Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями" (консультация)
консультация

Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями" (консультация)

Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.

Основные особенности детей с речевыми отклонениями:

  1. Помимо речевого нарушения у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.);
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми).

Задачи музыкального развития детей с нарушениями речи.

Исходя из особенностей детей, решаются одновременно задачи, как музыкального развития, так и коррекционные задачи.

Основные задачи:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха;
  2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями;
  3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах;
  4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки;
  5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни);
  6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

 Коррекционные задачи:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться более гармонично;
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания, памяти, музыкального восприятия;
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, способы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости.

Методы и приемы.

Очень важно в решении задач музыкального развития детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.

Наглядно-слуховые приемы включают:

- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

-     слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

- использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.;

- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Наглядно-зрительные приемы:

- показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;

- показ приема детьми, которые хорошо его освоили;

- «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;

- показ педагога с утрированными ошибками;

- показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; - использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.

Тактильно-мышечная наглядность:

Индивидуальная помощь педагога, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.

Словесные методы:

- Объяснения. Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии.

- Указания. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.

- Вопросы. Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

- Сюжетные рассказы.

- Пояснения.

- Беседы.

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

Практический метод, или метод упражнений:

Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.

Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.

Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.

Виды музыкальной деятельности: слушание музыки и исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, творчество).

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение.

Следует ориентироваться на интерес детей. Желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, можно провести тематическое занятие «Времена года», где дети будут слушать музыку П. Чайковского, А.  Вивальди, стихи А.Пушкина, Ф. Тютчева, посмотрят репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина.

Большой интерес у детей вызывает рисовать то, о чем рассказала музыка.

Для лучшего запоминания названий произведений, фамилий композиторов следует: объединять ряд музыкальных произведений общим рассказом, посвятить ряд занятий творчеству одного композитора, сравнивать контрастные по содержанию и по названию произведения (например, «Болезнь куклы» П. Чайковского и «Новая кукла»).

Исполнительство: 

Элементарное музицирование. При обучении детей с речевыми нарушениями игре на детских музыкальных инструментах решаются следующие коррекционные задачи:

- Развитие внимания и памяти, которые потребуются детям, играющим в оркестре;

- Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне и т.д.;

- Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках;

- Развитие дыхания при игре на духовых инструментах в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем;

- Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх;

- Развитие координации пения с движением пальцев рук;

- Развитие музыкально-ритмического чувства.

В индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты: металлофоны, ударно-шумовые инструменты.

Целесообразно сопровождать игру детей в ансамбле, оркестре игрой музыкального руководителя на фортепиано, баяне или фонограммой. Это позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Пение. Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, в частности детей с нарушениями речи.

Пение используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения звукопроизношения.

На первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового аппарата, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, полезно использовать музыкально-дидактические игры "На каком инструменте играю?", "Отгадай и сыграй как я", отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой.

На втором этапе работы детей учат различать звукокомплексы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки: "Угадай по голосу", "Птенчики" Е. Тиличеевой.

На следующих этапах работы при обучении дифференциации фонем можно включить в работу попевку "Бубенчики" Е. Тиличеевой, где дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах "динь-дан-дон", ориентируясь на высоту звука. Как и в музыке, в музыкальной речи используются средства выразительности: изменение темпа, характерный ритм, динамическая и тембровая окраска.

В работе над пением большое внимание уделяется упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию, осанке. В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах. В работе над дыханием можно использовать показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Много внимания, усилий требует работа над чистотой интонирования. Надо научить детей не только вслушиваться в мелодию, запоминать ее, но и правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого используются такие приемы:

- проигрывание мелодии на разных инструментах;

- пропевание мелодии с сопровождением и без него;

- отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной;

- упражнение в подстраивании голоса к данному звуку и др.

Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры.

Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки и др.) Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В музыкальном воспитании детей с нарушениями речи используются следующие упражнения:

- на усвоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и их разновидности);

- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (общеразвивающие упражнения);

- для повышения качества выполнения движений;

- на развитие ориентировки в пространстве;

- в танцевальных и плясовых движениях;

- на развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального сопровождения);

- активизирующие внимание;

- развивающие мелкую моторику;

- формирующие музыкально-ритмическое чувство и т.д.

В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, ленты, погремушки и т.д.

К музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы. Они бывают парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.

В парных танцах музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей. Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

Танцы с пением и хороводы помогают детям с нарушениями речи координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. При выборе танцев с пением необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

Музыкальная игра. Музыкальная игра является основным видом деятельности дошкольников. Она имеет большое значение в музыкальном развитии детей. С её помощью в интересной, непринужденной форме можно успешно решать коррекционные задачи. Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, музыкально-дидактические игры.

Сюжетно-инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В них есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие. Часто в таких играх применяются разнообразные предметы (бубны, погремушки).

Игры с пением бывают народные и разработанные музыкальными руководителями. С помощью этих игр решаются такие задачи:

- формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования;

- нормализация психических расстройств;

- тренировка двигательного аппарата.

С их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, позволяют закрепить двигательные навыки, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность.

Творчество – предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, элементарном музицировании.  В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_razvitie_detey_s_rechevymi_narusheniyami.doc78.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями" (консультация)

Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь.

Основные особенности детей с речевыми отклонениями:

  1. Помимо речевого нарушения у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.);
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми).

Задачи музыкального развития детей с нарушениями речи.

Исходя из особенностей детей, решаются одновременно задачи, как музыкального развития, так и коррекционные задачи.

