые действия – снимать и нанизывать колечки.

1ч.

Пальчикова гим-ка «Ягоды».

Игра с пирамидкой-стаканчиками.

Учить строить башенку и вкладывать стаканчики друг в друга.

1ч.


Пальчиковая гим-ка «Овощи».

Игра с пирамидкой.

Ознакомление детей с формой и цветом.

1ч.

Ноябрь

Массаж пальчиков карандашами. Дидактическая  игра «Цветные  вкладыши».

Учить вкладывать  одну форму в другую, развивать сообразительность.

1ч.

Мягкие пазлы.

Способствовать развитию внимания, координации движений

1ч.

Пальчиковая гим-ка «Овощи». Игра с бумагой.

Учить разрывать лист бумаги на мелкие кусочки, подбрасывать их вверх.

1ч.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

1ч.

Декабрь

Дидактическая игра «Бумажный мяч».

Развивать моторику обеих  рук, развитие образного  мышления. Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики.

1ч.

Дидактическая игра «Рисуем пальчиком по манке».

Учить изображать простейшие предметы с помощью пальчиков. Стимулирование тактильных ощущений.

1ч.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик».

Учить выполнять задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения.

1ч.

Дидактическая игра «Развесь белье».

Способствовать  развитию

координированных  движений рук,

1ч.

Январь

Дидактическая игра «Подбери гайку».

Активизировать  движение пальцев рук, учить  закручивать и откручивать гайки.

1ч.

Игры с пуговицами.

Учить нанизывать на шнурок пуговицы.

1ч.

Дидактическая игра «Собери бусы».

Развивать умение  нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити.

1ч.


Февраль

«Шнуровка».

Развитие мелкой  моторики рук гибкости,  подвижности  пальцев.

2ч.

«Лесенка».

Упражнять в выкладывании из палочек.

1ч.

«Дорожка».

Закреплять название деталей, умение подбирать кирпичики по цвету.

1ч.

Март

Рисуем пальчиками «Мимоза для мамы».

Учить детей рисовать пальчиками – окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки.  

1ч.

Лепка из пластилина.

Учить детей  выкладывать из семян украшение, развитие эстетического вкуса.

1ч.

«Сухой бассейн».

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения.

2ч.

Апрель

Наматывание нитки на катушку.

Развитие точности  движений, внимания и контроля  собственных действий.

1ч.

«Заборчик для Зайки».

Формировать тонкие движения  рук, развитие мускульной и тактильной памяти.

1ч.

Дидактическая  игра  «Веселый круг».

Учить застегивать  и расстегивать пуговицы, молнии, липучки. Формировать координированные движения пальцев рук.

2ч.

Май

«Солнышко».

Развивать образное мышление. Учить детей рвать салфетки и скатывать мелкие шарики, составлять изображение.

1ч.

Лепка «Червячки для грачей».

Продолжать работу с пластилином, раскатывая его прямыми движениями.

1ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

    Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того,...

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихо...

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

Картотека игр направленных на развитиемелкой моторики пальцев рук детей раннего возрастаОчень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная ...

Картотека «Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста».

Картотека «Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»....

Картотека игр, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция....