Консультация для воспитателей "«Роль музыки в развитии детей: мир музыки в дошкольном возрасте».
консультация

Котельникова Наталья Анатольевна

Музыка - одно издоступнейших средств взаимодействия взрослого и ребёнка. Виды деятельности и развития творческих способностей рассказывается в этом докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_po_muzyke.docx22.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №101»г.

Чебоксары Чувашской Республики

Консультация для воспитателей

«Роль музыки в развитии детей: мир музыки в дошкольном возрасте».

                                                                                      Подготовила и провела

                                                                                     музыкальный руководитель

                                                                                     Котельникова Н.А.

г.Чебоксары 2023 г.

«Роль музыки в развитии  детей».

        Зачем нужна музыка Вашему ребенку? Почему музыка необходима детям в раннем возрасте? Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!

        Многочисленные исследования доказали ― искусство положительно влияет на работу мозга. Ученые указывают на такие положительные эффекты:

  1. Улучшает память. Малыш слушает произведения, песенки. На подсознательном уровне запоминает мелодию и слова. Логопеды советуют учить с малышами стихи для тренировки памяти. С любимыми песенками все происходит естественно;
  2. Запускает речь. Дитя поет любимые песни, напевает мелодии — тренирует артикуляционные мышцы. Чем больше дитя говорит, тем быстрее происходит развитие речи;
  3. Повышает успеваемость в школе. Хотите, чтобы дочка, сын быстро научился читать, писать и считать? Тренируйте пространственное мышление. Эффективный инструмент — музыка для развития ребенка. Она оптимизирует работу мозга. Результат — хорошие оценки по математике в школе, способность к изучению иностранных языков;
  4. Стабилизирует эмоциональный фон. Гиперактивных деток успокоит и расслабит спокойное произведение, тихих и пассивных — взбодрят веселые мелодии;
  5. Улучшает координацию движений. Это актуально для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, гипо- или гипертонусом мышц — они обычно хуже владеют телом;
  6. Повышает познавательный интерес. Заменяйте музыкой виртуальную реальность и гаджеты. Она подпитывает любознательность, познавательный интерес деток;
  7. Развивает чувство ритма. Оно отвечает за координацию движений, выразительность речи, эмоциональную уравновешенность, ощущение времени и умение планировать, аналитическое мышление.

        Занятия музыкой — пение, слушание, воспроизведение — укрепляют совместные  отношения ребёнка со взрослым.

Интеллектуальное развитие

       Ученые доказали: положительно влияют на интеллект произведения Моцарта. Они улучшают память, умственные способности. Эффекту есть научное объяснение: красивые, сложные и богатые мелодии влияют на определенные гены и образуют белки, которые отвечают на мыслительные процессы.

      Вот почему стоит как можно раньше давать сыну, дочке слушать красивые произведения. Они конструируют мозг: у ребят дошкольного возраста он очень податлив, как губка впитывает новые знания, эмоции, опыт.

      Детские психологи советуют: во время обучающих игр включайте фоном диски Бетховена. Быстро заметите результат: сын, дочка будет лучше выполнять задания, повысится внимание и продуктивность. Эффект доказан в ходе исследования.

      После занятий или активных игр, перед сном включите спокойные мелодии: звуки природы, колыбельную. Они расслабят дитя, обуздают эмоции, помогут справиться с усталостью и нагрузками.

Эмоциональное развитие и социализация

     Красивые мелодии воздействуют на отделы мозга, которые отвечают за способность человека реагировать эмоционально: сопереживать, доверять, впоследствии — находить общий язык, дружить и сотрудничать с людьми.

Это заметно в детском саду: малыши вместе слушают произведения, играют на инструментах, поют, танцуют — их сближает совместная деятельность, которая располагает к общению, дарит ощущение причастности к коллективу и происходящему вокруг.

      Еще один эффект музыки для развития детей — она учит выражать свои чувства, делиться ими. У маленьких ребятишек это проявляется через двигательную активность: они подпрыгивают, раскачиваются, переступают с ножки на ножку в такт мелодии. Реагируют улыбкой, смехом, хлопают в ладоши. Это первые проявления эмоций.

      Так формируются социальные навыки малышей.

Раннее развитие творческих способностей личности

      Оно происходит через восприятие музыкальных произведений — слушание, анализ и музыкальную деятельность — пение, танцы, ритмические движения, игру на детских инструментах (бубне, маракасе, ксилофоне, барабане, дудочке). Хорошо иметь их дома.

     Ребята слушают мелодию и учатся понимать, чувствовать и интерпретировать ее. Это невозможно без воображения, фантазии.

Способствуют этому и детские песенки. У них простые ритмы, слова легко запоминаются. Детки слушают песни — представляют их в картинках, воображение рисует яркие образы. Позже придумывают свои стихи и песни, поют их.

     У детских психологов есть отличное упражнение: рисование под песни. Задача ребят: изобразить на бумаге услышанное или то, что они чувствуют.

Художественно-эстетическое развитие личности

Стремление к красоте — естественно для людей. Хотите вырастить человека с чувством прекрасного? Окружайте его им с раннего детства! Знакомьте с красивой музыкой, живописью, книгами.

Лучшая музыка для развития детей

      Любые произведения влияют на маленького человека: его организм, мозг, психику. Задача взрослых — оградить его от негативного влияния и предложить правильный репертуар.

     Особое влияние оказывает классическая музыка: Моцарт, Бетховен, Шопен. А произведения Моцарта нейропсихологи советуют включать во время игр. Они включают мозг: дитя становится креативным, находчивым, решает задачи необычными способами.

     Не забывайте о детских песнях, сказках-мюзиклах. Они веселые и радостные. Учат добру, справедливости, выходить из разных жизненных ситуаций, прививают правильные ценности.

Какая музыка для развития детей не подходит

Не включайте эти произведения чаду и не слушайте их в его присутствии:

  • громкая, тяжелая. Она отрицательно воздействует на нервную и эндокринную системы;
  • с обилием шумов и ударных инструментов. Они на уровне подсознания не дадут чаду сосредоточиться — страдает интеллект;
  • песни с нецензурной лексикой. Малыши схватывают и повторяют все слова, которые слышат. Отучить их от бранных слов будет невероятно сложно;
  • монотонные мелодии. Блюзы, баллады — это хорошо. Но дозированно. Старайтесь чередовать спокойные (но не заунывные) мелодии с задорными. Учитывайте время суток, темперамент чада.

        Поговорим о жанрах. Нейропсихологи советуют оградить малышей от прослушивания панка, гаражного рока, хауса, хэви-металла, готики. Это слишком тяжелая нагрузка для детских ушей. Малыши отреагируют на такие песни плачем, истерикой, старшие дошкольники — гиперактивностью, агрессией. Ни о каком положительном влиянии музыки для развития ребенка в этом случае не идет.

Как происходит развитие детей средствами музыки

Психологи рекомендуют заниматься музыкотерапией для формирования личности маленького человека регулярно:

  1. Оптимальная частота — 2 ‒ 3 раза в день;
  2. Продолжительность — от 20 до 30 минут одно занятие. Ваше чадо любит слушать мелодии, песни — увеличивайте время;
  3. Подбирайте мелодии: спокойные — после еды, перед сном, веселые — до еды, в течение дня;
  4. Выбирайте громкость: не громче спокойной разговорной речи, фоновый режим;
  5. Предлагайте ассортимент: классика, джаз, эстрадные, народные, детские песни — не зацикливайтесь на одном жанре. Широкий репертуар — залог разностороннего развития личности.

       Соблюдайте баланс — музыка для развития ребенка принесет замечательные результаты.

Как использовать музыку для развития детей

         Младенцам, младшим и старшим дошкольникам — музыкотерапия полезна всем. Новорожденному включайте диски в фоновом режиме во время кормления, купания, переодевания. Включайте колыбельные или спокойные тихие мелодии перед сном. Динамичные и жизнерадостные — во время зарядки, массажа.

        Младшим и старшим дошкольникам включайте классику во время развивающих занятий, настольных игр. Задорные песни — для переключения внимания, во время активных игр и шалостей, спокойную — в конце дня, перед сном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Роль песочной технологии в развитии эмоциональной жизни детей дошкольного возраста

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Многие не справляются, испытывают страх, тревожность, появляются трудности в общ...

Консультация для воспитателей «Роль лепки в развитии детей раннего возраста»

Лепка-это создание объемных или рельефных фигур, картин, и даже целых композиций из пластичных материалов....

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"

В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является техно...

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»

Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деят...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Своевременное овладение правильно речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, пр...