Основные задачи:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха;
  2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями;
  3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах;
  4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки;
  5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни);
  6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Коррекционные задачи:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться более гармонично;
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания, памяти, музыкального восприятия;
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, способы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости.

Методы и приемы.

Очень важно в решении задач музыкального развития детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.

Наглядно-слуховые приемы включают:

- исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

- слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

- использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.;

- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Наглядно-зрительные приемы:

- показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;

- показ приема детьми, которые хорошо его освоили;

- «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;

- показ педагога с утрированными ошибками;

- показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; - использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.

Тактильно-мышечная наглядность:

Индивидуальная помощь педагога, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.

Словесные методы:

- Объяснения. Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии.

- Указания. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.

- Вопросы. Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

- Сюжетные рассказы.

- Пояснения.

- Беседы.

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

Практический метод, или метод упражнений:

Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.

Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.

Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.

Виды музыкальной деятельности: слушание музыки и исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, творчество).

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

После прослушивания музыкального произведения полезно не только говорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение.

Следует ориентироваться на интерес детей. Желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, можно провести тематическое занятие «Времена года», где дети будут слушать музыку П. Чайковского, А. Вивальди, стихи А.Пушкина, Ф. Тютчева, посмотрят репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина.

Большой интерес у детей вызывает рисовать то, о чем рассказала музыка.

Для лучшего запоминания названий произведений, фамилий композиторов следует: объединять ряд музыкальных произведений общим рассказом, посвятить ряд занятий творчеству одного композитора, сравнивать контрастные по содержанию и по названию произведения (например, «Болезнь куклы» П. Чайковского и «Новая кукла»).

Исполнительство:

Элементарное музицирование. При обучении детей с речевыми нарушениями игре на детских музыкальных инструментах решаются следующие коррекционные задачи:

- Развитие внимания и памяти, которые потребуются детям, играющим в оркестре;

- Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне и т.д.;

- Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках;

- Развитие дыхания при игре на духовых инструментах в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем;

- Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх;

- Развитие координации пения с движением пальцев рук;

- Развитие музыкально-ритмического чувства.

В индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты: металлофоны, ударно-шумовые инструменты.

Целесообразно сопровождать игру детей в ансамбле, оркестре игрой музыкального руководителя на фортепиано, баяне или фонограммой. Это позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Пение. Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, в частности детей с нарушениями речи.

Пение используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения звукопроизношения.

На первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового аппарата, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, полезно использовать музыкально-дидактические игры "На каком инструменте играю?", "Отгадай и сыграй как я", отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой.

На втором этапе работы детей учат различать звукокомплексы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки: "Угадай по голосу", "Птенчики" Е. Тиличеевой.

На следующих этапах работы при обучении дифференциации фонем можно включить в работу попевку "Бубенчики" Е. Тиличеевой, где дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах "динь-дан-дон", ориентируясь на высоту звука. Как и в музыке, в музыкальной речи используются средства выразительности: изменение темпа, характерный ритм, динамическая и тембровая окраска.

В работе над пением большое внимание уделяется упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию, осанке. В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах. В работе над дыханием можно использовать показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Много внимания, усилий требует работа над чистотой интонирования. Надо научить детей не только вслушиваться в мелодию, запоминать ее, но и правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого используются такие приемы:

- проигрывание мелодии на разных инструментах;

- пропевание мелодии с сопровождением и без него;

- отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной;

- упражнение в подстраивании голоса к данному звуку и др.

Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры.

Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки и др.) Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

В музыкальном воспитании детей с нарушениями речи используются следующие упражнения:

- на усвоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и их разновидности);

- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (общеразвивающие упражнения);

- для повышения качества выполнения движений;

- на развитие ориентировки в пространстве;

- в танцевальных и плясовых движениях;

- на развитие мышечного чувства, мышечного тонуса (без музыкального сопровождения);

- активизирующие внимание;

- развивающие мелкую моторику;

- формирующие музыкально-ритмическое чувство и т.д.

В некоторых упражнениях используются предметы: мячи, флажки, ленты, погремушки и т.д.

К музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы. Они бывают парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.

В парных танцах музыка должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. При выборе танца следует учитывать двигательные навыки детей. Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

Танцы с пением и хороводы помогают детям с нарушениями речи координировать пение и движение, упорядочивают темп движения. При выборе танцев с пением необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

Музыкальная игра. Музыкальная игра является основным видом деятельности дошкольников. Она имеет большое значение в музыкальном развитии детей. С её помощью в интересной, непринужденной форме можно успешно решать коррекционные задачи. Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

В музыкальном воспитании чаще всего используются игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, музыкально-дидактические игры.

Сюжетно-инструментальные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В них есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.

Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие. Часто в таких играх применяются разнообразные предметы (бубны, погремушки).

Игры с пением бывают народные и разработанные музыкальными руководителями. С помощью этих игр решаются такие задачи:

- формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования;

- нормализация психических расстройств;

- тренировка двигательного аппарата.

С их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, позволяют закрепить двигательные навыки, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность.

Творчество предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, элементарном музицировании. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями (консультация для родителей)

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п....

Статья: "Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями"

Система музыкального развития в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. ...

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Консультация для родителей

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п....

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Консультация для родителей

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями" Консультация для родителей

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

"Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями". Консультация для родителей (08.12.2017)

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонение в речевом развитии. Под влиянием музыки - положительно развиваются психические процессы. чи...

Консультация для родителей Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями

      Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии...