Рабочая программа кружка "Детям о добродетелях" для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Алксне Виолетта Армандовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детям о добродетелях» имеет социально-гуманитарную направленность.

Целью программы является развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

В ходе реализации программы у детей формируются:

- позитивноге отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе;

-  иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

- оптимистическая детская картина мира;

- потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;

- субъективное психо-эмоциональное благополучие;

- чувство патриотизма;

- дети приобщаются к опыту православной культуры, знакомятся с формами традиционного

семейного уклада, понимают свое место в семье и принимают посильное участие в домашних делах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_detyam_o_dobrod-lyah.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Направленность образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детям о добродетелях» имеет социально-гуманитарную направленность.

Нормативные документы

Программа разработана в соответствии с  Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Одной из важных современных проблем является духовно- нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе и родной земле. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей является первостепенной задачей современной государственной политики РФ и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа. Необходимый потенциал для воспитания нравственного человека, накопленный на протяжении многих столетий, заложен в православной культуре.

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека - есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Цель программы

 Развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи программы

Образовательные:

- развивать способность воспринимать литературные произведения и анализировать прочитанное;

- учить формировать свои мысли, выражать чувства, обогащать словарный запас;

 - формировать общую музыкальную культуру;

- приучать детей к классической, духовной и народной музыке;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего

развития детей;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру.

Развивающие:

- создание условий творческого развития;

- учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. В разных формах пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка;

 - создавать условия для восприятия детьми целостной картины мира;

Воспитательные:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к

традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных

нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов,

установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

- через изучение национальных, культурных традиций воспитывать у детей любовь к Родине.

Принципы отбора содержания

- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо

от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с

традиционной духовно-нравственной культурой России;

- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;

-  развивающего характера обучения, основанного на детской активности;

-  интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными                                                       возможностями детей;

-  комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- наглядность.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 6 -7 лет. Срок реализации программы 40 часов. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям к ней детей дошкольного возраста и составляет — 25-30 минут. В группу принимаются все желающие воспитанники МАДОУ ЦРР д/с № 94.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы - 10 месяцев. Полное освоение программы 40 часов. Недельная нагрузка – 1 раз в неделю.

Формы обучения

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав группы 10-15 детей.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов за 10 месяцев – 40 часов.

Продолжительность занятий – 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые результаты

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

-  иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

- создание оптимистической детской картины мира;

- потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;

- субъективное психо-эмоциональное благополучие;

- воспитание чувства патриотизма;

- приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного

семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Организационно-педагогические условия реализации программы

  Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.  

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.

  1. материально-техническое обеспечение реализации программы:                         

Музыкальный центр

Проектор

Художественная литература

Наглядные пособия

2) информационное обеспечение реализации программы.        

        

Календарный учебный график реализации дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

социально-гуманитарной направленности «Детям о добродетелях»

на 2022-2023 учебный год

Содержание

Возраст 6-7 лет

Количество групп

2

Начало учебного года

1 сентября 2022 г.

Окончание учебного года

30 июня 2023 г.

Сроки проведения родительских организационных и тематических собраний

сентябрь, май

Продолжительность учебного года

Всего недель

40

1-е полугодие

16

2-е полугодие

24

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Дни занятий

 четверг

Время занятий

15.15

Недельная образовательная нагрузка занятий

1

Объем недельной образовательной нагрузки (минут)

25

Сроки проведения мониторинга

Сентябрь, май

Периодичность показа деятельности

Январь, июнь

Темы итогового занятия

Развлечение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ возраст 6-7 лет        

п/п

                        Темы

       Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1

Мир Божий вокруг нас.

Библия. День первый

      1

      1

     --

2

Как стать сильным и ловким?

      1

      1

     --

3

Рождение Пресвятой Богородицы

      1

      1

     --

4

Об Ангеле и сатане

      1

      1

     --

5

Библия. День второй. День третий

      1

      1

     --

6

Почему плохо быть ленивым?

      1

      1

     --

7

Покров Пресвятой Богородицы

      1

      --

     1

8

«Мамочка моя»

      1

      1

     --

9

Библия. День четвёртый. День пятый

      1

      1

     --

10

Как научиться быть аккуратным и опрятным?

      1

      1

     --

11

Филипповки

      1

      1

     --

12

«Птичка-мать»

      1

      --

     1

13

Библия. День шестой. День седьмой

      1

      1

     --

14

Почему нужно быть внимательным и отзывчивым?

      1

      1

     --

15

Введение во храм Пресвятой Богородицы

      1

       1

     --

16

Гордыня, спесь

      1

       1

     --

17

Праздник Рождества Христова

      1

       --

     1

18

Почему плохо быть рассеянным?

      1

       1

      --

19

Крещение Господне

      1

       1

      --

20

Кривляние

      1

       1

      --

21

Какие бывают храмы

      1

       --

      1

22

Нужно ли помогать маленьким и слабым?

      1

       1

      --

23

Сретение Господне

       1

       1

      --

24

Дружба

       1

       1

      --

25

Колокольня

       1

        --

      1

26

Любовь к маме

       1

       1

      --

27

Крестопоклонная

        1

       1

      --

28

Мамины помощники

       1

        1

      --

29

Три части храма

       1

        1

      --

30

Почему надо уважать старших?

       1

        1

      --

31

Пасха

       1

        --

      1

32

Трудолюбие

       1

        1

      --

33

Иконостас

       1

        1

       --

34

Нужно ли доводить дело до конца?

       1

        1

      --

35

Вознесение Господне

       1

        1

      --

36

День Победы

       1

        --

      1

37

Алтарь

       1

        --

      1

38

Нужно ли сознаваться в своих проступках и что такое совесть

       1

        1

      --

39

Притча о богаче и пахаре

       1

        1

      --

40

Трудолюбие

       1

        1

      --

  Итого

      40

      32

      8

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (10 месяцев, 40 часов)

ме-

сяц

№ п/п

название занятия

программное содержание

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

Мир Божий вокруг нас.

Библия. День первый. Свет. День. Ночь.

Формировать у детей первоначальные представления о Боге как Творце мира. Познакомить детей с Библией, с началом сотворения нашего мира: мир сотворил Бог. Бог очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир был тоже добрым.  Воспитывать любовь к Богу, к природе, как к творению Божьему.

2.

Как стать сильным и ловким? (развитие телесных добродетелей)

Способствовать усвоению детьми понятий «сила», «быстрота», «выносливость», «гибкость». Показать важность физ-ры (зарядки) для развития выносливости и терпения. Ознакомить детей с именами прославленных русских богатырей, воинов, отличавшихся силой, ловкостью выносливостью и терпением.

м/ф «Зарядка для хвоста»; пословицы, поговорки про храбрость.

3.

Рождение Пресвятой Богородицы

Познакомить детей с образом Девы Марии

Аудио сказка «Рождение и Благовещение Пресвятой Девы Марии»

4.

Об Ангеле и сатане

Формировать у детей первоначальные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, добрые и плохие дела.

Рассказ В.А. Солоухина «За правым и левым плечом» (Егорушка с.81)

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

Библия. День второй. Небо.

День третий. Земля. Вода. Растения.

Привлекать внимание детей к разнообразию и красоте окружающего мира,

целесообразности и премудрости его устроения.

2.

Почему плохо быть ленивым?

(развитие телесных добродетелей)

Раскрыть значение понятий «ленивый», «трудолюбивый», «послушный»; показать важность умения быть послушным и трудолюбивым. Акцентировать внимание детей на негативной оценке таких личностных качеств, как леность, пассивность, непослушание, неуважение к старшим.

м/ф «Маша больше не лентяйка»

3.

Покров Пресвятой Богородицы

Продолжать знакомить детей с праздником. Аудио рассказы.  

4.

«Мамочка моя»

Продолжать воспитывать в детях такие качества, как послушание, уважение и любовь к самому близкому человеку – маме, желание беречь ее и помогать ей. Беседа на тему «Мама рассердилась»: за что сердятся на нас наши мамы? Как мы с ними миримся?

«Кукушка» (ненецкая сказка)

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1.

Библия. День четвёртый. Солнце. Луна. Звёзды. День пятый. Птицы, рыбы, насекомые

Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Обратить внимание на понятие «светило», чтение стихотворений, загадок. Беседа о птицах и обитателях моря нашей области.

2.

Как научиться быть аккуратным и опрятным?

(развитие телесных добродетелей)

Раскрыть значение понятий «аккуратный», «опрятный», «неряшливый»; показать важность стремления быть аккуратным, акцентировать внимание на необходимости уважения и благодарности взрослым за их труд и заботу о детях. м/ф «Ситцевая улица».    

3.

Филипповки

Рассказать детям о начале Рождественского поста, о дне памяти апостола Филиппа. Аудио рассказы.

4.

«Птичка-мать»

Формировать у детей уважительное отношение к природе, стремление жить по принципу «не навреди», знакомим с таким личностным качеством, как сострадание. Чтение рассказа К. Лукашевич «Сострадание птичек».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.

Библия. День шестой. Человек, животные. День седьмой. День отдыха (покоя).

Рассказ о том, как появились люди. Беседа о Душе. Стихотворение «Человек».

2.

Почему нужно быть внимательным и отзывчивым? (развитие наблюдательности, воображения, памяти)

Раскрыть значение понятий «внимательность», «отзывчивость», «равнодушие»; формировать внимательное отношение к внутреннему миру, акцентировать внимание на умении быть восприимчивым к словам и оценкам взрослых, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, воспитывать желание помочь. м/ф «Просто так».

3.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Познакомить детей с этим праздником.

4.

Гордыня, спесь

Формировать у детей дружелюбие, позитивное отношение к другим людям. Чтение рассказа А.К. Толстого «Спесь».

Я

Н

В

А

Р

Ь

1.

Праздник Рождества Христова

Продолжаем изучать православные традиции праздника Рождества Христова. Сказки о Рождестве

2.

Почему плохо быть рассеянным?

(развитие наблюдательности, воображения, памяти)

Раскрыть значение понятий «рассеянный», «невнимательный», «внимательный». Показать важность навыка внимательного слушания и наблюдения; акцентировать внимание на негативной оценке таких личностных качеств, как невнимательность и рассеянность. м/ф «Вот какой рассеянный».

3.

Крещение Господне

Рассказать детям об этом празднике, его значении (Богоявление)

4.

Кривляние

Порицаем кривляние, обсуждаем, почему говорят, что улыбка красит человека. Чтение рассказа Т. Дашкевич «Кривляние».

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1.

Какие бывают храмы. Как вести себя в храме.

Рассказать детям, какие бывают храмы, познакомить с храмами Калининграда.

2.

Нужно ли помогать маленьким и слабым? (развитие добродетели «ума»)

Раскрыть значение понятий «милосердие», «отзывчивость», «чуткость»; способствовать формированию у детей эмоциональной отзывчивости, учить их анализировать свои поступки. м/ф «Подарок для самого слабого».

3.

Сретение Господне

Познакомить детей с этим праздником.

4.

Дружба

Продолжаем формировать у детей понятие дружбы и товарищества. Рассказ Л.Н. Толстого «Два товарища», пословицы о дружбе.

М

А

Р

Т

1.

Колокольня

Рассказать детям о различных колоколах и видах звонов, послушать аудиозаписи.

2.

Любовь к маме (развитие добродетели сердца)

Развивать чувство милосердия, уважительного и внимательного отношения к маме, воспитывать желание заботиться, радовать ее; акцентировать внимание на послушании. м/ф «Мама для мамонтенка»

3.

Крестопоклонная

Познакомить детей с Крестопоклонной неделей.

4.

Мамины помощники

Формируем самостоятельность, воспитываем уважение к труду, желание помогать. Рассказ С. Могилевской «Первый разговор».

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.

Три части храма

Рассказать детям об устройстве храма (притвор, средняя часть, алтарь).

2.

Почему надо уважать старших? (развитие добродетели воли)

Раскрыть значение понятий «уважение», «мудрость», «старость»; способствовать формированию у детей уважительного отношения к пожилым людям, воспитывать милосердие. м/ф «У старости – мудрость»

3.

Пасха

Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи.

4.

Трудолюбие

Продолжаем формировать у детей такие качества, как скромность, трудолюбие. Рассказ В. Сутеева «Умелые руки», пословицы.

М

А

Й

1.

Иконостас

Рассказать детям, как устроен иконостас, об иконах и росписи.

2.

Нужно ли доводить дело до конца? (развитие добродетели воли)

Раскрыть значение понятий «трудолюбивый», «ответственный», «ленивый», воспитывать желание трудиться; поощрять инициативу в оказании помощи товарищам. м/ф «Так сойдет».

3.

Вознесение Господне

Рассказать детям об этом дне.

4.

День Победы

Обращать внимание на сочетание нравственного и эстетического в стихотворении – контраст между красотой природы и жестокостью человека. С.П. Щипачев 22 июня 1941года.

И

Ю

Н

Ь

1.

Алтарь

Рассказать детям об устройстве алтаря.

2.

Нужно ли сознаваться в своих проступках и что такое совесть (развитие добродетели совести)

Раскрыть значение понятий «обман», «совесть», «чувство стыда»; подчеркнуть негативную оценку такой личностной характеристики, как «упорная несознательность (нежелание признать свою неправоту). м/ф «Федя Зайцев».

3.

Притча о богаче и пахаре

Поговорить с детьми о вере, созидании и благодарности.

4.

Трудолюбие

Продолжаем формировать у детей трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых, к профессии родителей. Рассказ Дж.  Родари «Чем пахнут ремесла»

Список литературы:

  1. Бацкалева В.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – М.: ПСТГУ, 2021.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  3. Добрый мир. Православная культура для малышей: из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»: учебно-методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования / Ред.-сост. Л.Л. Шевченко. – М.: ИИУ МГОУ, 2014.
  4. Егорушка. Праздник каждый день. Детский православный календарь на 2023 год. – Спб.: Издательство «Свет Христов», 2022.
  5. Зайцев А.Н. Детям о Православии. О храме. – М.: Никея, 2022.
  6. Моисеенков А.А. Детям о Православии. О праздниках. – М.: Никея, 2020.
  7. Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя ДОУ для детей от 6 до 7 лет по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (6 до 7лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой   дошкольного образования    «Программ...

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей подготовительной группы №5 « Теремок» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильев...

Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по организации деятельности детей в старшей группе (составлена на основе основной программы ОУ)

Цели обязательной части Программы. (ФГОС ДО п. 2.1., 2.4.) определение содержания и организация образовательной деятельности детей в старшей группе МКОУ «Болоховский центр образования №2&ra...